Урок "Среды обитания организмов" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кривенкова Валентина Павловна

Среды обитания организмов, экологические фаторы. Влияние экологических факторов на организмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sredy_obitaniya_5_klass.pdf1.42 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_sredy_obitaniya.doc727.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Глава 3 «Организмы и среда обитания»

Урок формирования знаний по теме «Среды обитания».

Урок 1(19). Среды обитания»

Цель урока: формирование учебно – познавательного интереса  к  моделированию  понятию среды обитания, экологические факторы для сравнения биологических объектов, подвергающихся их влиянию.

Задачи:

1.        Показать, что каждый организм может расти, развиваться только при определенных условиях среды обитания.

2.        Дать понятие о том, что  явления, свойства и элементы среды обитания, которые влияют  на организм, называются экологическими факторами (условиями обитания)

3.        Научить отличать экологические факторы друг от друга, и определять степень воздействия их на организмы.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить понятия «среды обитания», «экология», «Экологические факторы», «связи живого и неживого».

Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное  и существенное, устанавливать причинно– следственные связи, развивать воображение учащихся, развивать поисково –информационные умения: работать со схемой.

Личностные:      Проявит любовь к живой природе, сформирует устойчивое положительное отношение к каждому организму на Земле;  разовьет умение работать в группах,  обмениваться

Метод обучения: Проблемный, частично – поисковый.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные технологии: комбинированный урок с использованием ИКТ, технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, рефлексия, взаимооценка)

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Среды обитания», карточки с заданиями, сигнальные карточки. Учебник УМК «Биология 5 класс  В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапанюк, Г.Г. Швецов под руководством В.В. Пасечника, М.:Просвещение,2023г.160с.-ил.

Ход урока

(1 мин.) Организационный момент 

Приветствие класса. Создание благоприятной атмосферы урока.        

Ребята настраиваются на восприятие материала урока.

(5 мин.) Мотивационный. Актуализация знаний (Слайд 2)

Сообщает о начале изучения нового 3 раздела «Организмы и среда обитания».  (стр.97)

Давайте познакомимся с тем, что мы  узнаем и  чему научимся  изучив  этот раздел.

(Ребята знакомятся  с  информацией на странице 97).

Ребята, нам предстоит погрузиться в основы интересной науки «Экология».

Сейчас мы приступим к разбору вопросов из рубрики «Вспомните». Я попрошу Дашу зачитать первый вопрос:

Даша читает: «Где обитают организмы?».

Ребята ответьте на поставленный Дашей вопрос.

Класс: Отвечают на поставленный вопрос:

-Организмы обитают в различных средах, таких как суша, вода, воздух, почва.

Второй вопрос зачитывает Илья.

Илья зачитывает вопрос: «Что необходимо  организмам для жизни?»

Класс: Отвечают на поставленный вопрос:

-Тепло, вода, кислород, территория обитания, пища.

Хорошо ребята!

Ребята, послушайте  отрывок из  стихотворения Марины Сёмкиной (Слайд 3)

«Это всё вокруг природа» и закончите его словом:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса ,

Человек и время года

Это всё вокруг -,,,,___-

Класс: Природа!

Что вы представляете,  когда слышите слово природа?

Класс: - Живые организмы

Ребята, как можно назвать часть природы, где обитает организм?

Класс: - Территория обитания, жилище….

Какие места обитания выделяют?

Класс: - Животные могут жить в воде, в земле, на земле.

( 6 мин.) Постановка учебной  задачи                

Ребята, как вы думаете: 1. О чём сегодня пойдет речь? 2.Какая тема урока?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к  материалу учебника на  стр.98  пункт «Среда обитания».   Прочитайте материал. Вам дается 1 минута.

Класс: Читают материал

Находят ответ и отвечают:1. Сегодня мы будем говорить об условиях обитания живых организмов – о среде обитания.2. Изучим элементы среды обитания живой и неживой природы и элементов, привносимых деятельностью человека(1 абзац последнее предложение).

Правильно, ребята! Как Вы думаете, как можно назвать элементы среды обитания живой и неживой природы и элементов, привносимых деятельностью человека.

Класс: Высказывают предположения:  - Экологические факторы

Правильно, ребята!

Ребята, давайте обобщим все сказанное, подумаем, и запишем тему нашего урока

-Тема урока: «Среды обитания организмов» (Слайд 4)

Класс: Записывают  в тетрадь тему урока.

Записывают определение: Среда обитания – часть природы, окружающая живой организм и оказывающая  на него влияние.

Как вы думаете, какова задача нашего урока?

Класс: Высказывают предположения. Молодцы! Ваши ответы верны. Обобщим сказанное и сделаем вывод.

Вывод: Задачи нашего урока  охарактеризовать экологические факторы и выявить влияние экологических факторов на организмы. Записываем в тетрадь.

