П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
проект (11 класс) на тему

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал АО «Национальный Центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области

Кафедра инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин

П Р О Е К Т

Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

Выполнили:

Ф.И.О. учителя; наименование школы; район

1..Китарова Лайла Толыбаевна

Тасмолинская СОШ, Чингирлауский район

Руководитель:

Ф.И.О. руководителя проекта, должность

З.Ж.Молдагалиева, заведующая кафедрой инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных

(гуманитарных) дисциплин

Срок сдачи:

27.02.2014 года

                                         

Уральск, 2014

Оглавление

I

Введение ..................................................................................................

4

II

Основная часть 

1. Овладение функциональной грамотностью...............................

2. Типы текстов и способы их использования в учебных заданиях

6

3.  Актуальность темы...................................................................... 

4. Система работы по формированию функциональной грамотности..................................................................................

III

Заключение ...............................................................................................

Список использованных источников…………………………….

Приложение……………………………………………………………

Абстракт

Цель проекта:  формировать функциональную грамотность учащихся

            Задачи:

  1. Помочь учащимся овладеть функциональной грамотностью.
  2. Помочь обучающимся овладеть осознанным чтением как инструментом мышления.
  3. Содействовать развитию речевой активности обучающихся как условия формирования коммуникативных навыков.

Методы исследования: поисково-исследовательский, аналитический, практический.

Область практического  применения: материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях.

Введение

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

        Грамотность определяется, как способность индивида читать, писать и говорить для квалифицированного решения профессиональных, семейных и общественных задач.На сайте Национального Института Грамотности ( National Institute for Literacy ) этому уделяется особое внимание. Термин «грамотность в чтении» подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе. 

        В русскоязычной литературе предлог «в» редуцировался. Термин «грамотность в чтении» часто используют как «грамотность чтения». Мы будем использовать оба прочтения.

        Грамотность школьников в чтении (в рамках PISA 2006) оценивалась на основании их способностей к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и графы) и различными формами изложения текстов (такими как повествование, аргументация и описание), чаще всего используемыми во взрослой жизни; на основании общих компетенций школьника в чтении, включающих навыки ситуативного вычленения и использования текстов.

Эксперты PISA в понятие грамотность чтения вкладывают умение при чтении текстов получать и развивать знания и потенциал для жизни в обществе.

В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации
Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» от 14.12.2012 г. говорится: «Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе. В нашем обществе растет запрос на обновленную и более эффективную социальную политику
, способную справиться с вызовами времени». Далее, Президент, определяя знания и профессиональные навыки как «ключевые ориентиры современной системы образования», подчеркивает: «Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Выпускника основной школы должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, он должен обладать функциональной грамотностью, основа которой закладывается в процессе обучения в школе .

II Основная часть

1.Овладение функциональной грамотностью. 

Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения); 
2. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:
• Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного и неродного языков, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю; 
• Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; 
• Овладение орфографией и пунктуацией; 
• Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста; 
• Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном и неродном языке; 

2. Актуальность опыта. 
Актуальность опыта работы  заключается в разрешении противоречия между невозможностью поставить ученика в активную позицию самостоятельного

овладения грамотностью по традиционной программе и необходимостью перехода к самостоятельной деятельности учащегося с опорой на формирование потребности в творчестве и в развитии креативных способностей. 
Развивающая программа нацелена на переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации . В рамках предмета учащиеся овладевают функциональной грамотностью, т.е. свободно используют навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном общении. 
Смена образовательной парадигмы изменила и содержание, подходы к обучению. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В психолого-педагогическом плане происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное, от внешней мотивации к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г.К. Селевко ). 
В работе применяются индивидуальные и дифференцированные формы работы, преобладающий метод – познавательный, через самостоятельную работу. При этом между учителем и учеником шёл диалог, позиция ребёнка – активно-инициативная, а кредо педагога - «я рядом с вами». В таких условиях постоянно формировалась внутренняя систематическая мотивация к овладению функциональной грамотностью, необходимой каждому ученику. 

