Открытый урок Биологии в 6 кл "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Предмет: биология
Класс: 6 пр 16
Тема урока: Распространение плодов и семян
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока: - сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;
- о значении этого процесса;
- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;
- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;
- воспитывать культуру труда;
- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)
Личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.
Регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.
Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.
Планируемые результаты обучения:
предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;
личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов;
метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.
Учащиеся должны знать: - что распространение семян необходимое условие существования растений;
- признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;
- какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;
- растения распространяют плоды с помощью человека и животных.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа.
Ход урока.
1.Организационный этап
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Добрый день, дорогие ребята! - Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карточки, дневник)?
- Сядьте удобно, выпрямите спинки.
- Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Оценивать будете себя в оценочных листах, которые у вас на столах. В конце урока подведем итоги. (обьяснить как заполнять)
- Ребята! На прошлом уроке познакомились с темой плоды, типы плодов.
Давайте повторим, для этого поиграем в игру да нет
Приготовьте свои карточки красные и зеленые.
Я зачитываю высказывание, если вы считаете, что оно верное, поднимаете карточку зеленую да, если неверное, то - нет и значит карточка красная.
- Плод – это орган цветкового растения, содержащий в себе листья
/нет –семена/
- Плод образуется из завязи пестика /ДА/
- Плод не принимает участие в распространении семени и не защищает его от неблагоприятных условий. /нет- принимает/ кто объяснит как правильно будет?
- Плод состоит из семян и околоплодника. /да/
- Плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике классифицируют сочные и сухие. /да /
- Сухие плоды- односемянные и многосемянные /да/
- Функции плода –это образование, защита и распространение семян /да/
Молодцы! А теперь оцените себя
За правильное выполненное задание вы ставите себе 5 баллов, одна ошибка 1 4 балла, если 2 ошибки 3 балла, если больше то поставьте себе! Значит нам нужно будет поработать над этим вопросом.
Игра «Третий лишний»
Какой плод в списке лишний и почему?
1) Слайд 1. Костянка, зерновка, семянка (сочный).
2) Слайд 2. Тыквина, яблоко, стручок (сухой).
3) Слайд 3. Орех, семянка, коробочка (многосемянной).
4) Слайд 4. Ягода, тыквина, костянка (односемянный)
2. Мотивация учебной деятельности.
(на слайде – изображение дуба) Слайд 5
-Хочу вам рассказать небольшой рассказ. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
-Почему дуб не дождался смены?
-Какой выход?
- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.
- Сформулируйте тему нашего урока
"Распространение плодов и семян."». записать на доске
Слайд 6
Какая цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.
3. Актуализация объективного опыта
Раньше картофель, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют …….ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами.
Какие у нас будут планируемые результаты? Что мы должны будем узнать ?. Слайд
- зачем растения распространяют плоды и семена?
- Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для этого есть? Слайд 7 записать или напечатать на доске
Учитель:На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы.
- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян
Слайд 5
4. Первичное усвоение новых знаний.
Для того чтобы ответить на эти вопросы нам нужно поработать с текстом в учебнике и с презентацией и по мере изучения будем заполнять таблицу. Слайд 8
Открываем стр.85 пр. 16 Работа с учебником и таблицей записать в тетрадь
Первое что мы внесем в таблицу это распространение с помощью ветра, найдите информацию какие растения распространяются ветром и какие имеют приспособления.
- Распространение с помощью ветра Слайд 9, 10
У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.
Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.
Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.
Все записываем в таблицу.
-Распространение водой Слайд 11
Плоды некоторых растений распространяются водой. Кувшинка, ольха, кокосовая пальма этому пример.
Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.
А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.
Распространение саморазбрасыванием Слайд 12,13
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.
Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена.
-Распространение при помощи животных и человека
Слайд 14,15,16, 17
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.
Слайд 14
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.
Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.
Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов. Размер 60-100 см
Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.
Распространение с помощью человека.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Семена подорожника очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.
Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.
Скажите, пожалуйста, какие отношения складываются между растениями и животными? (Взаимовыгодные отношения).
Ответьте, для чего семена путешествуют? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить).
Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду.
А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян и для чего? (чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая).
Таблица 1.Распространение семян
Способ распространения | Примеры растений | Приспособление к распространению |
ветер | Ива тополь осина одуванчик береза ясень клен | Волоски парашютики крыловидные выросты |
вода | Ольха кокосовая пальма кувшинка | Мешочки - поплавки |
саморазбрызгивание | Недотрога горох фасоль кислица мак виола | |
Животные и человек | Репейник лопух череда фиалка | Зубчики крючки |
Физминутка Слайд 18
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
5.Первичная проверка понимания
Давайте выполним задание. Перед вами карточки с растениями, которые распространяются разными способами. Подумайте и соотнесите растение со способом его распространения. На это вам 3 мин
4. Таблица2. Установите соответствие слайд 19
Признаки плодов и семян | Способ распространения |
1. плоды имеют сочную мякоть | А) ветром Б) водой В) животными |
2. плоды имеют перистые волоски | |
3. плоды и семена мелкие, легкие | |
4. плоды имеют крючочки | |
5. плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки |
Ответ:
Теперь поменяйтесь карточками и проверьте у своего соседа правильность выполнения Слайд 20 Критерии оценивания
Количество баллов:
1 балл за каждый правильный ответ. Если все верно 3 балла
1 ошибка – 2 балла
2 ошибки 1 балл
Заносим свои баллы в лист самооценки
5. Первичное закрепление слайд 21 (если хватит время) ответы слайд 22
Задание. Раздать
Закончите предложения
- Плоды и семена могут распространяться с помощью: -ветра--, ---воды---, животными-,-человеком- и --саморазбрасывание--- .
- Растения имеют –различные приспособления--- для распространения семян.
- У берёзы, ясеня, клёна есть -крылатки--, для распространения семян с помощью -ветра---.
- Проверить правильность выполнения задания
- Если все верно то 3 балла, 1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл; если больше 2 ошибок то ставим !
Рефлексия
Ребята скажите какая была цель нашего урока? (выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.
Достигли мы поставленной цели? Да
Что мы с вами планировали?
1) - зачем растения распространяют плоды и семена? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить, чтобы обеспечить жизнь виду).
2) - Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для этого есть? (ветер, вода, человек, животное; крючки, парашютики, колючки, выросты и тд)
Ответили на поставленные вопросы? Да
Прием: «Минутные заметки» на это задание дается 5 мин. Отвечать кратко. По одному спросить на каждый вопрос Слайд 23
Большой ли вы урожай знаний сегодня получили?
- - Запишите домашнее задание: параграф 16, таблица в тетради, стр. 87 вопросы устно. Слайд 24
- Сдаем листы самооценки для проверки и выставления оценок.
- Наш урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологиче...

Урок по естествознанию: "Распространение плодов и семян"
Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....
урок по теме "Распространение плодов и семян"
Использование на уроке стихотворений и загадок, как средство повышения интереса к предмету, как средство привлечения внимания ребёнка к удивительному в природе....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Духовно-нравственное воспитание. Биология. Ноябрь. «Распространение плодов и семян».
laquo;Распространение плодов и семян» «Основы селекции»...

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...


