Урок "Среды обитания организмов" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Среды обитания организмов, экологические фаторы. Влияние экологических факторов на организмы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.42 МБ | |
| 727.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Глава 3 «Организмы и среда обитания»
Урок формирования знаний по теме «Среды обитания».
Урок 1(19). Среды обитания»
Цель урока: формирование учебно – познавательного интереса к моделированию понятию среды обитания, экологические факторы для сравнения биологических объектов, подвергающихся их влиянию.
Задачи:
1. Показать, что каждый организм может расти, развиваться только при определенных условиях среды обитания.
2. Дать понятие о том, что явления, свойства и элементы среды обитания, которые влияют на организм, называются экологическими факторами (условиями обитания)
3. Научить отличать экологические факторы друг от друга, и определять степень воздействия их на организмы.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить понятия «среды обитания», «экология», «Экологические факторы», «связи живого и неживого».
Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно– следственные связи, развивать воображение учащихся, развивать поисково –информационные умения: работать со схемой.
Личностные: Проявит любовь к живой природе, сформирует устойчивое положительное отношение к каждому организму на Земле; разовьет умение работать в группах, обмениваться
Метод обучения: Проблемный, частично – поисковый.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Образовательные технологии: комбинированный урок с использованием ИКТ, технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, рефлексия, взаимооценка)
Продолжительность: 45 минут
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Среды обитания», карточки с заданиями, сигнальные карточки. Учебник УМК «Биология 5 класс В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапанюк, Г.Г. Швецов под руководством В.В. Пасечника, М.:Просвещение,2023г.160с.-ил.
Ход урока
(1 мин.) Организационный момент
Приветствие класса. Создание благоприятной атмосферы урока.
Ребята настраиваются на восприятие материала урока.
(5 мин.) Мотивационный. Актуализация знаний (Слайд 2)
Сообщает о начале изучения нового 3 раздела «Организмы и среда обитания». (стр.97)
Давайте познакомимся с тем, что мы узнаем и чему научимся изучив этот раздел.
(Ребята знакомятся с информацией на странице 97).
Ребята, нам предстоит погрузиться в основы интересной науки «Экология».
Сейчас мы приступим к разбору вопросов из рубрики «Вспомните». Я попрошу Дашу зачитать первый вопрос:
Даша читает: «Где обитают организмы?».
Ребята ответьте на поставленный Дашей вопрос.
Класс: Отвечают на поставленный вопрос:
-Организмы обитают в различных средах, таких как суша, вода, воздух, почва.
Второй вопрос зачитывает Илья.
Илья зачитывает вопрос: «Что необходимо организмам для жизни?»
Класс: Отвечают на поставленный вопрос:
-Тепло, вода, кислород, территория обитания, пища.
Хорошо ребята!
Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Марины Сёмкиной (Слайд 3)
«Это всё вокруг природа» и закончите его словом:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса ,
Человек и время года
Это всё вокруг -,,,,___-
Класс: Природа!
Что вы представляете, когда слышите слово природа?
Класс: - Живые организмы
Ребята, как можно назвать часть природы, где обитает организм?
Класс: - Территория обитания, жилище….
Какие места обитания выделяют?
Класс: - Животные могут жить в воде, в земле, на земле.
( 6 мин.) Постановка учебной задачи
Ребята, как вы думаете: 1. О чём сегодня пойдет речь? 2.Какая тема урока?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к материалу учебника на стр.98 пункт «Среда обитания». Прочитайте материал. Вам дается 1 минута.
Класс: Читают материал
Находят ответ и отвечают:1. Сегодня мы будем говорить об условиях обитания живых организмов – о среде обитания.2. Изучим элементы среды обитания живой и неживой природы и элементов, привносимых деятельностью человека(1 абзац последнее предложение).
Правильно, ребята! Как Вы думаете, как можно назвать элементы среды обитания живой и неживой природы и элементов, привносимых деятельностью человека.
Класс: Высказывают предположения: - Экологические факторы
Правильно, ребята!
Ребята, давайте обобщим все сказанное, подумаем, и запишем тему нашего урока
-Тема урока: «Среды обитания организмов» (Слайд 4)
Класс: Записывают в тетрадь тему урока.
Записывают определение: Среда обитания – часть природы, окружающая живой организм и оказывающая на него влияние.
Как вы думаете, какова задача нашего урока?
Класс: Высказывают предположения. Молодцы! Ваши ответы верны. Обобщим сказанное и сделаем вывод.
Вывод: Задачи нашего урока охарактеризовать экологические факторы и выявить влияние экологических факторов на организмы. Записываем в тетрадь.
