Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников «Царство Берендея»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tsarstvo_berendeya.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий

по формированию естественнонаучной грамотности школьников

Пояснительная записка

Цель методической разработки:  развитие естественнонаучной  грамотности учащихся Задачи:  

  1. развитие способности  формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
  2. совершенствовать способности  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,  освоения новых знаний,  объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  3. понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
  4. демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  5. проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.

Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов,  происходящих в природе

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Место реализации в образовательном процессе:

Задание: «Деревья», может быть использовано при изучении темы «Отдел Голосеменные» в 7 классе

«Царство Берендея»

       Деревья главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Наши леса не так уж богаты древесными породами. Не то, что тропические джунгли, где, пройдя километр пути, можно насчитать несколько сотен видов деревьев. Но каждая древесная порода в наших лесах имеет много интересных особенностей, каждая своеобразна и не похожа на другие.

       Сосна. Кто не видел этого дерева с красивым оранжевым стволом и рыхлой кудрявой кроной? Кто не вырезал в детстве корабликов из её толстой слоистой коры? Кто нечаянно не приклеивался к её свежей смоле, жёлтой и прозрачной, как молодой мёд? Кто не наслаждался бодрящим ароматом сухого соснового леса? Круглый год мы видим сосну в её неизменном зелёном наряде. Даже зимой она выглядит, как летом. Её зелёные иглы точно не боятся мороза. От этого никак не убережёшься. Опасно другое -высыхание. Вот, что грозит зимой всем живым надземным частям растений, содержащим воду, в том числе и хвоинкам.

  1. Почему зимой хвоинкам не грозит высыхание?

       Ель - изящное, стройное дерево. Нельзя не любоваться её кроной, имеющей форму правильного узкого конуса. В европейской части страны ель не идёт далеко на юг, так как довольно влаголюбива. Это дерево не выносит сухости почвы.

  1. Почему ель называют летописцем погоды? Какие  сведения и где «записывает ель»? Какую ещё информацию скрывает ель?

       Берёза - самое популярное дерево в нашей стране. Её все знают и любят. И называют обычно не иначе как красавица берёзка. Она и впрямь хороша - белая нарядная, всегда какая-то торжественная. Береста нашей берёзы состоит из множества мёртвых «пустых» клеток, плотно «спаянных» друг с другом. Оболочки клеток подверглись процессу так называемого опробковения и,  как настоящая пробка,  непроницаема для воды и газов. Это своеобразный панцырь на стволе.

  1. Как же тогда дышат живые клетки ствола? Ведь для них как для всего живого, нужен кислород.

Характеристика заданий и система оценивания

Задача Царство Берендея : Сосна

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные

знания для объяснения явления

Система оценивания

1

Дан ответ и полное объяснение. Каждая хвоинка надёжно защищена, снаружи покрыта кутикулой, устьица закрыты, каждое устьице залеплено воском; значит через них вода не может испариться.

0

Ответ неполный. Каждая хвоинка надёжно защищена.

Характеристика заданий

Задача Деревья: Ель

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений; 

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

Система оценивания

2

Дан ответ и полное объяснение с дополнительной информацией. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни. На пне ели одни годичные кольца более широкие, другие - более узкие. Широкие кольца образуются во влажные годы, благоприятные для роста ели, а узкие - в засушливые неблагоприятные.

Иногда по кольцам на пне дерева можно проследить «биографию» самого дерева, условия жизни в разные периоды. Если в центе пня много узких годичных колец это значит, что сначала дерево росло в лесу, и было затенено соседями, а затем окружающие деревья вырубили (или они сами погибли) и сразу начинается древесина с широкими кольцами

1

Дан ответ и  объяснение, но какую ещё дополнительную информацию скрывает ель, отсутствует. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни. На пне ели одни годичные кольца более широкие, другие -более узкие. Широкие кольца образуются во влажные годы, благоприятные для роста ели, а узкие - в засушливые неблагоприятные

0

Ответ дан, нет объяснения. Данные о количестве осадков за каждый год своей жизни.

Характеристика заданий

Задача Деревья: Берёза

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Система оценивания

1

Дан ответ и полное объяснение. Чечевички -довольно крупные чёрточки, которые хорошо заметны и идут поперёк ствола. Чечевички состоят из рыхлой ткани, между клетками которой имеются промежутки. Через них и проходит воздух внутрь ствола.

0

Ответ дан, нет объяснения. Чечевички


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности школьников"

в данной методической разрботке представлены задания по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов....

Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Зелёная лаборатория"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Грибы"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Изумрудно-зелёный ковёр"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...