Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Косарева Татьяна Николаевна

Дана полная разработка урока и конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.73 КБ
Office presentation icon e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.ppt935 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Дата проведения: 13.04 2014 г.

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ  («открытие» нового знания).

На уроке присутствовали коллеги – учителя русского языка, завуч Кайнова Л.А., представитель родительского комитета класса Шмелёва Ю.Г.

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.   

Задачи урока

  1. Образовательные:
  • выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
  • формировать навык правильного написания корней с чередованием,
  • повторить морфемный разбор слов;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:

 осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

         Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

         Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

                

     Ожидаемые результаты:

-  личностные:  1) понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

                                 2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                 3) пополнение словарного запаса;

                                 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

-  предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер,  проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение урока:

           - презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

          - раздаточный материал;

          - учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

  1. Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков. Часть II /сост. Г.В. Цветкова.-В.: Учитель, 2014
  2. Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.:

ВАКО, 2014.

  1. Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  2. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

                         В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и

                         др. М.: Просвещение, 2013.

  1. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к  

   учебнику   Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2013.

         Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта
  6. Физминутка
  7. Первичное закрепление
  8. Самостоятельная работа и самооценка.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

       домашнего задания.

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

          Желаю всем хорошего настроения  и высокой работоспособности на

         сегодняшнем уроке.

         Запишите в тетради число и классная работа. Строчку для записи темы,    

          пожалуйста, оставьте запасной,  мы ее заполним  позднее.

     Постановка учебной задачи

          1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами изучать глагол. Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями его правописания, думаю, что это будет очень полезно узнать для вас. Внимание на экран!

СЛАЙД № 2

          Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за

          крапивой.

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

           Обе пословицы о труде. Трудиться следует каждый день, начиная самого

           утра, а не откладывать на потом или вечер. Нужно ценить время, и тогда всё

           успеешь.

Учитель: выберите  из пословиц однокоренные слова, запишите их  в тетрадь,

Ученики списывают.

Слова появляются на слайде

СЛАЙД  № 3

СОБЕРЁТ- ПРОДИРАЕТ.

           2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

 Ученики:  Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

           СЛАЙД № 4

Цель урока: Научиться правильно выбирать

буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку

СЛАЙД № 5

ТЕМА УРОКА:

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

     

 Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

       Поработаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на  карточках № 1?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару -  глагол на карточке .№ 2

Запишите в тетрадь парами

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД № 6

            РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  

ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  

ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

Учитель:   Выделим корни глаголов с чередованием.

 

СЛАЙД № 7

-ТЕР -  -ТИР-

- БЕР-  - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ -  - ЖИГ-

 

Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И.

. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика?  Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

СЛАЙД №8

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель:  Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

 Давайте выработаем алгоритм наших действий.

            Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками  выполняют задание

                    «Закончи предложение».

         

СЛАЙД №9- 10

1.Найди орфограмму по признаку: безударное положение гласной  (в корне)

2. Выдели в слове     (корень).

3.Поставить  (ударение).

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ПОДСТЕЛИТЬ, объясняет графическое выделение

6. Физминутка  СЛАЙДЫ 11-19

7. Первичное закрепление.

           1. Учебник, стр. 113, упр. 648   Выборочное  комментированное письмо. (2

             ученика у доски)

            2. Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

             Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами –

             синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для  справок

            (слова для справок на слайде).

                Слова читает учитель, дети подбирают варианты со СЛАЙДА № 20 .

            СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ

            КАБИНЕТ,ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ

            СОРНУЮ ТРАВУ,  УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

             СЛАЙД № 21

             

             ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ

             БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ

             ЗАЖИГАТЬСЯ           УД_РАТЬ

             ЗАБ_РАТЬСЯ              

             Самопроверка по  эталону  на слайде № 20

           

             СЛАЙД № 22

             БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

             ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

             ЗАПИРАТЬ КЛАСС

             ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

             ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

             УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

             УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

     

            4) Устная работа  

            Учитель: Ваша задача: назвать слово с изученной орфограммой и вспомнить,

            из каких произведений А.С. Пушкина взяты эти примеры.

  1. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
  2. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберёт и приготовит.
  3. Прибежал бесёнок, задыхаясь, весь мокрёхонек, лапкой утираясь…
  4. Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
  5. Но где Людмила? Он один! В нём сердце, вспыхнув, замирает.
  6. Конь упирается, дрожит.
  7. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

  1. Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий)  – и

          самооценка результата  усвоения нового  знания.

                  СЛАЙД 23

Ответы:

  1. –  2                          перевод баллов в оценку:
  2. – 4
  3. – 2                          8 баллов – «5»
  4. – 3
  5. – 2                         7 – 6 баллов – «4»
  6. – 3
  7. – 4                          5 – 4 балла – «3»
  8. -   4

 

           9. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

      2. Работа с диагностической картой.

Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме

 СЛАЙД 24 Домашнее задание (дифференцированный подход ):

  1. № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
  2.  Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для  уч-ся + -
  3. Творческая работа: рассказ «Как я провожу свободное время»    для уч-ся +
  4. Всем $112 стр. 112

Заместитель руководителя ОО ___________________/Л.А. Тимраляева/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? ? ?

Слайд 2

Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя- глаза продирает.

Слайд 3

Соберёт – продирает

Слайд 4

Цель урока: Научиться правильно писать слова с буквами Е – И в корнях с чередованием

Слайд 5

Тема: Буквы Е – И в корнях с чередованием

Слайд 6

Растереть - растирать Разберу – разбирать Отпереть – отпирать Задерет – задирать Замереть - замирать Расстелить – расстилать Выжег - выжигать

Слайд 7

Корни с чередованием Тер – тир Бер – бир Пер – пир Дер – дир Мер – мир Стел – стил Жег - жиг

Слайд 8

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Составьте его опорную схему. И А Е А

Слайд 9

Алгоритм действий 1. Найди орфограмму… 2. Выдели в слове… 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с … 5. Проверяю, есть ли … 6. Если есть суффикс…, пишу – … 7.Если нет … - пишу…

Слайд 10

Алгоритм действий 1. Найди орфограмму 2. Выдели в слове корень 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с чередованием 5. Проверяю, есть ли суффикс А 6. Если есть суффикс А, пишу – И 7.Если нет А - пишу Е

Слайд 11

Электронная физкультминутка для глаз

Слайд 19

Берегите зрение!

Слайд 20

Слова для справок: Зап…рать, уб…рать, Бл…стеть, зам…реть, Уд…рать, заб…раться, Заж…гаться

Слайд 21

Проверь себя Блестеть на солнце Забираться на гору Запирать класс Зажигаться ярко Замереть от страха Убирать сорную траву Удирать от ребят

Слайд 22

Самопроверка теста Ответы: 1 – 2 перевод баллов в оценку : 2 – 4 3 – 2 8 баллов – « 5 » 4 – 3 5 – 2 7 – 6 баллов – « 4 » 6 – 3 7 – 4 5 – 4 балла – « 3 » 8 - 4

Слайд 23

 Домашнее задание  1. Упр. № 647 - (для учащихся с ? ); 2. Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е – И (20 слов) – (для учащихся с +- ); 3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» - (для учащихся с + ); 4. Всем: стр. 112 орфограмма №24

Слайд 24

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...

Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"

Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...