Урок русского языка в 5 классе. Разносклоняемые имена существительные
презентация к уроку (5 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.04.20.pptx71.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Открыли тетради и записали Четырнадцатое мая

Слайд 2

Проверим вчерашнее задание и исправим в тетради, если есть ошибки 2 скл 3 скл Инвентарь Кабель Рояль Ковыль Лосось Панцирь Тюль Китель Флигель Мотель Штемпель Янтарь цоколь Магистраль Бандероль Озимь Полынь Лазурь Мозоль Вуаль эмаль

Слайд 3

Как вы понимаете «разносклоняемые»? В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения , а целых 6 типов склонения!

Слайд 4

- Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется). Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся.

Слайд 5

Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки , которые в новую систему никуда не подошли . Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. Открыли книжки-помощницы , записали Разносклоняемые имена существительные

Слайд 6

К разносклоняемым существительным относятся: десять существительных на – мя . (не путать с окончанием!) Задание: найти и выписать из стихотворения выделенные слова. Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая распри пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

Слайд 7

(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом) Страница учебник 362 читаем правило.

Слайд 8

Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила. И.п . – время. Тут просто, основа врем, а окончание –я. Ставим в Родительный падеж. Р.п . – времени .

Слайд 9

Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс – ен - . В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим. Д.п . – времени В.п . – время Т.п. – временем. П.п . – о времени

Слайд 10

Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п .-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

Слайд 11

Теперь существительное «путь». Определите род – мужской. Окончание? – нулевое. Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем его вместе со словом второго склонения - конь. И.п . – путь конь Р.п . – пути коня Д.п . –пути коню В.п . – путь коня Т.п. – путем конём П.п . –о пути о коне

Слайд 12

Падеж Склонение Разносклон . 2-е 3-е И. сторож мышь время путь Р. сторожа мыш и времен и пут и Д. сторожу мыш и времен и пут и В. сторожа мышь время путь Т. сторож ем мышью времен ем пут ём П. о стороже о мыш и о времен и о пут и Какой вывод можно сделать по таблице?

Слайд 13

Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми? Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое!

Слайд 14

Открыли рабочие тетради, п оработаем со стихотворением, в котором нужно вставить разносклоняемые существительные и записать их в тетради, стихотворение списывать не надо В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.

Слайд 15

В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя , Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя , С утра до вечера они чесали темя .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...