Технологическая карта учебного занятия по теме "Осанка"
план-конспект по биологии

Занятие посвещено организации деятельности обучающихся по формированию потребности здорового образа жизни при прохождении программы курса внеурочной деятельности «Жить здорово» в разделе "Опорно-двигательная система".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnomu_kursu_zhit_zdorovo.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по теме «Осанка»
направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное

Цели занятия:

  1. Развивающая: развивать

1.1.Регулятивные УУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

1.2.Познавательные УУД: классифицировать и обобщать факты и явления, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности, выявлять и называть причины события, осуществляя причинно- следственный анализ, определять логические связи между предметами и/или явлениями, создавать абстрактный или  образ предмета;

1.3. Коммуникативные УУД: играть определенную роль в совместной деятельности, строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога,

II. Развитие личностных УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, ценностного отношения к здоровью.

Оборудование: презентация к теме занятия, пластилин, кусочки проволоки по 10 см.

Критерии оценки:

  • вопрос – понятие 1 балл
  • вопрос – суждение -1-2 балла
  • ответ на вопрос – сужение – 1-2 балла
  • ответ на вопрос- понятие – 1-2 балла
  • умозаключение – 3 балла
  • дополнение – 1-2 балла
  • возражение – 1-3 балла
  • версия – 1-3 балла
  • выступление от группы – 1-6 баллов
  • анализ ответов -1-3 балла

поощрительные баллы:

основание деления – 1-3 балла

нестандартные мысли – 1-3 балла

дисциплина -1 балл

скорость работы -1 балл

осанка -1 балла
баллы снимаются:

нарушение дисциплины1-3 балла

 некорректное поведение 1-3 балла


Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

УУД, формируемые деятельностью

Организационный момент:
Если ты достаточно разумен, то    

 следует позаботиться о своём здоровье,                                  

 ибо здоровье – это не всё,

 но без здоровья всё  - ничто.

                                                Сократ.

Добрый день, уважаемые ребята. Приветствую вас на нашем занятии, надеюсь оно будет добрым и полезным

Занимают свои места в классе

1.

1.1

Мотвационно- целевой блок

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями: изобразить походку

  1. ученика, получившего «2»
  2. трусливого человека
  3. веселого, жизнерадостного человека,
  4. сильного, уверенного в себе спортсмена
  5. печального человека,
  6. успешного и здорового человека
  7. очень больного человека

- Угадайте эмоциональное состояние человека

по его походке

-Каким образом эмоциональное состояние человека и положение его тела при движении связаны?

Изображают по очереди походку различных людей

Определяют эмоциональное и физическое состояние людей по их походке

Предполагаемый ответ: «Эмоции побуждают к определенному движению, положению тела в пространстве.»

Регулятивные УУД: формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

1.2

Мы сегодня будем разговаривать  о здоровье важного человеческого органа.

Внимательно послушайте и скажите, о чем пойдет разговор:

1.40% школьников имеет ее нарушения

2.В XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула, для того, чтобы она формировалась

3.Непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц

формулируют тему занятия: Осанка, орган о котором идет речь – позвоночник.

ПУУД: обобщать факты и явления

1.3

Заглянем в толковый словарь.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», ср. такие слова как «сан», «сановник», «приосаниться». Так, у В. И. Даля:

«САН — высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почёт …  осанка, рост…».

Из «Толкового словаря» В. Даля: «...под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие к красоте»

Ответьте на вопрос –суждение

- Каким образом термин «Осанка» и Сан связаны

2б.

Читают определение понятия «осанка», обсуждают его значение

 У этих терминов одинаковый корень, термин «Осанка» произошел от «Сан».

1.4

Задание: Используя карточку №1 сформулируйте вопросы - понятия, позволяющие сформулировать цель занятия

Сформулируйте цель нашего занятия, задачи, которые необходимо решить в ходе занятия, чтобы достичь цели

Возможные варианты вопросов:

1.Что называется осанкой?

2.Что понимается под правильной осанкой?

3.Что представляет собой правильная осанка?

Формулируют цель занятия: познакомиться с понятием "осанка", задачи: определить тип осанки, выяснить, как иметь хорошую осанку.

Регулятивные УУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

2.1

Содержательный блок

Ответьте на вопрос: Каким образом сила тяжести и осанка связаны?

