Программа элективного курса "Жизнь как наука" ( для работы с одаренными детьми)
рабочая программа по биологии

Рабочая программа "Жизнь как наука" разработана для одарённых детей, заинтересованных в углублённом изучении биологии и подготовке к олимпиадам и конкурсам. Программа направлена на развитие критического мышления, исследовательских навыков и углублённого понимания биологических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_zhizn_kak_nauka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Гимназия № 3 имени Б.В.Шапошникова"   г. Брянска

 

 

                                                                                                                                                              Приложение № _____ к ООП  СОО                                                                                                                                утверждённой приказом от ___.08.202__ №____

 

Рассмотрено на заседании МО                                                                     «Согласовано»

Протокол №1 от __.08.202___                                                          заместитель директора по УВР

Руководитель МО:                                                                          _________________/________/

_____________/______/                                                                                       ____.08.202__

                                                                                                                                                       

 

 

Программа элективного курса

«Жизнь как наука»

 (  для работы с одарёнными детьми )

 

Уровень образования:  основное и среднее общее

Количество часов: 34

Учитель: Лебедько Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

                                                                       Брянск, 2024 г.

Рабочая программа по биологии "Жизнь как наука" для одарённых детей

Пояснительная записка

Рабочая программа "Жизнь как наука" разработана для одарённых детей, заинтересованных в углублённом изучении биологии и подготовке к олимпиадам и конкурсам. Программа направлена на развитие критического мышления, исследовательских навыков и углублённого понимания биологических процессов.

Цели программы

1. Развить у учащихся глубокие знания в области биологии.

2. Подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах.

3. Формировать навыки научного поиска и анализа информации.

4. Способствовать развитию творческого мышления и самостоятельности.

Задачи программы

1. Изучение ключевых тем биологии: клеточная структура, генетика, экология, эволюция.

2. Проведение практических исследований и экспериментов.

3. Подготовка к участию в научных конкурсах и олимпиадах.

4. Развитие навыков работы с научной литературой и современными методами исследования.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • Углубленное понимание основных биологических концепций.

  • Умение проводить эксперименты и анализировать их результаты.

  • Знание современных методов исследования в биологии.

Метапредметные результаты:

  • Развитие критического мышления и аналитических навыков.

  • Умение работать в команде и представлять результаты исследований.

  • Навыки поиска и анализа информации.

Личностные результаты:

  • Формирование интереса к научной деятельности.

  • Развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей работы.

  • Умение ставить цели и достигать их.

Поурочное планирование (34 часа)

| Час | Тема урока | Цели и задачи | Методы и формы работы |

|- Поурочное планирование (34 часа)

| Час | Тема занятия | Содержание | Методы и формы работы |
|-----|--------------|------------|-----------------------|
| 1   | Введение в курс | Цели и задачи курса, знакомство с олимпиадными заданиями | Обсуждение, презентация |
| 2   | Основы клеточной биологии | Структура и функции клеток, клеточный цикл | Лекция, работа с микроскопом |
| 3   | Молекулярная биология | ДНК, РНК, белки; репликация и трансляция | Исследовательская работа |
| 4   | Генетика | Законы Менделя, генетические заболевания | Решение задач, дискуссия |
| 5   | Эволюция | Теория эволюции Дарвина, механизмы эволюции | Лекция, групповые проекты |
| 6   | Экология | Экосистемы, биосфера, экологические взаимодействия | Полевая работа, экскурсия |
| 7   | Анатомия человека | Организация систем органов (дыхательная, кровеносная) | Модели, анатомические препараты |
| 8   | Физиология человека | Функции органов и систем организма | Лабораторные работы |
| 9   | Ботаника | Строение растений, фотосинтез, размножение | Экскурсия в ботанический сад |
| 10  | Зоология | Классификация животных, адаптации | Групповая работа |
| 11  | Биохимия | Основные метаболические процессы в живых организмах | Лабораторные исследования |
| 12  | Микробиология | Роль микроорганизмов в экосистемах и медицине | Эксперименты |
| 13  | Биотехнология | Применение биотехнологий в медицине и сельском хозяйстве | Проектная работа |
| 14  | Подготовка к олимпиадам (часть 1) | Решение олимпиадных задач по всем темам курса | Практическое занятие |
| 15  | Подготовка к олимпиадам (часть 2) | Интенсивная подготовка к олимпиадам, анализ ошибок | Симуляция экзамена |
| 16  | Подведение итогов первой половины курса | Рефлексия, обсуждение результатов, тестирование знаний | Обсуждение в группах |
| 17  | Исследовательский проект (выбор темы) | Выбор темы для индивидуального проекта по интересам учащихся | Индивидуальная работа |
| 18-34| Реализация исследовательских проектов | Проведение исследований, подготовка презентаций, участие в конкурсах и олимпиадах. |

Литература

1. Краткий курс общей биологии / Под ред. А. Н. Тихомирова.

2. Основы генетики / Молекулярная биология / Под ред. В. И. Станкевича.

3. Экология: Учебное пособие для школьников / Под ред. Н. В. Гришина.

4. Биология: учебник для 10-11 классов / А. А. Зенкин.

5. Научные статьи и журналы по актуальным вопросам биологии.

6.Т. А. Боброва, "Биология: Учебник для старших классов" — учебное пособие по основным темам биологии.

7. А. Н. Кузнецов, "Генетика для школьников" — книга о генетике с задачами для подготовки к олимпиадам.

8. С. В. Сидоров, "Экология: Учебное пособие" — пособие по экологии с практическими заданиями.

Заключение

Рабочая программа "Жизнь как наука" предоставляет уникальную возможность для одарённых детей углубить свои знания в области биологии, развить исследовательские навыки и подготовиться к участию в олимпиадах и конкурсах. Программа направлена на формирование у учащихся интереса к науке и развитие их потенциала как будущих учёных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми школьного НОУ секции естественных наук на 2014-2015учебный год МБОУ "Дмитриевогорская СОШ"

Данный план является частью плана работы школьного научного общества "Совенок" Он включает в себя групповую и индивидуальную работу учителч . Большое внимание уделяетс привлечению к совместной работе ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Элективный курс по математике по работе с одаренными детьми "Поколение Z"

Программа и КТП для 5 классов по работы с одаренными детьми....

Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для работы с одаренными детьми по английскому языку для учащихся 2 класса

Изучение английского языка на современном этапе вызвано важнейшей ролью языка как средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня измен...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Рабочая программа элективного курса по истории Отечества для работы с одаренными детьми

Элективные курсы «История в лицах»,  «За страницами учебника истории. Трудные вопросы истории». Программа курсов для детей с высокими способностями позволяет повысить моти...