Презентация "Функциональная грамотность"
презентация к уроку по биологии

Современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность - это уровень образованности,дающий возможность, на основе практико - ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности , помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными в современном мире, владеть навыками здоровьесбережения и экологической грамотности.В презентации показаны задания различных уровней развития функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике.

Слайд 3

Сегодняшней выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно , современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников .

Слайд 5

. Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, и определялся как международная проблема для развитых стран мира . Ф ункциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев, 1999).

Слайд 6

Теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить следующие компоненты функциональной грамотности : – интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность ); – предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная , финансовая, правовая, здорового образа жизни).

Слайд 7

. Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться: - общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение, эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, отвечать на вопросы без затруднений); - компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, справочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию,работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользоваться электронной почтой и другими электронными сервисами и мессенджерами); - информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, использовать материалы СМИ); - коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в группе , владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объяснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.); - финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами); - бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориентироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы, умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь)

Слайд 8

Необходимо понимать, что один, отдельно взятый педагог на «своём предмете» не сможет осуществить процесс формирования и развития функциональной грамотности в полном объёме, этого результата можно добиться лишь коллективом педагогов, работая в двух направления (учебный процесс и внеурочная деятельность) по формированию функциональной грамотности. Учитель должен ориентироваться на изменения в содержании учебного предмета с учетом на самопознание, разработку и внедрение практико-ориентированных модулей с использованием ученического исследования, реализацию комплексного подхода к исследовательской деятельности в образовательном процессе, организацию сотрудничества на основе субъектных отношений всех участников образовательных отношений .

Слайд 9

Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, а также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире - владеть навыками здорвьесбережения и экологической грамотности. Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня: I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии - анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации); III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

Слайд 10

Примеры заданий разных уровней определение обучаемости учащихся и сформированности функциональной грамотности. Задача современного педагога сформировать ключевые умения при работе с текстом: -умение найти связь предложений в тексте; -умение анализировать структуру текста; -умение вычленить главную информацию в тексте; -умение работать с неявно заданной информацией; -умение проанализировать информацию или условия задачи; -умение оценивать достаточность представленной информации; -умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос; -умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию

Слайд 11

БИОЛОГИЯ 7 класс Известно , что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам . 1) Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. 2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги. 3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет. 4) Растение служит кормом для домашнего скота. 5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые). 6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуд ы, бронхита и пневмонии .

Слайд 12

Для отработки знаний по какому-либо процессу жизнедеятельности или при выполнении лабораторных работ, можно использовать задания на отработку правильной последовательности этапов . Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе . 1) фиксация углекислого газа 2) расщепление АТФ и выделение энергии 3) синтез глюкозы 4) синтез молекул АТФ 5) возбуждение хлорофилла

Слайд 13

«Методы изучения живой природы» 5 класс Установите соответствие между методом и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОД А ) исследователь определяет 1 ) наблюдение количественные значения 2 ) эксперимент признаков изучаемого объекта 3 ) измерение Б )исследователь описывает изучаемый процесс В ) происходит активное вмешательство в изучаемый объект

Слайд 14

Задача 1. В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в Юго-Восточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой степени, что пришлось закупать специальные средства защиты. На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег. 1) Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в биоценозах. 2) Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном случае. 3) Составьте цепь питания, используя данную информацию. 4) Оцените значимость данной информации в жизни. Ответ : Живые организмы связаны пищевыми связями. Происходит передача энергии от одного звена к другому. Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи питания и вымиранию живых организмов

Слайд 15

Нестандартные задания при работе с текстом Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте Весной мы на лодке делали объезд прудов и хотя собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок для волос, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

Слайд 16

. Тщательно продуманные уроки, выбор образовательной технологии, самостоятельная работа учащихся на уроке, все это в комплексе дает возможность формировать функциональную грамотность. Очевидно и то, что ученик не может усваивать материал только через личное исследование – это не только затратно по времени, но и полученный результат может быть не высок. Поэтому уместно использовать на уроках элементы исследовательского метода обучения.

Слайд 17

Обязательным условием развития функциональной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Это могут быть составление схем, памяток, рекомендаций, работа с таблицами и многое другое в зависимости от уровня подготовки обучающихся. В процессе решения задач по формированию и развитию функциональной грамотности посредством исследовательской деятельности, педагогу необходимо уйти от позиции носителя информации к позиции консультанта.

Слайд 18

Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного процесса, в нее входит работа кружков, факультативных занятий, метапредметных курсов. В рамках внеурочной деятельности предполагается поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Занятия внеурочной деятельности проходят в менее регламентированном режиме, с применением знаний и умений, ранее полученных на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...