3. Типы текстов и способы их использования в учебных заданиях

Развитие общеучебных умений –путь к функционально–грамотной личности

Организационные умения

  • Определять цель
  • Составить план действий
  • Реализовать план
  • Соотнести результат с целью и оценить его

Интеллектуальные умения 

  • Ориентироваться в системе знаний
  • Уметь делать предварительный отбор информации
  • Добывать новые знания
  • Уметь перерабатывать информацию
  • Уметь преобразовывать информацию

     Коммуникативные умения

  • Донести свою позицию до других
  • Понять другие позиции
  • Договариваться с людьми для того чтобы сделать что-то сообща

   Оценочные умения

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей
  • Объяснять свои оценки
  • Самоопределиться в системе ценностей
  • Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки

В документах PISA тексты характеризуются:

  1.  по структуре (сплошной / несплошной),
  2.  по ситуации (контексту) использования  или функционирования данного текста:
  • для личных целей,
  • для общественных целей,
  • для рабочих целей,
  • для получения образования.

     Кроме того, есть указания на жанровое разнообразие текстов, а также типология, совмещающая в себе традиционное для нашей школы деление текстов на

  •  описание,
  •  повествование,
  •  рассуждение            

        и деление на основе целевой установки:

  •  объяснение,
  •  аргументация,
  •  инструкция.  

     Основные сферы функционирования текстов и их жанровой принадлежности:

  •  СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);
  •  бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);
  •  деловая, или официальная;
  •  эстетическая, или художественная;
  •  учебная.

      Аналогичный список на основе наших учебников состоит из двух основных пунктов: учебной сферы и художественной. Обращение к текстам повседневной, деловой сфер общения и к текстам из СМИ предполагается при изучении функциональных стилей в курсе русского языка.   Кроме того, можно встретить

неучебные тексты и в курсах обществознания, истории, права, но их функция значительно отличается от функции аналогичных текстов в рассматриваемых материалах PISA.

Основные отличия можно сформулировать следующим образом:

Тексты в заданиях PISA

Тексты в учебной литературе

1.Тексты группируются вокруг человека, то есть исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный человек, какие коммуникативные, организационные, информационные задачи ему приходится решать. Иными словами, исходным является представление о текстовом окружении современного человека, принадлежащего определенной культуре, и соответственно, представление о функциональной грамотности.

1.Тексты группируются вокруг предмета, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае – вокруг проблемы. Привлеченные из других сфер тексты иллюстрируют утверждения, ход мыслей авторов учебника.

2.Привлеченные тексты «тянут              за собой» ситуацию их функционирования:

         задачи, которые ставятся                   по отношению к этим текстам, аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях встречи с подобным текстом.

        Происходит, если можно так сказать, «примерка» различных коммуникативных ролей.

Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации,  в которой они возникают, и становятся материалом                          для постановки и решения иных, не свойственных им задач               (Самый простой пример: вставить пропущенные буквы в отрывок из художественного текста). Косвенным свидетельством такого отрыва и использования неучебных текстов как материала для «рассуждений по поводу» является массовая практика преподавания литературы, при котором оказывается возможным не читать самого произведения, но быть успешным в этом предмете.

     Коммуникативная роль ученика остается неизменной.  

   

Школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, непротиворечивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «ненужная» информация. Такой текст специальным образом «приспособлен» для ситуации обучения.

         Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер.

            Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело              с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.

Типы задач на грамотность чтения

        Процесс чтения в реальной практике всегда встроен             в более сложные виды деятельности. Необходимость обратиться к письменному тексту каждый раз диктуется разными целями, что, в свою очередь, требует применения разных стратегий чтения, осуществления разного набора действий, помимо общей технической основы – расшифровки письменных знаков.При анализе материалов PISA, были выделены общие типы задач.

Типы задач на грамотность чтения

Основанием выделения были:

  •  цели  чтения     и
  •  соответствующие им действия  читателя

(в данном случае - учащегося).

Аналитические (конструирующие) задачи

       Основой задачи является некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста (гипертекста).

