Технологическая карта урока по предметам «Биология» и «Математика» в девятом классе, тема "Кафе "Витаминка""
план-конспект урока по биологии (9 класс)
В рамках тематической Недели Математики был проведен и бинарный урок "Кафе "Витаминка" о пользе продуктов, содержащих витамины, о каллорийности и рациональном питании подростков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми специальная (коррекционная) школа № 40 г. Сыктывкара
адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000
Тема «Кафе «Витаминка»»
Численность обучающихся 9 человек
Руководитель:
учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна
Автор:
учитель математики Пьянкова Наталья Владимировна
Сыктывкар, 2025
Технологическая карта урока по предметам «Биология» и «Математика» в девятом классе
по программе «Национально - региональный компонент в изучении природы России».
«Чтобы продлить жизнь, сократи рацион» Сократ.
Технология музыкального воздействия использована как одна из форм «здоровьесберегающих образовательных технологий». Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.
Одна из составляющих здоровьесбережения является и мимическая гимнастика.
Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
-усилить глубину и устойчивость чувств;
-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Проводится в непосредственно-образовательной деятельности как часть занятия.
Тема урока: «Кафе «Витаминка»».
Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность здоровьесбережения напрямую связана с современной кухней, изобилием предложений «быстрых перекусов на ходу», что влияет на здоровье горожан. Данная тема интегрированного занятия соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению сделать выбор по «рациональному питанию» дома и во время прогулок с друзьями, обретение навыков приготовления салатов из «витаминных» продуктов, знанию особенностей традиционной кухни Коми народа.
Ключевые слова: витаминный, калории, энергетическая ценность, рацион, самоопределение по ведению здорового образа жизни.
Учебно – оздоровительные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности;
– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);
- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формирование творческого подхода к знаниям;
- применение знаний в новой ситуации.
Тип занятия –интегрированное по предметам математики и биологии
Вид занятия – эстафета
Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися калорий в различных популярных блюдах и меню современных и традиционных кухнях.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают о режиме рационального питания и влияния его на организм, определяют калории продуктов популярного салата «оливье», кока-колы, шаурмы, сравнивают блюда современной и традиционной кухни.
Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.
- Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
- Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
- Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
- Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества
- Здоровьесберегающие технологии
Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе».
«вопросы к тексту»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Какие вычисления провести?
- В каком месте?
- Как определить?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«в своём темпе»
При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.
Оборудование: плакаты, компьютер, презентация, тарелки «овощного и фруктового ассорти», пословицы о здоровом питании, текст которых на разных листах с тем, чтобы учащиеся могли самостоятельно найти соответствующие части и прочитать.
Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся
«тихий опрос»
Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.
«идеальный опрос»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Продолжи фразу»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.
Устранимые факторы: негативные можно снизить.
Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.
Формирование базовых учебных действий на каждом этапе занятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУДы | Прогнозируемые результаты |
1 | Самоопределение к деятельности – распределение команд по ягодке «вишенке» и овощу «чипполино» Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения. | Приветствие «Будьте здоровы, ребята!», объясните слово «здравствуйте». У вас имеются «вишенки» и «чипполинки», бордового цвета и оранжевого жетоны, создайте 2 команды по цвету. Выберите название команд девочек «Вишенки» и мальчиков «Чипполино», поприветствуйте друг друга. | Объясняют слово «витамин» - по латыни вита-жизнь, мин-микроэлементы, необходимые организму. Приветствие «будьте здоровы», «здравствуйте». | Коммуникативные обсуждение в группах. Регулятивные самоопределение к деятельности. | Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу. |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы | Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «кафе «Витаминка». Вопрос учащимся: почему выбрана тема «кафе «Витаминка»? Запись на доске: «Вишенки – вкус лета», «Чипполино – герой овощной и фруктовой сказки», «Щи да каша – пища наша». | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками. Формулируют ассоциации: есть свои особенности в традиционной кухне у каждого народа; что вырастил, то и съел; что такое «натуральные продукты». | Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке. Коммуникативные формулировка собственного мнения. | Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия. Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей |
3 | Постановка мотивационных задач Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии. | Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач Цель: Определить содержание витаминов А, В, С, D в овощах и фруктах, содержание белка, жиров, углеводов в продуктах, их значение для организма человека. Узнать, в каких продуктах какой витамин содержится. Что нужно знать о «здоровом питании»? План: 1.Перечень продуктов по содержанию витаминов А, В, С, D и их влияние на организм. 2. Соответствует ли ваш рацион здоровому питанию? (на примере: перечислить блюда и продукты, из которых они приготовлены). 3. Вычислить калории популярного салата «оливье» и сравнить с малокалорийным овощным салатом, винегретом. 4. Рассчитать калории школьного обеда. | Учащиеся используют записи в тетрадях – это было домашним заданием (Приложение 1). Пример: режим питания дома и в школе, предпочтения в выборе продуктов и меню. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый читает свои записи – домашнее задание | Умение описать свое место проживания «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией. |
