Дистанционный урок для 5 класса по теме "Буквы Е -И в корнях с чередованием"
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

Дата проведения: 30 апреля

Темы урока: «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)

Ход урока:

 1.  Объяснение новой темы «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)

1) ТЕОРИЯ

При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.

Может происходить чередование гласных и и е. Например, собирает и соберёт. В слове собирает корень -бир-, в слове соберёт корень -бер-. Зависит написание этих гласных от суффикса, который стоит после корня.

В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Корни с чередованием гласных е – и:

-бер- – -бир- (соберут – собирать)

-мер- – -мир- (умереть – умирать)

-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)

-блест- – -блист- (блестеть – блистать)

-пер- – -пир- (запереть – запирать)

-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)

-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)

-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)

-чет- – -чит- (вычет – вычитать)

Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.

 

2) ВИДЕОУРОК →

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=uqAqGBjjQIM&feature=emb_logo

или  https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239138%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2

 3) Чтение параграфа 112 на стр.112.

4. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ:

 

1. Выделяю в слове корень.

2. Ставлю знак ударения.

3. Нахожу безударную гласную в корне

4. Вспоминаю корни с чередованием Е-И

5. Проверяю, есть ли суффикс А после корня)

6. Если есть суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е

 

5 ПОДСКАЗКИ

1. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.


2. ВЫУЧИТЬ И ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАВИЛ  СТИХОТВОРЕНИЕ:

Если после корня – А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? - ВытИрай!

Собирать, стирать, задира,

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

 

 

3. ПРАВИЛО «ОСЛИКА»

Правило ослика Иа. Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А

 

4. ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ КОРНЕЙ

image}б/п    

д/т

м

 

-бер – бИрА -         пер – пИрА-

-дер – дИрА-           тер – тИрА-

                   - мер -мИрА -

-стел- – -стИлА-

-блест- – -блИстА-

жег- – -жИгА-

-чет- – -чИтА-

 

   

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО  →  https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239139%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2

 

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: упражнение 647 ( письменно)

7. Домашняя работа: выучить корни, стихотворение – подсказку, упражнение 649 ( письменно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klass30.docx531.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Дата проведения: 30 апреля

Темы урока: «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)

Ход урока:

 1.  Объяснение новой темы «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)

1) ТЕОРИЯ

При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.

Может происходить чередование гласных и и е. Например, собирает и соберёт. В слове собирает корень -бир-, в слове соберёт корень -бер-. Зависит написание этих гласных от суффикса, который стоит после корня.

В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.

Корни с чередованием гласных е – и:

-бер- – -бир- (соберут – собирать)

-мер- – -мир- (умереть – умирать)

-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)

-блест- – -блист- (блестеть – блистать)

-пер- – -пир- (запереть – запирать)

-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)

-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)

-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)

-чет- – -чит- (вычет – вычитать)

Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.

2) ВИДЕОУРОК →

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=uqAqGBjjQIM&feature=emb_logo

или  https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239138%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2

 3) Чтение параграфа 112 на стр.112.

4. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ:

1. Выделяю в слове корень.

2. Ставлю знак ударения.

3. Нахожу безударную гласную в корне

4. Вспоминаю корни с чередованием Е-И

5. Проверяю, есть ли суффикс А после корня)

6. Если есть суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е

5 ПОДСКАЗКИ

1. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.


2. ВЫУЧИТЬ И ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАВИЛ  СТИХОТВОРЕНИЕ:

Если после корня – А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? - ВытИрай!

Собирать, стирать, задира,

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

3. ПРАВИЛО «ОСЛИКА»

Правило ослика Иа. Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А

4. ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ КОРНЕЙ

б/п    

д/т

м

-бер – бИрА -         пер – пИрА-

-дер – дИрА-           тер – тИрА-

                   - мер -мИрА -

-стел- – -стИлА-

-блест- – -блИстА-

жег- – -жИгА-

-чет- – -чИтА-

ДОПОЛНИТЕЛЬНО  →  https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239139%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: упражнение 647 ( письменно)

7. Домашняя работа: выучить корни, стихотворение – подсказку, упражнение 649 ( письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс

Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы Е и И в корнях с чередованием"

ПредметРусский языкКласс,профиль класса5 класс общеобразовательной школы Методическая информацияТема урокаБуквы Е и И в корнях с чередованиемАвторы учебникаЛадыженская Т.А.Классификация уро...

Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "

Формировать навык правильного написания корней с чередованием...