      Это могут быть словесный текст, график, диаграмма, рисунок и т.п.

      Существенным является неполное, неисчерпывающее описание / представление ситуации, мозаичность, фрагментарность                             с информационной избыточностью (шумом).

      Специфика вопросов к текстам заключается в том, что они задают определенный ракурс для рассмотрения представленных фактов, требуют их

сопоставления,

отбора,

интерпретации,

обнаружения недостающих элементов для восстановления полной информационной картины.

     То есть вопрос требует переструктурирования заданного информационного поля.

Таким образом, задачи этого типа требуют определенной стратегии чтения:

  •  сначала беглого знакомства со всей представленной                    в текстах информацией (в процессе этого знакомства происходит определение общей тематики, информационной ценности каждого фрагмента, специфика содержащейся                            в нем информации и т.п.),
  •  затем уже прицельное, возможно, неоднократное, возвращение к текстам, анализ содержащейся в них информации с определенной целью.

Основные умения, требующиеся для решения подобных задач:

  •  извлекать из текста сопоставимую информацию;
  •  критически оценивать представленную информацию;
  •  отбирать необходимую информацию для выдвижения гипотезы, формулирования доказательств;

 соединять разрозненные Информационные задачи

  • факты в единую информационную картину.

     Задачи этого типа направлены на поиск информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации:

  •  нужно узнать, как установить компьютерную программу,
  •  когда высаживать данный сорт растения,
  •  когда и с какого вокзала отправляется поезд,
  •  какими последствиями грозит нарушение правила и т.п.

    Для такого типа задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической задачи и интерпретационной задачи.

Главные умения, требующиеся при решении подобных задач:

  •  формулировать запрос на информацию;
  •  ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов.

     Задачи этого типа в основном строятся на деловых текстах (инструкция, памятка, объявление, договор и т.п.)

Интерпретационные задачи

     В задачах этого типа не работает понятие информационного шума. Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста.  В задачах, как правило, используются художественные тексты.

Интерпретационные задачи направлены  на удержание и соотнесение двух планов текста:

  •  фактологического (событийного) и
  •  смыслового (символического), ибо именно смысловой план делает текст художественным.

    Этим объясняется внимание к казалось бы незначимым деталям текста (с точки зрения описываемых событий).

Позиционные задачи

Задачи этого типа предполагают:

      1) определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается;

      2) определение собственной позиции, ее аргументацию.

Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно завуалирована («зашумлена»).

    Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является  умение отделять фактологическую составляющую текста                                        от интерпретационной.

Варианты задачи:

  •  текст содержит несколько позиций, одна из которых позиция автора;
  •  текст содержит несколько позиций, при этом, авторская позиция не предъявлена

Характеристика задачи (профиль)

    При разработке задач на грамотность чтения учитываются следующие характеристики:

Тип задачи.

Характеристика текста:

  •  по принадлежности к речевой сфере:

         * художественный,

         * научный,

         * деловой,

         * общественно-публицистический,          

         * бытовой;

  •  по однородности / неоднородности: сплошной / не сплошной ( с включением графиков, таблиц, схем, диаграмм, карт и т.п.);
  •  по признаку «один / много»: простой – составной (гипертекст).

Умения, входящие в понятие  «грамотность чтения».

Каждое задание характеризуется   с точки зрения тех умений, которые требуются для его выполнения.

Уровень сложности каждого задания определяется по двум шкалам:

  •   по грамотности чтения;
  •   по ОУУН (максимальный балл - 3)

*Основные Учебные Умения и Навыки

4. Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности .

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: 
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ; 
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой; 
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль . 
Механизм речи развивается на таких упражнениях: 
- механизм эквивалентных замен; 
- механизм памяти; 
- механизм сжатия текста; 
- механизм предвидения, предугадывания. 
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи. 
       
