План - конспект обобщающего урока по теме " Царство грибов"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Данный урок представляет собой урок- обобщение по теме "Царство грибов"  и ставит следующие задачи: формирование общебиологического понятия  о взаимодействиях грибов с окружающей средой; продолжение экологического воспитания учащихся;обучение рецензированию ответов товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_otkrytyy_urok_po_teme.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий открытый урок по теме «Царство грибов»

Задачи урока: обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; продолжение экологического воспитания учащихся; обучение рецензированию ответов товарищей.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные грибы – трутовики, колонии плесневых грибов на различных субстратах, видеопроектор, таблицы: «Плесневые грибы. Дрожжи», «Съедобные и ядовитые грибы», «Строение шляпочных грибов».

Опорные знания:

Найти общее между грибами и растениями; грибами и животными.

Как размножаются грибы (бесполым (спорами и участками мицелия) и половым путем).

Перечислить условия, необходимые для развития грибов.

Обязательные знания:

Показать большое разнообразие грибов: первые одомашненные грибы; «злые корчи» - болезнь людей; грибы в Древнем Риме; лечение с помощью грибов.

Значение грибов для развития деревьев (положительное (симбиоз) и отрицательное (паразиты)). Сформулировать общебиологическое понятие о связи организма и окружающей среды.

Строение мукора (описание его внешнего вида, выращивание гриба).

Вывод: для практических целей – выращивание и сбора шляпочных грибов, предотвращение образования плесени на продуктах – необходимы теоретические знания.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня у нас обобщающий урок – путешествие «В мире грибов». Мы отправляемся в музей Природы за удивительными организмами, которые называются грибами. Но путешествие не простое. Вы должны показать свои знания. Каждый ученик должен пройти все остановки зала «Грибы» музея Природы и отвечая на вопросы и выполняя задания набирать как можно больше баллов. Как и в любое путешествие, вы возьмете с собой путеводители, листочки с ручками, с вами будет экскурсовод. Вы будите получать от учителя-экскурсовода задание и выполнять их. (Учитель раздает ученикам путеводители).

III. Карта – путеводитель: Зал «Грибы» музей Природы

Угадай-ка.

Грибы – удивительные организмы.

Тихая охота.

Загадки природы

До остановки «Угадай-ка» два ученика получают тест «Проверка знаний», а потом проверяем их ответы всем классом. (Слайд)

Тест «Проверка знаний».

Плодовые тела, состоящие из пенька и шляпки, имеют:

а) все съедобные шляпочные грибы;

б) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев;

в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением трюфелей.

Пеницил относится к:

а) плесеням;

б) дрожжевым грибам;

в) ржачинным грибам.

У злаковых растений, пораженных головней, соцветия выглядят обгорелыми, потому что:

а) разрушенный эндосперм зерновок становится черным;

б) ткани еще не сформировавшихся соцветий разрушаются мицелием гриба, образующим споры;

в) пораженные соцветия засыхают и чернеют.

Пищевые продукты из муки, в которую попали размолотые рожки спорыньи, вызывают у человека:

а) горечь во рту;

б) расстройство кишечника;

в) судороги, головную боль, боли в желудке, потерю чувствительности пальцев и т. п.

Ответы: 1-в, 2- а, 3- б, 4-в.

1. Остановка «Угадай-ка».

Учитель:

Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 г. в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское изобретение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Давайте ответим на следующие вопросы:

Что общего у грибов и животных? (Отсутствие в клетках пластид, неспособность к фотосинтезу и автотрофному типу обмена веществ, содержание в клеточной стенке хитина.)

Что общего у грибов и растений? (неподвижный образ жизни, питание растворимыми органическими и минеральными веществами, наличие прочных клеточных стенок.)

Как распространяются грибы? (Споры грибов разносяться ветром и водными потоками, а так же животными, насекомыми и людьми)

Что растет быстрее гриб или растение? (Обитатель наших лесов веселка обыкновенная за 1 ч. Вырастает на 30 см., в Южной Америке есть грибы, которые вырастают на 50 см. за 2 ч., поэтому справедливо говорится : «Растут, как грибы после дождя»)(Слайд Веселка обыкновенная)

Какие условия необходимы для развития грибов? (Влажность, источники питания, а для симбиотов – наличие партнера, определенная температура.)

