Задания для формирования естественнонаучной грамотности
материал по биологии

Шоникова Алла Анатольевна

Задания для формирования естественнонаучной грамотности с критериями оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шоникова Алла Анатольевна

“Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности”

1.Компетенция  «Научное объяснение явлений»

Задание 1.

Вася проживает в Нижегородской области. В 2020 году он впервые увидел большое количество особей богомола обыкновенного. С чем это связано, учитывая, что богомолы обитают на юге России и в Нижегородской области раньше встречались редко? Ответ обоснуйте.

Характеристика задания

Компетенция

научное объяснение явлений

Тип знания

знание содержание

Контекст

глобальный/окружающая среда

Когнитивный уровень

средний

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Биология. Экологические факторы

        

Пояснения.

Ареал богомола обыкновенного расширяется  в связи с климатическими изменениями. Общее потепление климата наблюдается  из-за воздействия на природу антропогенного фактора.

Система оценивания

Балл

Содержание ответа

2

В ответе содержится оба элемента

1

В ответе содержится 1 элемент

0

Ответ неправильный/ ответ отсутствует

Задание 2.

В последнее время в России постоянно возрастает количество заболевших новой короновирусной инфекцией COVID-19. Ученые связывают это со многими факторами и, в первую очередь, с отсутствием «коллективного привочного иммунитета». Как можно выработать коллективный прививочный иммунитет?

Характеристика задания

Компетенция

научное объяснение явлений

Тип знания

знание содержание

Контекст

национальный/здоровье

Когнитивный уровень

низкий

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Биология: биология человека. Иммунитет

Пояснения.

Увеличить скорость и охват вакцинации (вакцинация должна охватывать максимальный процент населения)

Система оценивания

Балл

Содержание ответа

1

Правильный ответ

0

Ответ неправильный/ ответ отсутствует

Задание 3.

По оценкам экспертов, для выработки «коллективного иммунитета» от новой короновирусной инфекцией COVID-19, необходимо вакцинировать от 70% до 90% населения. Предложите дополнительные способы снижения распространения и профилактики COVID-19.

Характеристика задания

Компетенция

научное объяснение явлений

Тип знания

знание содержание

Контекст

глобальный/здоровье

Когнитивный уровень

средний

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Биология: биология человека. Иммунитет

Пояснения.

1. Избегать близких контактов, соблюдать самоизоляцию.

2. Носить маску, перчатки, мыть руки.

3.Использовать антисептики

4. Проветривать помещение, выполнять влажную уборку.

5. Укреплять здоровье с помощью витаминов и других средств.

(Формулировка ответа может быть иной, близкой по содержанию)

Система оценивания

Балл

Содержание ответа

2

Правильный ответ

1

Частично правильный ответ

0

Ответ неправильный/ ответ отсутствует

2.Компетенция  «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»

Комплексное задание «Мутации: миф или реальность?»

Всех людей в той или иной степени можно назвать мутантами. Но не такими, как в «Людях X» или во вселенной Marvel — даже изменение цвета волос, роста или структуры лица можно отнести к мутациям. Малейшие изменения в наших генах или окружающей среде могут привести к развитию черт, которые делают нас уникальными. А у некоторых людей генетики отслеживают специфические мутации, отвечающие за поистине невероятные способности. Например, кто-то имеет повышенный иммунитет к электричеству, а другие могут выступать как магнит для предметов. Все это стало возможным благодаря мутациям, которые с развитием технологий встречаются все чаще. Вы можете сами быть «мутантом» и не знать об этом.

   Мутация - это качественные и количественные изменения ДНК организмов, приводящие к изменениям генотипа. Мутации классифицируются на три основные группы:

Генные мутации – изменение строения одного гена. Это изменение в последовательности нуклеотидов: выпадение, вставка, замена и т.п. Например, замена А на Т. Причины – нарушения при удвоении (репликации) ДНК. Примеры: серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия.

Хромосомные мутации – изменение строения хромосом: выпадение участка (делеция), отрыв концевой части хромосомы (утрата), удвоение участка (дупликация), поворот участка на 180 градусов (инверсия), перенос участка на другую (негомологичную) хромосому транслокация) и т.п. Причины – нарушения при кроссинговере. Пример: лейкоз, синдром кошачьего крика.

Геномные мутации – изменение количества хромосом. Причины – нарушения при расхождении хромосом. Примеры: 1.Полиплоидия – кратные изменения (в несколько раз, например, 12 → 24). У животных не встречается, у растений приводит к увеличению размера. 2.Анеуплоидия – изменения на одну-две хромосомы. Например, одна лишняя двадцать первая хромосома приводит к синдрому Дауна (при этом общее количество хромосом – 47). Еще примеры геномных мутаций: синдром Клайфельтера (ХХУ), синдром Тернера (ХО).

  По характеру воздействия мутации делят на вредные (летальные и полулетальные), нейтральные, полезные.

Задание 1.