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: 
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ; 
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. 
В каком стиле будет твой рассказ? ; 
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ; 
- подробно изложи текст публицистического стиля ; 
- определи тип и стиль текстов . 
В 7-8-ом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу ( 7-8кл.), определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу ( 8кл.). 
Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной

компетенции. Важной частью работы над текстом является определение языковых средств, обеспечивающих связность текста. Каждый предложенный текст содержал тестовые задания по определению стиля и типа речи, вида связи (цепной, параллельной, смешанной) между предложениями, средств выражения межфразовых связей в тексте . Учащиеся определяли: 
 слова одной тематической группы; 
 однокоренные слова; 
 лексический повтор; 
 синонимы, антонимы; 
 местоименную замену; 
 набор видовременных форм глагола; 
 вводные слова; 
вопросительные и неполные предложения; 
наречия, служебные части речи. 
         
Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий. 
         
Готовясь к олимпиаде, учащиеся могут на практике применить полученные знания, т.к. необходимо было написать подробное изложение первого текста, выполнить тестовые задания, самостоятельно проанализировать второй текст и сопоставить его с текстом изложения, написать небольшое сочинение-рассуждение на основе 1-го и 2-го текстов. 
           
Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время,

рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.  Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика.Обучение русскому языку должно держаться на 3 китах: главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем  образования.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения.  На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.  

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.

Приходится строить практические работы так, чтобы они могли «удивить» детей. Ребёнок должен удивиться тому:

  • что он видит орфограмму;
  • он может написать правильно;
  • всё это даёт хорошие результаты;
  • ему нравится работать,
  • на уроках русского языка интересно.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

Графические выделения орфограмм.(подчёркивание)

Цель: выработка орфографической зоркости.

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.  

Письмо по памяти.         

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.            

Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

  1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
  2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

  1. определить место, где возникла орфографическая задача;
  2. к какой группе правил относится данная орфограмма;
  3. в какой части слова находится орфограмма;
  4. установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  5. определить в слове ударение;
  6. определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
  7. написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

  • Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

       Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.  

  • Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Ценность этого подхода: ребёнок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам

         Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Например,:

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города - Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва.

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве.

Не надо их сходства, дружок, нарушать.

И корни-близняшки с ошибкой писать!

Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши!

 Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу.

Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.

В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания, т. есть словарные слова. На каждом уроке провожу словарную работу. У каждого ребёнка заведены тетрадки – словарики. В них ребята записывают новое слово, выделяют орфограмму, проводят фонетический разбор, выделяем сильные и слабые позиции, определяем орфограммы, составляем предложения.

Вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги для лучшего закрепления. Такие виды заданий можно провести при изучении словарных слов.

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.

2. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).

3. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

4. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

5. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее.

6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

7. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.

8. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

9. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением, которой является то, что в 5 класс дети идут грамотными. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.  

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся

         В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи. Устной: разговорной, учебно-научной, художественной.

Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной. На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки. 
     
Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям. 
       
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. В учебнике даны задания по обучению чтению художественных и учебно-научных текстов: предварительное или выборочное чтение текста, анализ выразительной роли различных частей речи в художественном тексте. 
         
Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план, вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста. 

            При чтении текста включаются механизмы речи: механизм эквивалентных замен, механизм памяти, сжатия текста, механизм предугадывания. Примером может служить упражнение с таким заданием: «Тебе предстоит прочитать учебно-научный текст о морфологических признаках глагола. Как ты думаешь, какая информация будет в нем? Прочитай текст про себя. Сопоставь свои предположения с содержанием текста». 
         
Отдельно необходимо сказать о том, что в 5-м классе много внимания уделяется стилевым разновидностям речи. Учащиеся узнали разговорный, научный и художественный стили речи. В связи с этим они познакомились со стилистически нейтральными и разговорными словами. Сами составляли и подбирали синонимические ряды из стилистически нейтральных и разговорных синонимов, словарь стилистических синонимов. 
         
К концу 7-го класса дети владеют такими понятиями,как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные), стили речи (разговорный, художественный, научный); умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения, учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план. 
         
В художественном тексте определяют тему, основную мысль, пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию); последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков.

