Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Косарева Татьяна Николаевна

    Дана полная разработка урока и конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx30.73 КБ
    Office presentation icon e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.ppt935 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 5 классе

    в условиях реализации ФГОС

    Дата проведения: 13.04 2014 г.

    Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

    Тип урока: ОНЗ  («открытие» нового знания).

    На уроке присутствовали коллеги – учителя русского языка, завуч Кайнова Л.А., представитель родительского комитета класса Шмелёва Ю.Г.

    Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.   

    Задачи урока

    1. Образовательные:
    • выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
    • формировать навык правильного написания корней с чередованием,
    • повторить морфемный разбор слов;
    • развить умение формулировать определение понятий;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • совершенствовать орфографические  умения.
    1. Развивающие:

     осуществление системно-деятельностного подхода;

    • развитие критического мышления;
    • развитие внимания;
    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • развитие умения формулировать проблему;
    • развитие умения групповой и парной работы.
    1. Воспитательные:
    • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

             Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

             Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

                    

         Ожидаемые результаты:

    -  личностные:  1) понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

                                     2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                     3) пополнение словарного запаса;

                                     4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

      метапредметные:

    - познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

    - регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

    -  предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

    - коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

    Оборудование: компьютер,  проектор, интерактивная доска

    Методическое обеспечение урока:

               - презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

              - раздаточный материал;

              - учебники, тетради.

    Литература, использованная при подготовке урока:

    1. Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков. Часть II /сост. Г.В. Цветкова.-В.: Учитель, 2014
    2. Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.:

    ВАКО, 2014.

    1. Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
    2. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

                             В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и

                             др. М.: Просвещение, 2013.

    1. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к  

       учебнику   Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2013.

             Структура урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.
    2. Актуализация знаний.
    3. Выявление места и причины затруднения.
    4. Построение проекта выхода из затруднения.
    5. Реализация построенного проекта
    6. Физминутка
    7. Первичное закрепление
    8. Самостоятельная работа и самооценка.
    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

           домашнего задания.

    Ход урока.

          Мотивация к учебной деятельности.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

              Желаю всем хорошего настроения  и высокой работоспособности на

             сегодняшнем уроке.

             Запишите в тетради число и классная работа. Строчку для записи темы,    

              пожалуйста, оставьте запасной,  мы ее заполним  позднее.

         Постановка учебной задачи

              1. Актуализация знаний 

    1. Фронтальная работа.

    Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами изучать глагол. Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями его правописания, думаю, что это будет очень полезно узнать для вас. Внимание на экран!

    СЛАЙД № 2

              Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за

              крапивой.

    Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

    Учитель: Прочитаем  пословицы.

    Ученики  читают.

    Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

    Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

               Обе пословицы о труде. Трудиться следует каждый день, начиная самого

               утра, а не откладывать на потом или вечер. Нужно ценить время, и тогда всё

               успеешь.

    Учитель: выберите  из пословиц однокоренные слова, запишите их  в тетрадь,

    Ученики списывают.

    Слова появляются на слайде

    СЛАЙД  № 3

    СОБЕРЁТ- ПРОДИРАЕТ.

               2.  Выявление места и причины затруднения

    Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

    Ученики: Чередование звуков Е-И.

    Учитель: Что такое чередование звуков?

    Ученики: Это замена одного звука другим.

    Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

    Ученики: Нет.

    Учитель: Почему?

    Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

    3. Построение проекта выхода из затруднения

    Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

     Ученики:  Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

               СЛАЙД № 4

    Цель урока: Научиться правильно выбирать

    буквы Е-И в корнях с чередованием.

    Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

    Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

    Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку

    СЛАЙД № 5

    ТЕМА УРОКА:

    БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

    5. Реализация построенного проекта.

         

     Создание проблемной ситуации.

    Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

           Поработаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на  карточках № 1?

    Ученики: Это глаголы.

    Учитель: Определите их вид.

    Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

    Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару -  глагол на карточке .№ 2

    Запишите в тетрадь парами

    По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

    СЛАЙД № 6

                РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ

    РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ

    ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

    ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  

    ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ

    РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  

    ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

    Учитель:   Выделим корни глаголов с чередованием.

     

    СЛАЙД № 7

    -ТЕР -  -ТИР-

    - БЕР-  - БИР-

    - ПЕР - -ПИР-

    - ДЕР- -ДИР-

    - МЕР- - МИР-

    - СТЕЛ - - СТИЛ –

    - ЖЕГ -  - ЖИГ-

     

    Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И.

    . От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика?  Кто готов представить своё «открытие»?

    Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

    СЛАЙД №8

    В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.

    Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

    Ученики (читают правило): Правильный.

    Учитель:  Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

     Давайте выработаем алгоритм наших действий.

                Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками  выполняют задание

                        «Закончи предложение».

             

    СЛАЙД №9- 10

    1.Найди орфограмму по признаку: безударное положение гласной  (в корне)

    2. Выдели в слове     (корень).

    3.Поставить  (ударение).