Сила тяжести тянет тело человека вниз, делает его осанку сутулой,

ПУДД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности, выявлять и называть причины события, осуществляя причинно- следственный анализ, определять логические связи между предметами и/или явлениями

2.2

Задание: вылепите стержень длиной 10 см, 0,5 см в диаметре.

Попробуйте поставить стержень из пластилина вертикально. Удалось? Если нет, то почему?

 Что можно сделать, чтобы он стоял устойчиво?

На ваших стола лежат кусочки проволоки, используйте их для решения проблемы.

- А у человека что вместо «проволочки»?

.

Лепят из пластилина стержень, пытаются поставить его вертикально, ищут возможные пути решения проблемы при помощи проволоки. Скелет – наша опора, благодаря которой мы сохраняем форму

ПУДД: создавать абстрактный  образ предмета;

2.3

Что объединяет изображения людей на репродукциях картин различных художников? Слайд № 7

- При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Слайд №8

У всех изображенных людей красивая, правильная осанка.

ПУДД: определять логические связи между предметами и/или явлениями

2.4

Скелет – опора тела. На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений. Если положение позвоночника отличается от нормального, то на организм оказывается большее давление извне, и начинают возникать различные заболевания.

Слайд № 10

Определите, на каком рисунке правильная осанка

Обратите внимание на возможные нарушения позвоночника.

Слайды № 11, 12, 13.

Анализируют полученную информацию, определяют по рисунку правильную осанку.

2.5

Выполните тест на проверку вашей осанки:

1.Подойдите с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной.

2. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке.

3.Если проходит ладонь между поясницей и стеной, то осанка правильная, если кулак, то у вас есть нарушение осанки.

Выполняют тест на проверку осанки в парах

2.6

Слайд№ 15

Одна из главных причин нарушения осанки – неправильное положения тела во время работы за партой, компьютерным столом

Задание: работая в группе разместите одного ученика согласно всем правилам

Работая в группе используют текст слайда для демонстрации правильной просадки за ученическим столом.

2.7

Разучите в группе упражнения для коррекции осанки:

1.Поднять руки вверх, отводя ногу назад, вернуться в исходное положение.

 2.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад.

 3.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной.

  4. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, вращение рук назад.

  5.Поднимание прямых рук через стороны вверх, возвращение в исходное положение.

Разучивают и выполняют упражнения.

Регулятивные УУД: формирование действий самоорганизациитруда.

2.8

Я выдвигаю гипотезу: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками

Выполним тест на определение гибкости позвоночника

1.встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. 2.Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

 - Ответьте на вопрос: могут ли плохо развитые мышцы удерживать позвоночник в вертикальном положении?

Участвуют в дискуссии по аргументации гипотезы.

Выполняют тест на определение гибкости позвоночника, определяют состояние мышц позвоночника

Говорят о необходимости развития мышц позвоночника для формирования правильной осанки

Коммуникативные УУД: играть определенную роль в совместной деятельности,

3.1

Рефлексивный блок

Создадим свиток заповедей здоровья:

Впишите в свиток по 1 предложению - рекомендации: как сохранить здоровье позвоночника, красивую, правильную осанку.

В группе по очереди записывают в свиток рекомендации по сохранению здоровой осанки:

1.необходимо заниматься спортом,

2. за партой нужно сидеть правильно

3. при ходьбе соблюдать правильную осанку

4. полезно выполнять утреннюю гимнастику

5.учебники и другие принадлежности лучше носить в ранце или рюкзаке,

6. полезно заниматься плаванием.

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, ценностного отношения к здоровью.

3.2

Если наше сегодняшнее занятие принесло вам пользу, вам понятно, для чего нужно соблюдать правильную осанку и заботиться о позвоночнике, прикрепите на наше «дерево здоровья» красные яблочки, если у вас еще остались вопросы, или  что –то не понятно – зеленые.

Выбирают «яблочки» и крепят на «дерево здоровья».

Если вы хотите построить дом, вы обязательно позаботитесь о том, чтобы в самом начале заложить прочный и крепкий фундамент, на котором он будет держаться столетиями. В этом смысле осанка — есть основа основа и фундамент, без которого невозможно построить красивое, здоровое, сильное и выносливое тело.

В результата сегодняшнего занятия я принял решение:

Я буду поддерживать правильную осанку сидя за партой и при ходьбе, заботиться о здоровье позвоночника: делать утреннюю зарядку, заниматься спортом.

У меня остались вопросы по данной теме, я бы хотел (хотела) посоветоваться по данному вопросу с врачем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...