Класс: Записывают в тетрадь учебную задачу.
(11 минут) Изучение новой темы
Ребята, кто может сказать, какая наука занимается изучением взаиотношений живых организмов друг с другом и с окружающей его средой обитания?
Класс: Высказывают свое мнение.
Наука, занимающаяся изучением взаимоотношений живых организмов с друг другом и окружающей его средой обитания называется экология.
Правильно! А значит условия среды, оказывающие влияние на живые организмы , называют экологическими факторами
Запишите определение экологические факторы – с учебника на стр. 98 абзац 3. (Слайд 4)
Класс: Записывают в тетрадь определение с учебника.
Экологические факторы – это явления, свойства и элементы среды обитания , которые влияют на организм.
Ребята, обратите внимание на информацию в учебнике о том, что экологические факторы включают условия и ресурсы. (Слайд 5)
Условия среды не потребляются организмами. К их числу относят температуру, влажность воздуха, солёность воды, содержание загрязняющих веществ в почве.
Класс: Находят в учебнике данную информацию на стр. 98 и обсуждают данный материал с учителем.
Ребята, вы узнали, что условия среды не потребляются организмом.
А, давайте узнаем: 1.Потребляются ли Ресурсы среды организмами? и
2.Что относят к ресурсам среды?
На стр 98.99 прочитайте материал «Ресурсы среды» и ответьте на данные вопросы
Постарайтесь составить иннтелект-карту (конспект).
Класс: Изучают материал на стр.98 -99 «Ресурсы среды».
Класс: Ответы:
-Ресурсы среды потребляются организмами
К ресурсам среды относятся:
-Кислород (для большинства организмов) ;
-Солнечный свет, вода, углекислый газ (для растений);
-Растения (пища для растительноядных животных);
-Пространство (воздушное, почвенное),
-Участок пастбища (тля, слон);
- Охотничья территория (хищные животные).
Молодцы! Справились с заданием.
(2 минуты) Физкультминутка (Слайд 6)
Что бы ваши глаза отдохнули – проведем физкульминутку. Закройте глаза и оставьте их закрытыми досчитав до 10, откройте – счет до 10 - посмотрите в окно в даль (или ( на экран( на экране красный кружок). Упражнение повторить 2 раза.
Ребята, у всех глазки готовы работать дальше?.
Класс: Ребята отвечают .
(7 минут) Самостоятельная работа в тетради
Давайте познакомимся с материалом из пункта: Абиотические, биотические и антропогенные факторы.
Перечень экологических факторов может быть большим. По одной из классификаций их разделяют на три группы: абиотические, биотические и антропогенные.
Зарисуем схему в тетрадь. (Слайд 7-8)
Класс: Переносят схему в тетрадь (у кого есть рабочая тетрадь, делают в рабочей тетради стр.69).
Ребята, сейчас мы делимся по рядам и выполняем задание из рабочей тетради номер 2. Вам необходимо изучив текст параграфа на с.98-99, заполнить схему «Группы экологических факторов»:
1-й ряд: выписывает в тетрадь примеры абиотических факторов;
2-й ряд: биотических факторов;
3-й ряд: антропогенных факторов;
Работу выполнили, схему заполнили. Давайте проверим, что вы выписали в тетрадь. Проводит проверку (Слайд 9)
Класс: Выполняют задание:
Абиотические факторы - Факторы неживой природы:
-Климатические (солнечный свет, температура, влажность)
-Территориальные (рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер)
- Биотические факторы –Факторы живой природы:
Совокупность влияния одних организмов на другие растения, животные.
-Антропогенные факторы – все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или же непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
(Если позволяет темп работы в классе уделить внимание на данный материал в учебнике): Для 1-го ряда отмечает влияние солнечного света на живые организмы, температуру воздуха, скорость испарения воды, движение воздушных и водных потоков в природе, важный источник первичной энергии.
Для 2-го отмечает отношения в природе между представителями царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.
Для 3-го ряда отмечает влияние человека положительное( очистка водоёмов, посадка деревьев, охрана природы и т.д.) и отрицательное ( химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, вырубка лесов, браконьерство и т.д.))
(5 минут) Поисково – исследовательский этап (Слайд 10)
Мы переходим к следующему заданию. Ребята, найдите пункт «Влияние экологических факторов на организмы». Нужно выяснить, как экологические факторы влияют на организмы, для этого ответьте на вопросы:
1. Что представляет комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может?
2.Какие среды обитания формируют экологические факторы?
Класс: ( Ответ: 1. Комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может, представляют условия жизни данного организма. 2. ( Ответ: Экологические факторы формируют среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную, Сами организмы, в которых живут другие организмы (учитель помогает правильно назвать данную среду – (организменную)).
