Современные цифровые инструменты на уроках биологии
материал по биологии

Кочнева Наталья Валентиновна

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tsifrovye_instrumenty_na_urokah_biologii.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: Современные цифровые инструменты на уроках биологии

Слайд Сегодня я хочу представить вашему вниманию доклад на тему: «Современные цифровые инструменты на уроках биологии».

Слайд  Цифровое образование – практика для нового будущего?

Цифровое образование – практика для нового будущего!

Какой знак в конце предложения, вопросительный или восклицательный вам ближе, вы решите сами.

Чему научить ребенка и как учить ребенка? Вопрос совсем не новый, но сейчас он звучит особенно остро. Современного ребенка не так легко удивить.  

Чудо-игрушки, познавательно-развлекательная цифровая индустрия с множеством возможностей и спецэффектов снижают эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную деятельность.

В 2019 году стартовал национальный проект «Образование», который говорит о внешних вызовах к образованию, как сильных трендах, заставляющих систему меняться.

Мы встали на порог этих перемен и являемся участниками становления новой системы образования – системы цифрового образования.

Центры "Точка роста" играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя педагогам и учащимся доступ к современному цифровому оборудованию.

Современное образование немыслимо без внедрения цифровых технологий. Биология —наука о живых организмах и их взаимодействии с окружающей средой, представляет собой сложную живую систему, особенно выгодную для использования цифровых инструментов, которые позволяют визуализировать микроскопические процессы, моделировать движущиеся системы и мгновенно обеспечивать доступ к огромному объему информации.  

Слайд Современные технологии позволяют расширить эти возможности, делая обучение более разнообразным и доступным. Они помогают сделать уроки более интересными, интерактивными и эффективными, а также способствуют развитию у учеников навыков работы с информацией и критического мышления. Повышается мотивация к изучению предмета;

Интерактивность и наглядность позволяет сделать уроки более динамичными, увлекательными и интересными;

Визуализация и моделирование помогают учащимся лучше усваивать абстрактные идеи.

Цифровые инструменты позволяют адаптировать учебный процесс к потребностям и возможностям каждого ученика и обеспечить индивидуальный подход.

Онлайн-базы данных и ресурсов позволяют участвующим самостоятельно проводить исследования и анализировать данные. Развивать навыки работы с информацией;

Обучение с использованием цифровых технологий развивает навыки, необходимые для успешной работы в современном мире. Позволяет подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Слайд Основные цифровые инструменты для уроков биологии

Мультимедийные ресурсы (видео, анимации, интерактивные презентации): Анимации процессов фотосинтеза, клеточного деления или обмена веществ делают сложные темы более понятными. Видеолекции известных ученых или документальные фильмы расширяют кругозор учеников.

Преимущества: улучшение понимания сложных концепций, доступность различных стилей обучения, возможность подбора анимаций для учеников разного возраста.

Примеры мультимедийных ресурсов: (канал РуTуб), PowerPoint с анимацией.

Слайд Инструменты для совместной работы:

Онлайн-платформы для обмена информацией, совместного редактирования документов, проведения дискуссий и круговых экскурсий.

В реализации проектной деятельности мы пользуемся ресурсами гугл или яндекс дисков: формы, таблицы.

С помощью облачных инструментов можно очень быстро составлять кроссворды и ребусы

Слайд Интерактивные виртуальные лаборатории и симуляторы:

Виртуальные лаборатории позволяют проводить эксперименты, а симуляторы позволяют изучать сложные процессы, такие как дыхание, фотосинтез, и моделировать экологические взаимодействия.

Например, платформы такие как праксилабс, Лабстер, Virtual Biology Lab или BioDigital Human, виртуальная образовательная лаборатория, позволяют моделировать биологические процессы и проводить виртуальные эксперименты. Это особенно актуально при ограничениях по оборудованию или необходимости безопасного изучения опасных процессов. Преимущества: безопасность, доступность, возможность повторять эксперименты неограниченное количество раз, визуализация сложных процессов.

Слайд Все более популярными среди школьников становятся мобильные приложения. Они предлагают интерактивные задания и тесты, которые помогают закрепить материал.
Например,  приложение «PlantSnap» позволяет идентифицировать растения по фотографии. На уроке биологии ученики могут использовать это приложение для создания своего мини-гербария. Приложения «Биологический атлас», «Анатомия человека» способствуют углубленному изучению биологических объектов и явлений.

Цифровые технологии играют важную роль не только в урочной деятельности, но и в подготовке к конкурсам и олимпиадам по биологии. Учащиеся могут использовать онлайн-ресурсы для подготовки к заданиям.

Слайд Несмотря на положительные результаты использования цифрового оборудования, существуют определенные проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего успешного внедрения технологий в образование.

Одной из основных проблем является недостаточная подготовка педагогов к использованию новых технологий. Необходимо проводить регулярные курсы повышения квалификации учителей для использования электронных инструментов.

Технические проблемы, такие как сбои в работе оборудования или недостаток доступа к интернету, также могут затруднять использование цифровых технологий.

Перегрузка информации: Необходимо научить учащихся аналитически оценивать и фильтровать информацию.

Потенциальные риски для здоровья (зрение, осанка): Необходимо соблюдать правила работы за компьютером и делать перерывы.

Финансирование

Необходимость финансирования для приобретения нового оборудования и программного обеспечения является важным аспектом успешного внедрения технологий в образовательный процесс.

Заключение
Применение цифрового оборудования на уроках биологии и во внеурочной деятельности представляет собой важный шаг в модернизации образовательного процесса. Необходимо продолжать внедрение новых технологий и методов преподавания для достижения высоких результатов в образовании. Современные цифровые инструменты открывают потенциал для совершенствования образования в области биологии. Они позволяют сделать обучение более увлекательным, эффективным и доступным, способствуют развитию ключевых компетенций учащихся. Однако для реализации этой возможности необходимо решать возникающие проблемы и обеспечивать поддержку учителей и учащихся. Интеграция цифровых технологий в уроки биологии – это не просто дань моде, а шаг для подготовки будущих проявлений жизни в цифровом мире.

Важно не только использовать эти технологии, но и постоянно совершенствовать свои навыки работы с ними, чтобы максимально раскрывать потенциал каждого ученика.

Слайд Благодарю за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 8 «Б» класса

В ходе реализации программы предусмотрено использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий Prolog.   Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательны...

Рабочая программа площадки для наблюдения исследований (на основе современных цифровых лабораторий) по биологии 6 «Б» класса

      В ходе проведения занятий площадки используется групповая работа. Дети учатся работать в группах  (по количеству и по численности). При проведении занятий активно испо...

Современные технологии на уроках биологии

В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. В исследовании использовались методы анализа документов и литературы, сравнительный анализ....

Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...

Презентация выступления "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...