Природное сообщество-биогеоценоз
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Качмазова Зарина Ацамазовна

Структура биогеоценоза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

2.Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока.

  

Сформулируйте тему и цель урока.

Задает вопросы, дополняет и исправляет ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, записывают тему себе в тетрадь.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.  

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

3.Изучение нового материала

Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и к окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются в природе не случайно, а образуют природные сообщества, связанные цепями питания.

    Сообщество  (биоценоз) – это совокупность видов растений и  животных, длительное время сосуществовавших в определенном пространстве и представляющей собой определенное экологическое  единство. Человек может создавать и искусственные биоценозы, например сады, поля, парки. Место занимаемое биоценозом, называется биотоп.

   Биотоп – пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов.

   Биоценоз + абиотические факторы = экосистема

   Экосистема  (биогеоценоз) - сообщество живых организмов вместе с физической средой обитания, объединенные обменом веществ и энергии в едином комплексе.

Свойства экосистемы

Устойчивость     Саморегуляция

   

    Устойчивость – способность выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.

   Саморегуляция – способность поддерживать определенную численность особей популяции в сообществе.

Учитель раскрывает сущность понятия «жизнь», характеризует основные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизма, панспермии, самопроизвольного зарождения жизни, биохимической эволюции. Демонстрация презентации.

Обучающиеся работают индивидуально, в парах, отвечают на вопросы, представляют свои сообщения.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения  построения логической цепи рассуждения.

4Первичное закрепление изученного материала.

Итак, подведем итоги:

1 Задание: рассмотрите биогеоценоз водоема; выпишите, какие организмы входят в состав биоценоза, что представляет биотоп.

2.Ответить на вопросы:

- какие связи можно наблюдать в данном биогеоценозе?

- является ли это сообщество экосистемой? Почему?

Чем отличается фитоценоз от биоценоза; экосистема от биоценоза?

Синквейн (от французского слова “пять строк”). Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет сделать вывод. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Данную работу ребята могут выполнить в парах.

Синквейн:

1. название синквейна – тема, обычно одно слово (существительное, что?)

2. описание темы в двух словах (прилагательное, прилагательное (какой? какая?))

3. описание действия в рамках темы тремя словами (глагол, глагол, глагол (что делает?))

4. фраза, показывающая отношение к теме, “крылатая фраза” на тему синквейна.

5. слово, которое повторяет суть темы (существительное) 

.

Учитель  задаёт вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения  построения логической цепи рассуждения  

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

5 Домашнее задание.  

Домашнее задание:

Рассказ учителя.

Записывают домашнее задание.

6Рефлексия.

В целом на уроке мне работать было…

Мне мешало….

Лучше всех работали…. Т.к.

Я сам работал….

Мне было интересно…..

Я теперь понял…

Но мне не совсем понятно….

Задает вопросы, уточняет ответы.

Отвечают на вопросы.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативные выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

Информация дана в виде таблицы....

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

При рассмотрении данной темы необходимо познакомить ребят с новыми терминами: «природная среда», «природные условия», «природные ресурсы»: рассмотреть классификацию природных ресурсов (по происхождени...

Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме"...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

Урок с применением карт понятий  в 6 классе  по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"...