Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Дана полная разработка урока и конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.73 КБ |
e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.ppt | 935 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Дата проведения: 13.04 2014 г.
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).
На уроке присутствовали коллеги – учителя русского языка, завуч Кайнова Л.А., представитель родительского комитета класса Шмелёва Ю.Г.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.
Задачи урока
- Образовательные:
- выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
- формировать навык правильного написания корней с чередованием,
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков. Часть II /сост. Г.В. Цветкова.-В.: Учитель, 2014
- Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.:
ВАКО, 2014.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и
др. М.: Просвещение, 2013.
- Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к
учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2013.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта
- Физминутка
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа и самооценка.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Желаю всем хорошего настроения и высокой работоспособности на
сегодняшнем уроке.
Запишите в тетради число и классная работа. Строчку для записи темы,
пожалуйста, оставьте запасной, мы ее заполним позднее.
Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами изучать глагол. Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями его правописания, думаю, что это будет очень полезно узнать для вас. Внимание на экран!
СЛАЙД № 2
Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за
крапивой.
Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.
Учитель: Прочитаем пословицы.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Обе пословицы о труде. Трудиться следует каждый день, начиная самого
утра, а не откладывать на потом или вечер. Нужно ценить время, и тогда всё
успеешь.
Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают.
Слова появляются на слайде
СЛАЙД № 3
СОБЕРЁТ- ПРОДИРАЕТ.
2. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
3. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.
СЛАЙД № 4
Цель урока: Научиться правильно выбирать
буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку
СЛАЙД № 5
ТЕМА УРОКА:
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.
Поработаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на карточках № 1?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Определите их вид.
Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке .№ 2
Запишите в тетрадь парами
По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.
СЛАЙД № 6
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.
СЛАЙД № 7
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.
. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
СЛАЙД №8
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
«Закончи предложение».
СЛАЙД №9- 10
1.Найди орфограмму по признаку: безударное положение гласной (в корне)
2. Выдели в слове (корень).
3.Поставить (ударение).
4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ПОДСТЕЛИТЬ, объясняет графическое выделение
6. Физминутка СЛАЙДЫ 11-19
7. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо. (2
ученика у доски)
2. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами –
синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок
(слова для справок на слайде).
Слова читает учитель, дети подбирают варианты со СЛАЙДА № 20 .
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ
КАБИНЕТ,ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ
СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙД № 21
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
ЗАЖИГАТЬСЯ УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ
Самопроверка по эталону на слайде № 20
СЛАЙД № 22
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
4) Устная работа
Учитель: Ваша задача: назвать слово с изученной орфограммой и вспомнить,
из каких произведений А.С. Пушкина взяты эти примеры.
- На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
- А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберёт и приготовит.
- Прибежал бесёнок, задыхаясь, весь мокрёхонек, лапкой утираясь…
- Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
- Но где Людмила? Он один! В нём сердце, вспыхнув, замирает.
- Конь упирается, дрожит.
- Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
- Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий) – и
самооценка результата усвоения нового знания.
СЛАЙД 23
Ответы:
- – 2 перевод баллов в оценку:
- – 4
- – 2 8 баллов – «5»
- – 3
- – 2 7 – 6 баллов – «4»
- – 3
- – 4 5 – 4 балла – «3»
- - 4
9. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение | Моя метка | |
? | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной? | |
+ - | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте | |
+ | Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме |
СЛАЙД 24 Домашнее задание (дифференцированный подход ):
- № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
- Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -
- Творческая работа: рассказ «Как я провожу свободное время» для уч-ся +
- Всем $112 стр. 112
Заместитель руководителя ОО ___________________/Л.А. Тимраляева/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя- глаза продирает.
Соберёт – продирает
Цель урока: Научиться правильно писать слова с буквами Е – И в корнях с чередованием
Тема: Буквы Е – И в корнях с чередованием
Растереть - растирать Разберу – разбирать Отпереть – отпирать Задерет – задирать Замереть - замирать Расстелить – расстилать Выжег - выжигать
Корни с чередованием Тер – тир Бер – бир Пер – пир Дер – дир Мер – мир Стел – стил Жег - жиг
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Составьте его опорную схему. И А Е А
Алгоритм действий 1. Найди орфограмму… 2. Выдели в слове… 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с … 5. Проверяю, есть ли … 6. Если есть суффикс…, пишу – … 7.Если нет … - пишу…
Алгоритм действий 1. Найди орфограмму 2. Выдели в слове корень 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с чередованием 5. Проверяю, есть ли суффикс А 6. Если есть суффикс А, пишу – И 7.Если нет А - пишу Е
Электронная физкультминутка для глаз
Берегите зрение!
Слова для справок: Зап…рать, уб…рать, Бл…стеть, зам…реть, Уд…рать, заб…раться, Заж…гаться
Проверь себя Блестеть на солнце Забираться на гору Запирать класс Зажигаться ярко Замереть от страха Убирать сорную траву Удирать от ребят
Самопроверка теста Ответы: 1 – 2 перевод баллов в оценку : 2 – 4 3 – 2 8 баллов – « 5 » 4 – 3 5 – 2 7 – 6 баллов – « 4 » 6 – 3 7 – 4 5 – 4 балла – « 3 » 8 - 4
Домашнее задание 1. Упр. № 647 - (для учащихся с ? ); 2. Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е – И (20 слов) – (для учащихся с +- ); 3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» - (для учащихся с + ); 4. Всем: стр. 112 орфограмма №24
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...
Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"
Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация....
Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Буквы и-е в корнях с чередованием...
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
laquo;Правописание корней с чередованием гласных е-и»....
Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"
Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...