Какие грибы были «одомашнены» первыми и какое их свойство использовал человек? (Дрожжи. Используются в качестве источников питания сахара и могут гидролизировать другие углеводы, например крахмал.) (Слайд Дрожжи, таблица)

С чем связаны народные названия грибов, такие как поддубовник, подберезовик, подосиновик? (Симбиоз.) (Таблица)

Индейцы майя лечили раны «зеленой плесенью». Что это за гриб? (Пенецил.) (Таблица)

Во французской рукописи X в. Сказано: «Ужасные бедствия распространились среди людей, скрытый огонь, съедающий конечности и тело». В народе это заболевание получило название «злые корчи», т. к. у человека, съевшего хлеб, «отравленный» этим грибом, наступают судороги, поражается нервная система. О каком грибе идет речь? (Спорынья.) (Слайд)

2. Остановка «Грибы удивительные организмы»

Учитель-экскурсовод:

Царство грибов насчитывает около 100 000 видов, в т. ч. 100 видов съедобных. Грибы по всей вероятности произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2-1,8 миллиардов лет назад. Еще в далекой древности их начали применять в народной медицине наравне с травами. Люди, которых в народе называли знахарями, накапливали знания в области врачевания, передавали их по наследству, держа в секрете от посторонних.

Сейчас мы послушаем сообщение учащегося о лечебных грибах и их свойствах (слайды: белый гриб, трутовик, шитаки, сморчки.).

Задание: заполните таблицу. Вы знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений, ни к царству животных. Как вы думаете, почему? (заполняется таблица у доски)

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

Признаки грибов, сближающие их с царством животных

Индивидуальные

признаки грибов

- неподвижны;

- растут верхушечной частью;

- прочные клеточные стенки;

- синтезируют витамины и гормоны;

- дышат кислородом;

- размножаются вегетативно.

- гетеротрофы (нет хлорофилла, питаются готовыми органическими веществами);

- клеточная стенка содержит хитин (покров животных, насекомых, раков)

- вегетативное тело (грибница - мицелий);

- трубчатые нити (гифы);

- плодовое тело.

3. Остановка «Тихая охота».

Учитель-экскурсовод:

Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветет. Грибы нужно собирать неспешно. Тихая охота не бега с целью покрыть как можно большую площадь леса. И у вас задание такое: посмотрите внимательно слайды и найдите съедобные грибы, которые распространены в Тульской области, а так же ядовитые.

Ответьте на вопросы:

Какие правила нужно соблюдать, чтобы предупредить отравление грибами? (проверка ответов по слайду)

Почему нужно брать только хорошо знакомые грибы?

Какую часть тела мы называем грибом?

Почему нельзя повредить грибницу?

4. Остановка «Загадки природы»

Учитель – экскурсовод:

Давайте, рассмотрим следующие загадки природы:

Почему этим летом такие грибы, как белый, подберезовик, подосиновик, свинухи и др. можно было собирать только в конце лета вместе с опятами? (аномальная жара)

Почему после сбора съедобных грибов, этим летом, в районах, где были сильные пожары, было зафиксировано много случаев отравления грибами? (грибы накопили в себе продукты горения – канцерогены (яд)).

Учитель: мы подошли к концу нашего путешествия по залу «Грибы» музея природы, в заключении давайте проверим, как вы усвоили новые знания. (Слайд)

Обобщение знаний в виде теста.

Шляпочные грибы питаются:

а) органическими веществами, которые они всасывают вместе с водой и минеральными солями из корней деревьев и влажной почвы;

б) углекислым газом, из которого на свету грибы строят органические вещества.

Грибница головни развивается:

а) при прорастании зерновок;

б) после отцветания в образующихся зерновках.

Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

а) с возрастом в нитях грибницы образуются вещества черного цвета;

б) в образующихся спорангиях развиваются споры.

Грибы – паразиты вызывают заболевания:

а) только растений;

б) растений, животных и человека.

Дрожжи размножаются:

а) делением и почкованием;

б) только почкованием.

Ответы: 1-а, 2-а,3-б, 4-б,5-а. (Слайд)

III. Итог

Учитель: вот мы и подошли к концу нашего необычного урока. Сегодня мы обобщили знания о царстве грибов, о взаимодействиях грибов с окружающей средой, выяснили, почему грибы занимают особое положение в системе органического мира, какие грибы съедобные и не съедобные, правила сбора грибов. Выставляются оценки. Ученики, у которых больше правильных ответов получают отметку «5», меньше - «4» и еще меньше - «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".

        Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...

План-конспект обобщающего урока по теме: Изделия из теста

План-конспект обобщающего урока содержит цели и задачи урока по теме, подробное описание хода урока , приложения (презентация для проведения одного из конкурсов)Готовый материал для работы....

План-конспект обобщающего урока по теме: «Moscow through history»

План-конспект обобщающего урока по теме: «Moscow through history», 10 класс....

План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

План-конспект обобщающего урока по теме "Побег", 6 класс

Материал представляет собой разработку урока по теме "Побег". Тип урока - обобщающий, вид урока - игра. Урок завершает большую тему в курсе ботаники. На данном уроке в игровой форме повторялись о...

План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...