Урок по естествознанию: "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) по теме
Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_plodov_i_semyan.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Распространение плодов и семян.
Цель: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе.
Задачи:
образовательные:
-выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
коррекционные:
коррекция внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы;
воспитательные:
-воспитание экологической культуры;
Оборудование:
1.Раздаточный набор плодов и семян.
2.Компьютер.
3.презентация
4 желуди
5.семена клена
Ход урока
1.Орг. момент
2. Актуализация знаний.
-Вспомнить название частей растения и их функции (для всех). СЛАЙД.
-СУ-работа с карточками(№1 выбрать те растения, которые кладем в суп, №2 выбрать те растения, из которых варим компот)
-Вспомнить понятия –опыление, оплодотворение, плод, семя)
ФФИЗМИНУТКА
3.Целеполагание и мотивация (СЛАЙД– изображение дуба)
Учитель:
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
Учитель:
-Почему дуб не дождался смены? (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)
Учитель:
-Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов. Сегодня на уроке вы узнаете, как семена разных растений расселяются на новые места.
Записать тему урока.
4. Знакомство с новым материалом
По ходу изучения нового материала необходимо замисать способы распространения семян:
1.Грызуны
2.ветер
3.птицы
4.самораспространение
СУ-все эти пункты не записываются, а наклеиваются картинки-подсказки
Учитель:
-Кто в сказке мог бы помочь расселиться семенам дуба? (Мыши, белки, бурундуки)
Учитель:
-Семя дуба очень питательное, большое, поэтому его любят белки, бурундуки, мыши. Твердая скорлупа зверькам не страшна. У них крепкие зубы, не зря их называют грызунами. Делая запасы, зверьки могут обронить желудь по дороге к норке или дуплу. Упавший желудь весной прорастет и появится молодой дубок. Иногда животные делают запасы, часть кладовых остается нетронутой, а весной семена тоже прорастают. Итак, один из помощников растений – это грызуны.
Задание: рассмотреть семена клена и определить как они распространяются. (проведение эксперимента).
Учитель:
-Как вы думаете, как расселяются семена этого растения? (ученикам даются семена клена). Подкиньте, понаблюдайте, сделайте вывод.
Учитель:
-Вывод: семенам клена помогает ветер. Все семена, которые путешествуют с помощью ветра, имеют крылышко или парашютики, чтобы улететь подальше от материнского растения. Второй помощник растений – ветер.
Демонстрация плодов рябины
Учитель:
-Как вы думаете, кто или что помогает расселяться семенам этого растения? (учитель показывает плоды рябины)
Дети должны догадаться, что это птицы.
Учитель:
-Оказывается, семена рябины путешествуют в желудках птиц. Птицам нравится сочная, питательная, полезная мякоть плодов. Они клюют их вместе с семенами. Семена в желудках не перевариваются и выходят с пометом неповрежденными, в другом месте, а весной прорастают. Не только рябина расселяется таким образом. Многие растения специально привлекают к себе птиц сочной мякотью плодов яркого красного или оранжевого цвета, чтобы распространить свои плоды.
Учитель:
-Значит, у растений есть три помощника: птицы, звери и ветер.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
Практическая работа
Учитель:
СЛАЙД: орех, калина, одуванчик, шиповник, липа
Подумайте, как они расселяются.
Найдите им помощников
Учитель:
А кто помогает расселиться этому растению? (репейник) А вы догадались?
СЛАЙД. Семена некоторых растений имеют крючки, чтобы цепляться за шерсть животных и одежду человека и путешествовать вместе с ними.
СЛАЙД -Ребята, на земле есть растения, которые обходятся без помощников, распространяя свои семена. Хотите посмотреть, как передвигаются их семена?
(Показ видеоролика о самораспространяющихся семенах).
5.Итог урока . ОЦЕНКИ.
Учитель:
-Вы узнали, как растения расселяются на новые места? Кто им помогает?
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
СТР.28-31 ЧИТАТЬ, РАЗОБРАТЬ СХЕМУ
СУ-карточка «соедини растение с его семенами»
7. РЕФЛЕКСИЯ
СМАЙЛИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
урок по теме "Распространение плодов и семян"
Использование на уроке стихотворений и загадок, как средство повышения интереса к предмету, как средство привлечения внимания ребёнка к удивительному в природе....
Урок по биологии "Распространение плодов и семян"
На уроке-исследовании создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе....
Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....
Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"
Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...
Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».
Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....
План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"
Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лаборатор...