Класс: Записывают  в тетрадь учебную задачу.

(11 минут) Изучение новой темы

Ребята, кто может сказать, какая наука  занимается изучением взаиотношений живых организмов друг с другом и  с окружающей  его средой  обитания?

Класс: Высказывают свое мнение.

Наука,  занимающаяся изучением взаимоотношений живых организмов с друг другом и окружающей  его средой  обитания называется экология.

Правильно! А значит условия среды, оказывающие влияние на  живые организмы , называют экологическими факторами

Запишите определение  экологические факторы – с  учебника на стр. 98 абзац 3. (Слайд 4)

Класс: Записывают в тетрадь определение с учебника.

Экологические факторы – это явления, свойства и элементы среды обитания , которые влияют на организм.

Ребята, обратите  внимание на информацию в учебнике о том, что экологические факторы  включают условия  и ресурсы. (Слайд 5)

Условия среды не потребляются организмами. К их числу относят температуру, влажность воздуха, солёность воды, содержание загрязняющих веществ в почве.

Класс: Находят в учебнике данную информацию на стр. 98  и обсуждают данный материал  с учителем.

Ребята, вы узнали, что условия среды не потребляются организмом.

А, давайте узнаем:  1.Потребляются ли Ресурсы среды  организмами?  и

2.Что относят к ресурсам среды?

На стр 98.99 прочитайте материал «Ресурсы среды» и ответьте на данные вопросы

Постарайтесь составить иннтелект-карту (конспект).

Класс: Изучают материал на стр.98 -99 «Ресурсы среды».

Класс: Ответы:

-Ресурсы среды потребляются организмами

К ресурсам среды относятся:

-Кислород (для большинства организмов) ;

-Солнечный свет, вода, углекислый газ (для растений);

-Растения (пища для растительноядных животных);

-Пространство (воздушное,  почвенное),

-Участок пастбища (тля, слон);

- Охотничья территория (хищные животные).

Молодцы! Справились с заданием.

(2 минуты) Физкультминутка        (Слайд 6)                

Что бы ваши глаза отдохнули  – проведем физкульминутку. Закройте глаза и оставьте их закрытыми досчитав до 10, откройте –  счет до 10  - посмотрите в  окно  в даль (или ( на экран( на экране красный кружок). Упражнение повторить 2 раза.

Ребята, у всех глазки готовы работать дальше?.

Класс: Ребята отвечают .

(7 минут)  Самостоятельная работа в тетради

Давайте познакомимся с материалом из пункта: Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Перечень экологических факторов может быть  большим. По одной из классификаций их разделяют на три группы: абиотические, биотические и антропогенные.

Зарисуем схему в тетрадь. (Слайд 7-8)

Класс: Переносят схему в тетрадь (у кого есть рабочая тетрадь,  делают в рабочей тетради стр.69).

Ребята, сейчас  мы делимся по рядам и выполняем задание из рабочей тетради номер 2. Вам необходимо изучив текст параграфа на с.98-99, заполнить схему «Группы экологических факторов»:

1-й ряд: выписывает в тетрадь примеры абиотических факторов;

2-й ряд: биотических факторов;

3-й ряд: антропогенных факторов;

Работу выполнили,  схему заполнили. Давайте проверим, что вы выписали в тетрадь. Проводит проверку (Слайд 9)

Класс:  Выполняют задание:

Абиотические  факторы - Факторы неживой природы:

-Климатические (солнечный свет, температура, влажность)

-Территориальные (рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер)

- Биотические факторы –Факторы живой природы:

Совокупность влияния одних  организмов на другие  растения, животные.

-Антропогенные факторы – все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или же непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

(Если позволяет темп работы в классе уделить внимание на данный материал в учебнике): Для 1-го ряда отмечает  влияние солнечного света  на живые организмы, температуру воздуха, скорость испарения воды, движение воздушных и водных потоков в природе,  важный источник первичной  энергии.

Для 2-го отмечает отношения в природе между представителями царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Для 3-го ряда отмечает влияние человека положительное( очистка водоёмов, посадка деревьев, охрана природы и т.д.) и отрицательное ( химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, вырубка лесов, браконьерство и т.д.))

(5 минут)  Поисково – исследовательский этап (Слайд 10)

Мы переходим к следующему заданию. Ребята, найдите пункт «Влияние экологических факторов на организмы». Нужно выяснить, как экологические факторы влияют на  организмы, для этого ответьте на вопросы:

1.   Что  представляет  комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может?

2.Какие среды обитания формируют экологические факторы?

Класс: ( Ответ:  1. Комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может, представляют условия жизни данного организма. 2. ( Ответ: Экологические факторы формируют среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную, Сами организмы, в которых живут другие организмы (учитель помогает правильно назвать данную среду – (организменную)).

