Урок по естествознанию: "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) по теме

Ульман Светлана Вячеславовна

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasprostranenie_plodov_i_semyan.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Распространение плодов и семян.

Цель: познакомить учащихся  с  особенностями   распространения плодов и семян в природе.

Задачи:

образовательные:  

-выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;

коррекционные:

коррекция  внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы;

воспитательные:

-воспитание экологической культуры;

Оборудование:

1.Раздаточный набор  плодов и семян.

2.Компьютер.

3.презентация

4 желуди

5.семена клена

                                                             Ход урока

1.Орг. момент

2. Актуализация знаний.

-Вспомнить название частей растения и их функции (для всех). СЛАЙД.

-СУ-работа с карточками(№1 выбрать те растения, которые кладем в суп, №2 выбрать те растения, из которых варим компот)

-Вспомнить понятия –опыление, оплодотворение, плод, семя)

ФФИЗМИНУТКА

3.Целеполагание и мотивация (СЛАЙД– изображение дуба)

Учитель:

-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.

         «На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

           А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.

          Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

            Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Учитель:

-Почему дуб не дождался смены?  (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)

Учитель:

-Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов.  Сегодня на уроке вы узнаете, как  семена разных растений расселяются на новые места.

Записать тему урока.

4. Знакомство с новым материалом

По ходу изучения нового материала необходимо замисать способы распространения семян:

1.Грызуны

2.ветер

3.птицы

4.самораспространение

СУ-все эти пункты не записываются, а наклеиваются картинки-подсказки

Учитель:

-Кто в сказке мог бы помочь расселиться семенам дуба? (Мыши, белки, бурундуки)

Учитель:

-Семя дуба очень питательное, большое, поэтому его любят белки, бурундуки, мыши. Твердая скорлупа зверькам  не страшна. У них крепкие зубы, не зря их называют грызунами. Делая запасы, зверьки могут обронить желудь по дороге к норке или дуплу. Упавший  желудь весной прорастет и появится  молодой дубок. Иногда животные делают запасы, часть кладовых остается нетронутой, а весной семена тоже прорастают. Итак, один из помощников  растений – это грызуны.

Задание: рассмотреть семена клена и определить как они распространяются. (проведение эксперимента).

Учитель:

-Как вы думаете,   как расселяются семена этого растения? (ученикам даются семена клена). Подкиньте, понаблюдайте, сделайте вывод. 

Учитель:

-Вывод: семенам клена помогает ветер. Все семена, которые путешествуют с помощью ветра,  имеют крылышко или парашютики, чтобы  улететь подальше от материнского растения. Второй помощник растений – ветер.

Демонстрация плодов рябины

Учитель:

-Как вы думаете, кто или что помогает расселяться семенам этого растения? (учитель показывает плоды рябины)

Дети должны догадаться, что это птицы.

Учитель:

-Оказывается, семена рябины путешествуют в желудках птиц.  Птицам нравится сочная, питательная, полезная мякоть плодов. Они  клюют  их вместе с семенами. Семена в желудках не перевариваются и выходят с пометом неповрежденными, в другом месте, а весной прорастают. Не только рябина расселяется таким образом. Многие растения специально привлекают к себе птиц сочной мякотью плодов яркого красного или оранжевого цвета, чтобы распространить свои плоды.

Учитель:

-Значит, у растений есть три помощника: птицы, звери и ветер.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Практическая работа

Учитель:

СЛАЙД: орех, калина, одуванчик, шиповник, липа

  Подумайте, как они расселяются.

Найдите им помощников

Учитель:

А кто помогает расселиться этому растению? (репейник) А вы догадались?

СЛАЙД. Семена некоторых растений имеют крючки, чтобы цепляться за шерсть животных и  одежду человека и путешествовать вместе с ними.

СЛАЙД -Ребята, на земле есть растения, которые обходятся без помощников, распространяя свои семена. Хотите посмотреть, как передвигаются их семена?

 (Показ видеоролика о самораспространяющихся семенах).

5.Итог урока . ОЦЕНКИ.

Учитель:

-Вы узнали, как растения расселяются на новые места? Кто им помогает?

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

СТР.28-31 ЧИТАТЬ, РАЗОБРАТЬ СХЕМУ

СУ-карточка «соедини растение с его семенами»

7. РЕФЛЕКСИЯ

СМАЙЛИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Распространение плодов и семян"

Использование на уроке  стихотворений и загадок, как средство повышения интереса к предмету, как средство  привлечения внимания ребёнка к удивительному в природе....

Урок по биологии "Распространение плодов и семян"

На уроке-исследовании создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе....

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...

Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».

Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....

План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"

Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником,  натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лаборатор...