Природное сообщество-биогеоценоз
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Структура биогеоценоза
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя |
2.Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока. |
Сформулируйте тему и цель урока. | Задает вопросы, дополняет и исправляет ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, записывают тему себе в тетрадь. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
3.Изучение нового материала | Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и к окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются в природе не случайно, а образуют природные сообщества, связанные цепями питания. Сообщество (биоценоз) – это совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществовавших в определенном пространстве и представляющей собой определенное экологическое единство. Человек может создавать и искусственные биоценозы, например сады, поля, парки. Место занимаемое биоценозом, называется биотоп. Биотоп – пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов. Биоценоз + абиотические факторы = экосистема Экосистема (биогеоценоз) - сообщество живых организмов вместе с физической средой обитания, объединенные обменом веществ и энергии в едином комплексе. Свойства экосистемы Устойчивость Саморегуляция
Устойчивость – способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями. Саморегуляция – способность поддерживать определенную численность особей популяции в сообществе. | Учитель раскрывает сущность понятия «жизнь», характеризует основные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизма, панспермии, самопроизвольного зарождения жизни, биохимической эволюции. Демонстрация презентации. | Обучающиеся работают индивидуально, в парах, отвечают на вопросы, представляют свои сообщения. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения. |
4Первичное закрепление изученного материала. | Итак, подведем итоги: 1 Задание: рассмотрите биогеоценоз водоема; выпишите, какие организмы входят в состав биоценоза, что представляет биотоп. 2.Ответить на вопросы: - какие связи можно наблюдать в данном биогеоценозе? - является ли это сообщество экосистемой? Почему? Чем отличается фитоценоз от биоценоза; экосистема от биоценоза? Синквейн (от французского слова “пять строк”). Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет сделать вывод. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Данную работу ребята могут выполнить в парах. Синквейн: 1. название синквейна – тема, обычно одно слово (существительное, что?) 2. описание темы в двух словах (прилагательное, прилагательное (какой? какая?)) 3. описание действия в рамках темы тремя словами (глагол, глагол, глагол (что делает?)) 4. фраза, показывающая отношение к теме, “крылатая фраза” на тему синквейна. 5. слово, которое повторяет суть темы (существительное) . | Учитель задаёт вопросы. | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
5 Домашнее задание. | Домашнее задание: | Рассказ учителя. | Записывают домашнее задание. | |
6Рефлексия. | В целом на уроке мне работать было… Мне мешало…. Лучше всех работали…. Т.к. Я сам работал…. Мне было интересно….. Я теперь понял… Но мне не совсем понятно…. | Задает вопросы, уточняет ответы. | Отвечают на вопросы. | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Коммуникативные выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.
Информация дана в виде таблицы....

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
При рассмотрении данной темы необходимо познакомить ребят с новыми терминами: «природная среда», «природные условия», «природные ресурсы»: рассмотреть классификацию природных ресурсов (по происхождени...

Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме"...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме
Урок с применением карт понятий в 6 классе по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"...
«Природные ресурсы и их виды. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала крупных стран (по выбору) по источникам географической информации»
тип урока: бинарный урок-практикум (урок комплексного применения знаний)класс 10...