1. Проанализируйте текст задачи и соотнесите  рисунок и вид хромосомной мутации.

C:\Users\2\Desktop\get_file.png

А

Б

В

Г

Характеристика задания

Компетенция

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Тип знания

знание содержание

Контекст

личный

Когнитивный уровень

средний

Тип вопроса

закрытый (на соответствие)

Дидактическая единица

Биология: общая биология. Мутации

Пояснения.

Деятельность: выявление информации в тексте, сопоставление  текста с рисунком,

установление соответствия.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

3

1

2

4

Система оцениваниия:

Баллы (мах): 2

Поменяны местами 2 элемента: 1 балл

В остальных случаях: 0 баллов.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три примера геномной мутации.

1) синдром Дауна

2) гемофилия

3) серповидная анемия

4) болезнь Клайнфельтера

5) синдром Тернера

6) синдром кошачьего крика

Характеристика задания

Компетенция

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Тип знания

знание содержание

Контекст

личный

Когнитивный уровень

низкий

Тип вопроса

закрытый (с множественным выбором)

Дидактическая единица

Биология: общая биология. Мутации

Пояснения

Деятельность: выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов, выбор нескольких вариантов ответов (три из шести)

Правильный ответ: 1,4,5

Система оценивания:

Правильный ответ: 2

Допущена 1 и более ошибок: 0 баллов

Задание 3.

Дан участок цепи ДНК: Ц-Ц-Т-Т-Г-Т-Г-А-Т-Ц-А-Т…

При транскрипции произошло выпадении десятого нуклеотида.

2) Как изменится структура синтезируемого белка?

3) К каким биологическим последствиям в организме это может привести?

4) Как называется данное изменение в молекуле ДНК? Приведите реальные примеры (не менее 2 примеров)

Характеристика задания

Компетенция

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Тип знания

знание содержание

Контекст

личный

Когнитивный уровень

высокий

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Биология: общая биология. Мутации

Пояснения

1)При выпадении десятого нуклеотида  изменится структура синтезируемого белка (синтезируется другой белок)

2) Последствия: выпадение 1 нуклеотида в ДНК     генная мутация     изменение первичной структуры синтезируемого белка      изменение свойств белка     изменение функций белка      изменение какого-либо признака у организма     влияние нового признака на судьбу организма (полезное, вредное или нейтральное).

(Допускаются иные формулировки ответа, не нарушающие биологического смысла последствий генной мутации).

3) Генная мутация и два любых примера генных мутации.

Система оценивания

Баллы (мах): 3 балла

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает все названные выше элементы, но содержит негрубые биологические ошибки.

2

Ответ включает одно из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

ответ неправильный/ответ отсутствует

0

3.Компетенция  «Понимание особенностей естественнонаучного исследования»

Задание 1

Петя узнал, что сахарный диабет – это очень распространенное заболевание. Какой метод биологических исследований использовать Пете, чтобы определить наличие сахарного диабета у него и членов его семьи?

1) Измерение

2) Наблюдение

3) Эксперимент

4) Описание

5) Моделирование

Характеристика задания

Компетенция

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Тип знания

знание процедуры

Контекст

личный/здоровье

Когнитивный уровень

низкий

Тип вопроса

закрытый

Дидактическая единица

Биология. Биология человека. Эндокринная система.

        

Система оценивания

Балл

Содержание ответа

1

1) измерение

0

Ответ неправильный/ ответ отсутствует

Задание 2

Петя провел дома следующий эксперимент: в положении сидя после 2-3 спокойных дыхательных движений сделал глубокий вдох и задержал дыхание, с помощью секундомера измерил максимально возможное произвольное время задержки дыхания. Потом он в положении сидя после двух-трех спокойных дыхательных движений сделал выдох и задержал дыхание, зафиксировав с помощью секундомера максимально произвольное время задержки дыхания на выдохе. С какой системой органов связан данный эксперимент? Определите цель данного исследования.

 Характеристика задания

Компетенция

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Тип знания

знание процедуры

Контекст

личный/здоровье

Когнитивный уровень

средний

Тип вопроса

открытый

Дидактическая единица

Биология. Биология человека. Дыхательная система

Пояснения.

С помощью данных проб изучают функциональное состояние дыхательной системы.

1)Дыхательная система. 

2) Оценка функционального состояния системы органов дыхания

Система оценивания

Балл

Содержание ответа

2

В ответе содержится оба элемента

1

В ответе содержится 1 элемент

0

Ответ неправильный/ ответ отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ"

Работа содержит примеры авторских заданий на развитие естественнонаучной грамотности и рекомендации по их оцениванию...

задания по формированию естественнонаучной грамотности

Модели заданий,направленные на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии , во внеурочной деятельности....

Задание по формированию естественнонаучной грамотности

Разработанное задание  на формирование естественно-научнолй грамотности у учащихся...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников «Царство Берендея»

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Зелёная лаборатория"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Грибы"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...

Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Изумрудно-зелёный ковёр"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...