Педагогическая мастерская учителя биологии
статья по биологии

Нина Владимировна Небольсина

В работе представлена презентация внеклассной работы учителя биологии по организации работы школьного лесничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya.docx19.26 КБ
PDF icon nebolsina_n_v_ped_masterskaya.pdf1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Сл 1

Школьное лесничество как эффективная форма экологического образования в организации внеурочной деятельности обучающихся

         Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, и остаются в памяти те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, поэтому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка.

Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание учащихся, которое предполагает ориентацию на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам.

Одним из вариантов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников экологического направления является школьное лесничество. Сл 2

Школьное лесничество позволяет «погрузиться» в современные ландшафты своей местности, что обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае.

В программе  ШЛ предусмотрены   научно-исследовательская   и   практическая деятельность   учащихся   на     материале   школьного дендрария  и Рахмановского лесничества, а также -  междисциплинарность,  предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, ботаники, географии,  химии, дендрологии,   почвоведения,   информатики.

Кружок лесничества посещают ребята с 3 по 9 класс. Т.е. - разновозрастная группа. Уровень знаний тоже различен, но объединяет ребят интерес к жизни леса.

В Работе лесничества используются различные формы организации деятельности обучающихся. СЛ 3

    Коллективные (лекции, семинары, экскурсии, экологические практикумы,  эколого-просветительские мероприятия, практические), индивидуальные (проектирование, экспериментальные наблюдения в природе, работа с научной литературой),  акции, встречи с работниками лесного хозяйства, защита проектов, игры, конкурсы, конференции, лабораторное занятие, лекция, поход, праздник, рейд итд.

Практические занятия являются одним из видов работ учащихся.

 Они способствуют осуществлению межпредметных связей, связи теории с практикой, развитию мыслительно-познавательной активности школьников, приобщению их к методам научного исследования, что имеет большое значение для профессиональной ориентации учащихся. сл 4

Как и к школьному уроку, к занятию тоже  предъявляются определенные требования: он должен быть проблемным и развивающим – учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые учебные ситуации, активизирует деятельность учащихся, а вывод делают сами учащиеся. Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт. Например,  при изучении разнообразия животных леса показать веретеницу, многие ее относят к змеям, ее опасаться не стоит, т.к. это ящерица. Но она охраняемая. Почему измерения диаметра дерева делают на высоте 1,30 м?

Структура практического занятия должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Например, при отработке навыков лесной таксации, ребята самостоятельно распределяют, кто ведет подсчет древостоя, кто работает с буссолью, высотомером, мерной вилкой. Сл.5

На занятиях активно используются информационные технологии. Ребята не только изучают жизнь леса, но и выполняют различные задания, решают олимпиады. Два года ребята участвуют в межрегиональной олимпиаде школьных лесничеств, всероссийском квесте «Есть такая профессия – лес защищать» Сл.6 В этом году мое руководство осуществлялось дистанционно, была на больничном. Мы с ребятами создали доску падлет, где обсуждали разгадывание ребусов, загадок, викторину, создание заметки о лесной профессии, ребята сняли ролик о лесных профессиях.

Формирование личностных результатов позволяет реализовать воспитательный потенциал занятий, направленных выстраивание  системы ценностей, основанной на общечеловеческих, базовых национальных ценностях, а также ценностей, обеспечивающих прогресс самой личности, ценности изучаемого предмета, интереса к биологии.  Сл. 7

Одним из самых перспективных и успешных способов формирования экологической культуры представляет собой эколого-просветительская деятельность. Сл 8

Объекты эколого-просветительской деятельности: организация и проведение конкурсов рисунков, аншлагов, информационных листовок, газет эколого-лесной тематики, проведение экологических игр и викторин, социологические опросы населения, экологические инициативы и акции.

Сл 9

Достижение метапредметных результатов обучения ориентированы на подготовку человека, владеющего умением самостоятельно добывать и применять знания в различных ситуациях, ставить познавательные и образовательные задачи, искать и находить новую информацию, осуществлять ее отбор и структурирование, использовать ее в практической деятельности, то есть связаны с формированием умения учиться.  СЛ10

Этому способствуют исследовательская и проектная деятельность. Ребята защищают экологические проекты на различных конкурсах и конференциях. В Орехово-Зуевском ГГТУ в 2022, 23 году на конференциях, посвященных Дню Земли ребята занимали 2 и 3 места, принимали участие акции «Я гражданин» в номинации Экологические проекты. Неоднократно занимали призовые места на юниорском лесном  конкурсе «Подрост», мы ежегодно участвуем в слетах школьных лесничеств Московской области. Сл.10

Призер Подроста Анна П принимала участие в профильной тематической смене для членов школьных лесничеств

Сл11

Неподдельный интерес у детей вызывают экскурсии. Являясь особой формой учебной и внеурочной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им обучаемых-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях.  Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания детей. На экскурсиях обучающиеся проверяют на практике многие теоретические знания развивают свою функциональную грамотность.

Таким образом, работа школьного лесничества построена в логике системно-деятельностного подхода с использованием современных педагогических технологий (проблемного обучения, технология развития критического мышления, технологии интерактивного и дистанционного обучения), что обеспечивает

 прогресс личности ребенка, ее саморазвитие – активность, трудолюбие, самоценность, критичность, творчество, самоопределение, самооценка и другие.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание педагогической деятельности учителя биологии

Описание педагогической деятельности учителя биологии 2010г...

Педагогическая мастерская учителя математики

Педагогическая мастерская- описание опыта работы по применению в образовании  и воспитании различных технологий....

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Аналитическая справка о педагогической деятельности учителя биологии и химии

данная работа знакомит с учебно- воспитательной деятельность учителя...

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.

Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по  технологии проектного обучения....

Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ

Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ...