О дистанционном обучении в современных условиях
статья

Хоткина Татьяна Михайловна

В данной статье затрагиваются вопросы истории, понятия, вариантов дистанционного обучения, ведется разговор о положительных и отрицательных сторонах дсистанционного обучения, а также о собственном опыте работы учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._o_distantsionnom_obuchenii_v_sovremennyh_usloviyah.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

                      О дистанционном обучении в современных условиях

 Дистанционное обучение уходит своими корнями еще в 18 век, претерпевали свои изменения лишь каналы коммуникации. Газеты, почта, радио, телеграф, телефон, телевизор и наконец, появились компьютеры, которые дали возможность обучения через Интернет.

Если обратиться к этимологии слова «дистанционный», то она говорит: «Производимый на расстоянии, действующий на определенном расстоянии». Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет). 

Сегодня существуют варианты использования дистанционного обучения:

  1. Совмещение традиционных очных занятий (уроки) с дистанционными (это проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных или для слабоуспевающих детей),
  2. Создание постоянной группы обучаемых из одного или разных учебных заведений, городов для прохождения дистанционного курса, обучение которых курирует преподаватель,
  3. Дистанционное самообразование, то есть полностью самостоятельное обучение без поддержки преподавателя.

Конечно, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам я бы отнесла:

  1. Свободу доступа, мобильность
    — обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). 
  2. Снижение затрат на обучение
    — обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения.
  3. Гибкость обучения
    — продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  4. Возможность развиваться в ногу со временем
    — пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.
    Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  5. Потенциально равные возможности обучения
    — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
    Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).
  6. Возможность определять критерии оценки знаний
    — в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные в процессе обучения.

К отрицательным сторонам можно отнести:

  1. Необходимость сильной мотивации
    — практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно, что требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля.
  2. Электронное обучение не подходит для развития коммуникационных навыков
    — при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.
  3. Недостаток практических знаний
    — обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено.
  4. Проблему идентификации пользователя
    — пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.
  5. Недостаточную компьютерную грамотность
    — во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах, где не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения  дистанционно.
  6. Влияние компьютеров  на здоровье человека

— ухудшение зрения, затрагивание психо-эмоциональной сферы человека.

Из собственного опыта:

Попав в условия дистанционного обучения, каждому учителю пришлось определиться с тем, как дети будут получать учебный материал и как проводить контроль усвоения этого материала.

Я выбрала для проведения уроков бесплатную платформу «Zoom», которая позволяет проводить видео-конференции (видео-, аудио-трансляция, демонстрация экрана, чат) для достаточно большого количества участников, а также для самостоятельного изучения материала платформу  «Российская электронная школа», которая имеет огромную базу видео-материала по различным темам школьной программы.  

 Также для общения «ВКонтакте» я создала беседы для каждого класса, что позволяет быстро реагировать на возникающие вопросы.

 Для контроля усвоения проходимого материала я выбрала платную платформу «Якласс», которая тоже обладает большим образовательным материалом. С помощью нее я проводила проверочные работы не только по конкретной тематике, но и в формате ЕГЭ. Осталась очень довольна возможностью для учителя отбирать задания для проверочных из базы, но на платформе предусмотрено и составление учителем своих заданий для обучающихся. Самым приятным моментом для учителя является автоматическая проверка работ, сделанных ребятами. Это очень облегчает работу. Главным минусом в контроле является невозможность проверки самостоятельности выполнения проверочных работ обучающимися.

 Еще в моей практике  до пандемии был опыт работы с  ребенком с ограниченными возможностями здоровья. При обучении я использовала «Skype», который  также имеет видео-, аудио-трансляцию, демонстрацию экрана, чат. Но бесплатно он используется только для малого количества участников.

 Конечно, дистанционная форма обучения вероломно массово ворвалась в нашу жизнь, у нее очень много положительных моментов, но злоупотреблять этой формой нельзя, заботясь о физическом и психическом здоровье нашего подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.

Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...

дистанционное обучение на современном этапе образования

может быть полезен для подготовки выступлений, создания методических разработок....

Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.

Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....

ЕГЭ- современный формат образования в условиях дистанционного обучения

В работе представлены иновационные методы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения...

Дистанционное обучение в современных условиях

Информационные технологии дают сегодня огромный спектр возможностей и неизвестно, как справилось бы общество с проблемами, которые возникли из-за пандемии. Эта серьезная проблема стала вызовом для сис...