    4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

    5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

    6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если нет – Е)

    Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

    Ученик выходит к доске, записывает слово ПОДСТЕЛИТЬ, объясняет графическое выделение

    6. Физминутка  СЛАЙДЫ 11-19

    7. Первичное закрепление.

               1. Учебник, стр. 113, упр. 648   Выборочное  комментированное письмо. (2

                 ученика у доски)

                2. Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

                 Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами –

                 синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для  справок

                (слова для справок на слайде).

                    Слова читает учитель, дети подбирают варианты со СЛАЙДА № 20 .

                СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ

                КАБИНЕТ,ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ

                СОРНУЮ ТРАВУ,  УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

                 СЛАЙД № 21

                 

                 ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ

                 БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ

                 ЗАЖИГАТЬСЯ           УД_РАТЬ

                 ЗАБ_РАТЬСЯ              

                 Самопроверка по  эталону  на слайде № 20

               

                 СЛАЙД № 22

                 БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

                 ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

                 ЗАПИРАТЬ КЛАСС

                 ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

                 ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

                 УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

                 УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

         

                4) Устная работа  

                Учитель: Ваша задача: назвать слово с изученной орфограммой и вспомнить,

                из каких произведений А.С. Пушкина взяты эти примеры.

    1. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
    2. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберёт и приготовит.
    3. Прибежал бесёнок, задыхаясь, весь мокрёхонек, лапкой утираясь…
    4. Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
    5. Но где Людмила? Он один! В нём сердце, вспыхнув, замирает.
    6. Конь упирается, дрожит.
    7. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

    1. Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий)  – и

              самооценка результата  усвоения нового  знания.

                      СЛАЙД 23

    Ответы:

    1. –  2                          перевод баллов в оценку:
    2. – 4
    3. – 2                          8 баллов – «5»
    4. – 3
    5. – 2                         7 – 6 баллов – «4»
    6. – 3
    7. – 4                          5 – 4 балла – «3»
    8. -   4

     

               9. Рефлексия учебной деятельности.

    1.Фронтальный опрос.

    Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

    Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

    Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

    Ученики перечисляют.

    Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

    Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

    Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

    Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

    Учитель: Мы её достигли?

    Ученики: Да.

          2. Работа с диагностической картой.

    Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте

    Моё умение

    Моя метка

    ?

    Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

    +  -

    Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте

    +

    Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме

     СЛАЙД 24 Домашнее задание (дифференцированный подход ):

    1. № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
    2.  Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для  уч-ся + -
    3. Творческая работа: рассказ «Как я провожу свободное время»    для уч-ся +
    4. Всем $112 стр. 112

    Заместитель руководителя ОО ___________________/Л.А. Тимраляева/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ? ? ?

    Слайд 2

    Кто рано встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя- глаза продирает.

    Слайд 3

    Соберёт – продирает

    Слайд 4

    Цель урока: Научиться правильно писать слова с буквами Е – И в корнях с чередованием

    Слайд 5

    Тема: Буквы Е – И в корнях с чередованием

    Слайд 6

    Растереть - растирать Разберу – разбирать Отпереть – отпирать Задерет – задирать Замереть - замирать Расстелить – расстилать Выжег - выжигать

    Слайд 7

    Корни с чередованием Тер – тир Бер – бир Пер – пир Дер – дир Мер – мир Стел – стил Жег - жиг

    Слайд 8

    В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Составьте его опорную схему. И А Е А

    Слайд 9

    Алгоритм действий 1. Найди орфограмму… 2. Выдели в слове… 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с … 5. Проверяю, есть ли … 6. Если есть суффикс…, пишу – … 7.Если нет … - пишу…

    Слайд 10

    Алгоритм действий 1. Найди орфограмму 2. Выдели в слове корень 3.Поставь ударение 4. Вспоминаю корни с чередованием 5. Проверяю, есть ли суффикс А 6. Если есть суффикс А, пишу – И 7.Если нет А - пишу Е

    Слайд 11

    Электронная физкультминутка для глаз

    Слайд 19

    Берегите зрение!

    Слайд 20

    Слова для справок: Зап…рать, уб…рать, Бл…стеть, зам…реть, Уд…рать, заб…раться, Заж…гаться

    Слайд 21

    Проверь себя Блестеть на солнце Забираться на гору Запирать класс Зажигаться ярко Замереть от страха Убирать сорную траву Удирать от ребят

    Слайд 22

    Самопроверка теста Ответы: 1 – 2 перевод баллов в оценку : 2 – 4 3 – 2 8 баллов – « 5 » 4 – 3 5 – 2 7 – 6 баллов – « 4 » 6 – 3 7 – 4 5 – 4 балла – « 3 » 8 - 4

    Слайд 23

     Домашнее задание  1. Упр. № 647 - (для учащихся с ? ); 2. Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е – И (20 слов) – (для учащихся с +- ); 3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» - (для учащихся с + ); 4. Всем: стр. 112 орфограмма №24

    Слайд 24

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"

    Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...

    Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

    Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

    Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

    Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...

    Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"

    Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...