4 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | 1. Учащиеся называют критерии, по которым определяют рациональное питание: время приема пищи в течении дня, калорийность продуктов, способ приготовления (учитель записывает на доске, чтоб потом представить всем имеющийся перечень представленных продуктов и меню). - Теперь проверим домашнее задание, как вы с родителями обсудили и определили свой рацион. Обучающиеся представляют свой привычный набор блюд и продуктов, которые готовятся дома. 2. В презентации учащиеся знакомятся с «тарелкой здорового питания», по – новому определяя для себя, какие продукты должны быть каждый день и в каком количестве, определяют их в калориях (пример: в салате «оливье» 1170 калорий, белковый салат из курицы, зелени и овощей – 63 калории), 3. Затем учащимся предлагается составить пословицы о здоровой пище и питании из частей, 4. Посмотреть в качестве перерыва видеоролик о Республике Коми, традиционную кухню Коми народа. | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками Учащиеся с интересом выслушивают одноклассников о домашних предпочтениях в продуктах и способах приготовления, выражают свое мнение о соответствие действительности | Личностные: определять правила работы в группах Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата; определять и формулировать цель деятельности; высказывать своё мнение. Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии. | Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы. Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами. Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры, труд по выращиванию традиционных культур своей местности. |
5 | Составление общей картины Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии обучения здоровому образу жизни. | - Давайте составим модель школьника «здоровый ученик» по критериям. Критерии: 1. Трудовые навыки и соблюдение мер безопасности жизни. 2. Знания и умения применять во благо своего здоровья – комфортность в рациональном питании. 3. Желание стать экологически грамотным гражданином, умение вырастить традиционные овощи-продукты своей местности. 4. Самостоятельность в следовании рациональному питанию, самообслуживание, гигиена. 5. Развитие трудовых навыков школьника и помощи взрослым на дачных участках по выращиванию овощей и зелени, определяя труд и как активный отдых. | Объясняют, что значит модель школьника на примере «здоровый ученик» (Приложение 2). Используют предложенные критерии. Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат трудового договора педагогу | Личностные: умение вести переговоры с родителями. Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов. Познавательные: выразить свою точку зрения по определению критериев. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии. Регулятивные: совместное определение модели «здоровый ученик» по критериям. | Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение. Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы. Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования. |
6 | Работа с презентацией | 1.Проводим эстафету по предметам биологии и математики. Как вы это понимаете? 2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа. 3. Дружные команды за слаженную работу получают дополнительные баллы и накапливают очки верных ответов и бонусы, если оказывают помощь другой команде. Жюри оценивает работу команд. | Выводят правило эстафеты: два предмета, как два бегуна, передают эстафетную «палочку» друг другу. | Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений. | Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение. Информационная компетенция: получение новой информации с интересом. |
7 | Рефлексия деятельности Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди» | -Мы достигли поставленной цели? (да) -Занятие не зря прошло? (нет) -Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные. Закончить тему занятия: «Привычку посеешь, здоровым жизнь проживешь». Выработайте свой девиз: «Здоровье – клад, в жизни - лад». Учащиеся команды «Вишенок» показали слаженную работу и разделили победу, сформулировали девиз нашего кафе «Овощи и фрукты – витаминные продукты». | Вступают в диалог с учителем. Высказывают своё мнение. Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо». Выбор интересных вопросов и ответов: про «шаурму» и рацион полярника. | Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности. | Информационная компетенция: обобщать и делать выводы. Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников эстафеты – успех каждого обеспечен благодаря слаженной работе команды. |
Список использованной литературы:
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/М.: Народное образование, 2010 г. Смирнов Н. К.
- https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/11/11/issledovatelskaya-rabota-ratsionalnoe-pitanie-shkolnikov - ссылка на использованные материалы.
Приложение 1
Домашний рацион
Приймак Ольги | ||||
Завтрак – 7.00 Яйцо варёное Бутерброд с маслом и сыром Каша манная Какао | Перекус – 9.00 Чай с пряником Банан Яблоко Вода | Обед – 13.00 Суп борщ Жареная картошка Котлета мясная Салат овощной Компот из сухофруктов | Полдник – 16.00 Сок яблочный Печенье с начинкой | Ужин – 18.00 Рис отварной Курица жареная Помидор или огурец Морс из брусники |
Приложение 2
Школьный рацион
Завтрак – 9.40 Яйцо варёное Бутерброд с маслом и сыром Каша ячневая Чай с молоком | Обед – 13.00 Суп борщ Картофель пюре Котлета мясная Салат овощной Компот из сухофруктов | Полдник – 16.00 Чай с лимоном Печенье Орехи Фрукты сок | Ужин – 18.00 Отварная гречневая каша Отварная курица Ломтик огурца Морс | Вечерний полдник – 20.00 Кефир или ряженка Вафли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"
Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Технологическая карта урока изучения нового материала по математике в 5 классе "Сравнение дробей"
Данная технологическая карта позволяет увидеть основные этапы урока, а также отследить предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся....

Технологическая карта урока по предмету «Математические представления» по теме : «Классификация предметов по признаку «высокий-низкий».
Представлена технологическая карта урока по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: «Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: одинаковые по цвету». Тип урока: урок-закрепления нового знания.
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Технологическая карта урока по предмету «математика» для обучающихся 6 класса. Тема: «Умножение и деление дробей произвольного знака»
Урок профориентационный, знакомство со строительными профессиями....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока по предмету «Физическая культура» для обучающихся 9 класса. Совершенствование и закрепление выполнения технических приёмов волейбола.
Технологическая карта урока по Физической культуре для обучающихся 9 класса. Тема урока: "Совершенствование и закрепление выполнения технических приёмов" волейбола....