Вывод: Экологические факторы той или иной среды обитания  создают условия  благоприятные для  организма и вырабатывают  необходимые приспособления у организма обитающего в этой среде.

На следующих уроках мы будем подробно знакомиться с условиями обитания в различных средах.

А сейчас, у нас с вами есть время. Мы посмотрим  задание 4. из рубрики «Моя лаборатория».

- 1.Приведите примеры  факторов, связанных с деятельностью человека?

- 2.Как вы считаете, почему деятельность человека  оказывает наибольшее влияние на природу в настоящее время?

Класс: 1. (Ответы: выбрасывает мусор, убивает  диких животных, вырубает леса, загрязняет водоемы нефтью и т.д.)

2. (Ответы: самостоятельно природа не может справиться с тем мусором, которое п

опадает по причине человека, человек оказывает влияние на природу с помощью техники, берет от природы больше, чем ему необходимо и т.д.)

Молодцы!

(3 минуты) Рефлексивный этап

Оцените, пожалуйста, сами свою работу на уроке. Определите, достигли мы цели урока.

У вас на партах лежат карточки трёх цветов.

Кто считает, что на уроке  он работал активно   и всё понял - поднимите   зелёную карточку.

Кто считает, что на уроке он работал активно, но что- то не понял – поднимите желтую карточку.

Кто считает, что на уроке он не  работал активно, и  что -то не понял – поднимите красную карточку.

Класс: Поднимают зеленую карточку; Поднимают желтую карточку; Поднимают красную карточку

Спасибо за ответ.

А сейчас  подойдите к доске, возьмите у доски смайлики «Моё настроение» и прикрепите их к доске.

Класс: Подходят к доске и  прикрепляют смайлики «Мое настроение».

 Я вижу на доске, что все вы прикрепили смайлики с отличным настроением. Желаю, что бы ваше настроение было всегда таким.

Подходят к доске и  прикрепляют смайлики «Мое настроение».

(1 минута) Оценочный этап

На уроке мы изучали новую тему. Вы работали на уроке активно, хорошо. После проверки ваших тетрадей, я выставлю вам оценки в тетрадь. Ваши  сигнальные карточки с ответом вложите в тетрадь.

(1 минута) Информация о задании на дом (Слайд 11)

Вопросы  к §15 на стр. 100.

Задание 5 из рубрики «Моя лаборатория»,  вы выполните в тетради, можно воспользоваться рисунками  к §16-19.

(2 минуты) Заключительный этап

Плакат с призывом беречь природу! (Слайд 12)

Ребята спасибо вам за урок. Я желаю вам быть экологически грамотными гражданами нашей страны и быть не равнодушными к проблеме охраны окружающей среды. Не забывайте, что среда обитания живых организмов – это их дом.

 Берегите природу!

И в заключение нашего урока послушайте отрывок из стихотворения Марины Сёмкиной «Это всё вокруг природа» (можно предложить кому -то из учеников зачитать отрывок).

  …Всё что нужно год от года

Нам даёт сама природа

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом.

Урок окончен. До свидания!

При наличии времени в конце урока, можно использовать:  - (Задание 3. на стр.  101. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.

Растения, обитающих в условиях низкой влажности: кактусы, алоэ, верблюжья колючка;

Животных, обитающие в условиях низкой влажности: дикобраз, кенгуру, варан)

Литература

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова,Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020 — 128 с. : ил.

2. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин,  З. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов. Биология 5 класс: базовый уровень: учебник  – Москва: Просвещение, 2023.-160с.: ил.-( Линия жизни)

3. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин,  Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк, М.В.Касарькова. Биология 5 класс: базовый уровень: рабочая тетрадь:учебное пособие   –Москва: Просвещение, 2023.-111с. - (Линия жизни) Стр. 68,69

 Источники информации (слайд13)

1. Стихи ру. https://stihi.ru/2016/10/25/10399

2. В.В.Пасечник.Биология. 5-9 классы. Базовый уровень. Методическое пособие к УМК "Линия жизни". Линейный курс. 160 с.

https://prosv.ru/product/biologiya-5-9-klassi-bazovii-uroven-metodicheskoe-posobie-k-umk-liniyazhizni02/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Приложение 1

Задания из рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс

Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс...

среда обитания 9 класс

Характеристика основных сред обитания....

Презентация к лабораторной работе"Приспособленность организмов к среде обитания",9 класс

Содержимое презентации поможет учащимся правильно и успешно выполнить лабораторную работу....

Среды обитания. 5 класс. Биология.

Работа в микрогруппах по определению внешних признаков разных сред обитания и представителей каждой среды....

Наземно-воздушная среда обитания 5 класс ФГОС ООО

Приведён урок  в  5 классе в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс

³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....