Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников «Царство Берендея»
методическая разработка по биологии (7 класс)
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка заданий
по формированию естественнонаучной грамотности школьников
Пояснительная записка
Цель методической разработки: развитие естественнонаучной грамотности учащихся Задачи:
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
- совершенствовать способности осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
- проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.
Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов, происходящих в природе
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
Место реализации в образовательном процессе:
Задание: «Деревья», может быть использовано при изучении темы «Отдел Голосеменные» в 7 классе
«Царство Берендея»
Деревья главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Наши леса не так уж богаты древесными породами. Не то, что тропические джунгли, где, пройдя километр пути, можно насчитать несколько сотен видов деревьев. Но каждая древесная порода в наших лесах имеет много интересных особенностей, каждая своеобразна и не похожа на другие.
Сосна. Кто не видел этого дерева с красивым оранжевым стволом и рыхлой кудрявой кроной? Кто не вырезал в детстве корабликов из её толстой слоистой коры? Кто нечаянно не приклеивался к её свежей смоле, жёлтой и прозрачной, как молодой мёд? Кто не наслаждался бодрящим ароматом сухого соснового леса? Круглый год мы видим сосну в её неизменном зелёном наряде. Даже зимой она выглядит, как летом. Её зелёные иглы точно не боятся мороза. От этого никак не убережёшься. Опасно другое -высыхание. Вот, что грозит зимой всем живым надземным частям растений, содержащим воду, в том числе и хвоинкам.
- Почему зимой хвоинкам не грозит высыхание?
Ель - изящное, стройное дерево. Нельзя не любоваться её кроной, имеющей форму правильного узкого конуса. В европейской части страны ель не идёт далеко на юг, так как довольно влаголюбива. Это дерево не выносит сухости почвы.
- Почему ель называют летописцем погоды? Какие сведения и где «записывает ель»? Какую ещё информацию скрывает ель?
Берёза - самое популярное дерево в нашей стране. Её все знают и любят. И называют обычно не иначе как красавица берёзка. Она и впрямь хороша - белая нарядная, всегда какая-то торжественная. Береста нашей берёзы состоит из множества мёртвых «пустых» клеток, плотно «спаянных» друг с другом. Оболочки клеток подверглись процессу так называемого опробковения и, как настоящая пробка, непроницаема для воды и газов. Это своеобразный панцырь на стволе.
- Как же тогда дышат живые клетки ствола? Ведь для них как для всего живого, нужен кислород.
Характеристика заданий и система оценивания
Задача Царство Берендея : Сосна | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
1 | Дан ответ и полное объяснение. Каждая хвоинка надёжно защищена, снаружи покрыта кутикулой, устьица закрыты, каждое устьице залеплено воском; значит через них вода не может испариться. |
0 | Ответ неполный. Каждая хвоинка надёжно защищена. |
Характеристика заданий | |
Задача Деревья: Ель | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
2 | Дан ответ и полное объяснение с дополнительной информацией. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни. На пне ели одни годичные кольца более широкие, другие - более узкие. Широкие кольца образуются во влажные годы, благоприятные для роста ели, а узкие - в засушливые неблагоприятные. Иногда по кольцам на пне дерева можно проследить «биографию» самого дерева, условия жизни в разные периоды. Если в центе пня много узких годичных колец это значит, что сначала дерево росло в лесу, и было затенено соседями, а затем окружающие деревья вырубили (или они сами погибли) и сразу начинается древесина с широкими кольцами |
1 | Дан ответ и объяснение, но какую ещё дополнительную информацию скрывает ель, отсутствует. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни. На пне ели одни годичные кольца более широкие, другие -более узкие. Широкие кольца образуются во влажные годы, благоприятные для роста ели, а узкие - в засушливые неблагоприятные |
0 | Ответ дан, нет объяснения. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни. |
Характеристика заданий | |
Задача Деревья: Берёза | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. | |
Система оценивания | |
1 | Дан ответ и полное объяснение. Чечевички -довольно крупные чёрточки, которые хорошо заметны и идут поперёк ствола. Чечевички состоят из рыхлой ткани, между клетками которой имеются промежутки. Через них и проходит воздух внутрь ствола. |
0 | Ответ дан, нет объяснения. Чечевички |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
Задание по формированию функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности школьников"
в данной методической разрботке представлены задания по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов....
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Зелёная лаборатория"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Грибы"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Изумрудно-зелёный ковёр"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...