III Заключение

 В ходе исследования по формированию навыков чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Выпускник основной школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новейшими технологиями, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Возросшие запросы к качеству учебно-воспитательного процесса требуют от педагога применения новых подходов, форм и методов работы. В связи с этим, актуальным вопросом становится совершенствование творческого потенциала учителей путем обучения их таким методам и стратегиям работы с детьми, которые обеспечивают всестороннее развитие и самореализацию учащихся.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ,
учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, способности учащихся применять полученные знания на практике, а также обеспечения адекватных материально-технических, психологических и технологических условий обучения школьников.

Решение данной проблемы является залогом успешности всей профессиональной деятельности учителя и достижения результата образовательного процесса.

Каждый ученик - талантлив, и задача школы и учителя  своевременно распознать особенности ученика и оказать ему педагогическую поддержку в развитии его способностей.

Список использованных источников

1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г. 
2. Бунеев Р.Н. Русский язык : учебник для 5 класса основной школы [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва ; под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Баласс 2000. 
3.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. 2006 г. 
4. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса 
Алматы «Атамура» 2012. 
5.Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г. 
6. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г. 
7. ж. «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г.

МЕТОДИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

8.Послание Н.А.Назарбаева "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу Всеобщего Труда"

Приложение

Текст задачи

Молоко - это настоящее чудо природы. О целительной силе молока известно издревле и во всех уголках нашей планеты. В большинстве стран мира принято использовать в пищу коровье молоко, а там, где не разводят коров или погодные условия суровы, в пищу используется оленье, козье молоко, а также кумыс (кобылье молоко). Молоко - основа огромного количества молочных, молочнокислых и молокосодержащих продуктов питания: сыров, творога, простокваши, ряженки, кефира, мороженого, молочных коктейлей, детских смесей. Молоко - единственный в природе пищевой продукт, в котором есть всё необходимое для пропитания человека, недаром его называют универсальной пищей. Особенно полезно молоко детям, потому что оно богато кальцием и фосфором, а они полезны для роста костей, а также витамином А, который полезен для зрения. В прошлые века молоко активно использовалось как лекарственное средство от туберкулёза, так как молочные белки способны убивать вредоносные бактерии. Да и сегодня рабочим вредных цехов полагается бесплатное молоко.

1. Подчеркни название, наиболее полно отражающее содержание текста. Как бы ты озаглавил этот текст? Напиши своё название в последней строчке.

Молоко.

Полезные свойства молока.

Молоко - самая древняя пища человека.

Молоко - настоящее чудо природы.

2.Сопоставь левые и правые строки таблицы. Поставь между ними знак =, если левая и правая строки говорят об одном и том же, но по-разному.

издревле

 

с незапамятных времён

полностью состоит из молока

 

молокосодержащий

полезный для здоровья

 

целительный

много десятилетий

 

издревле

содержит немного молока

 

молокосодержащий

3. Объясни кратко, почему люди не употребляют в пищу кумыс и оленье молоко?

4. Используя текст и таблицу, выведи краткое определение, что значит молокосодержащие продукты.

Молочные продукты

Молочнокислые продукты

Молокосодержащие продукты

Молоко

Сгущённое молоко

Сливки

Кумыс

Кефир

Ряженка

Творог

"Снежок"

Мороженое

"Растишка"

"Киндер-сюрприз"

Молочный коктейль

Молочный суп

Молокосодержащие продукты -

5. Опираясь на текст, объясни своими словами, что означает универсальная пища.

6. Объясни, почему молоко особенно полезно для маленьких детей.

Этапы выполнения контрольной работы:

Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин.

Сдача листа с выполненными заданиями учителю

Заполнение анкеты (лист 2) - 5 мин.

Оценка результатов:

Список

учащихся

Задание 1

Задание2

Задание 3

Задание 4

Задание5

Задание 6

Общее

кол-во баллов

Умение выделять главное в тексте

Умение сопоставлять понятия; словарный запас

Умение ориентироваться в тексте, рассуждать; логика, доказательность

Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию

Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию; терминологическая грамотность

Умение преобразовывать текст по заданным параметрам, строить связное высказывание; логика рассуждения

1 - 2 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

0 - 17 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...