Вывод: Экологические факторы той или иной среды обитания создают условия благоприятные для организма и вырабатывают необходимые приспособления у организма обитающего в этой среде.
На следующих уроках мы будем подробно знакомиться с условиями обитания в различных средах.
А сейчас, у нас с вами есть время. Мы посмотрим задание 4. из рубрики «Моя лаборатория».
- 1.Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека?
- 2.Как вы считаете, почему деятельность человека оказывает наибольшее влияние на природу в настоящее время?
Класс: 1. (Ответы: выбрасывает мусор, убивает диких животных, вырубает леса, загрязняет водоемы нефтью и т.д.)
2. (Ответы: самостоятельно природа не может справиться с тем мусором, которое п
опадает по причине человека, человек оказывает влияние на природу с помощью техники, берет от природы больше, чем ему необходимо и т.д.)
Молодцы!
(3 минуты) Рефлексивный этап
Оцените, пожалуйста, сами свою работу на уроке. Определите, достигли мы цели урока.
У вас на партах лежат карточки трёх цветов.
Кто считает, что на уроке он работал активно и всё понял - поднимите зелёную карточку.
Кто считает, что на уроке он работал активно, но что- то не понял – поднимите желтую карточку.
Кто считает, что на уроке он не работал активно, и что -то не понял – поднимите красную карточку.
Класс: Поднимают зеленую карточку; Поднимают желтую карточку; Поднимают красную карточку
Спасибо за ответ.
А сейчас подойдите к доске, возьмите у доски смайлики «Моё настроение» и прикрепите их к доске.
Класс: Подходят к доске и прикрепляют смайлики «Мое настроение».
Я вижу на доске, что все вы прикрепили смайлики с отличным настроением. Желаю, что бы ваше настроение было всегда таким.
Подходят к доске и прикрепляют смайлики «Мое настроение».
(1 минута) Оценочный этап
На уроке мы изучали новую тему. Вы работали на уроке активно, хорошо. После проверки ваших тетрадей, я выставлю вам оценки в тетрадь. Ваши сигнальные карточки с ответом вложите в тетрадь.
(1 минута) Информация о задании на дом (Слайд 11)
Вопросы к §15 на стр. 100.
Задание 5 из рубрики «Моя лаборатория», вы выполните в тетради, можно воспользоваться рисунками к §16-19.
(2 минуты) Заключительный этап
Плакат с призывом беречь природу! (Слайд 12)
Ребята спасибо вам за урок. Я желаю вам быть экологически грамотными гражданами нашей страны и быть не равнодушными к проблеме охраны окружающей среды. Не забывайте, что среда обитания живых организмов – это их дом.
Берегите природу!
И в заключение нашего урока послушайте отрывок из стихотворения Марины Сёмкиной «Это всё вокруг природа» (можно предложить кому -то из учеников зачитать отрывок).
…Всё что нужно год от года
Нам даёт сама природа
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.
Урок окончен. До свидания!
При наличии времени в конце урока, можно использовать: - (Задание 3. на стр. 101. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.
Растения, обитающих в условиях низкой влажности: кактусы, алоэ, верблюжья колючка;
Животных, обитающие в условиях низкой влажности: дикобраз, кенгуру, варан)
Литература
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова,Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020 — 128 с. : ил.
2. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, З. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов. Биология 5 класс: базовый уровень: учебник – Москва: Просвещение, 2023.-160с.: ил.-( Линия жизни)
3. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк, М.В.Касарькова. Биология 5 класс: базовый уровень: рабочая тетрадь:учебное пособие –Москва: Просвещение, 2023.-111с. - (Линия жизни) Стр. 68,69
Источники информации (слайд13)
1. Стихи ру. https://stihi.ru/2016/10/25/10399
2. В.В.Пасечник.Биология. 5-9 классы. Базовый уровень. Методическое пособие к УМК "Линия жизни". Линейный курс. 160 с.
https://prosv.ru/product/biologiya-5-9-klassi-bazovii-uroven-metodicheskoe-posobie-k-umk-liniyazhizni02/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
Приложение 1
Задания из рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс
Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс...

Презентация к лабораторной работе"Приспособленность организмов к среде обитания",9 класс
Содержимое презентации поможет учащимся правильно и успешно выполнить лабораторную работу....

Среды обитания. 5 класс. Биология.
Работа в микрогруппах по определению внешних признаков разных сред обитания и представителей каждой среды....

Наземно-воздушная среда обитания 5 класс ФГОС ООО
Приведён урок в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс
³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....






