Программа дополнительного образования "Музыкальный театр"
рабочая программа по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Программа творческого объединения  «Музыкальный театр» рассчитана на один год обучения для дополнительных занятий с детьми разного возраста: средних и старших классов. Расписание занятий строится из расчёта 3 раза в неделю (групповые), также предполагаются индивидуальные занятия с солистами. Образовательный процесс строится в соответствии  с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования: развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление  «боязни сцены». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzteat.rar26.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальный театр»

Программа рассчитана на 1 год обучения

Возраст учащихся: 12 – 15 лет

Пояснительная записка

Программа творческого объединения  «Музыкальный театр» рассчитана на один год обучения для дополнительных занятий с детьми разного возраста: средних и старших классов. Расписание занятий строится из расчёта 3 раза в неделю (групповые), также предполагаются индивидуальные занятия с солистами. Образовательный процесс строится в соответствии  с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования: развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление  «боязни сцены».

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития детей

Формирование общей культуры

Приобретение знаний и практических  навыков в области музыкально-театральной культуры, а так же в области православной культуры.

Данная программа может быть направлена как на развитие музыкальных, актёрских способностей учащихся, так и на развитие духовно-нравственного потенциала, при условии опоры на православные ценности: инсценирование и театрализацию библейских сюжетов, знакомство с духовной музыкой (слушание, разучивание и исполнение), знакомство с творчеством православных авторов-исполнителей.

Занятия в объединении «Музыкальный театр»  ведутся по программе, включающей несколько разделов, которые делятся на практические и теоретические. К теоретическим разделам относятся «Актёрская азбука» и «Музыкальная грамота». Учащиеся знакомятся с основными театральными и музыкальными терминами и понятиями, историей и особенностями  построения музыкально-театральных жанров, средствами музыкальной выразительности, элементами нотной грамоты.

Раздел «Вокальная подготовка» включает в себя как теоретическую часть, так и практические навыки: певческое дыхание, звукоизвлечение, работа над дикцией, артикуляцией, выразительностью исполнения, работа с солистами.

В практических разделах «Актёрское мастерство» и «Художественное чтение» учащиеся приобретают навыки пантомимы, дикции и образной импровизации  при прочтении текста.

В раздел «Подготовка и проведение музыкальных представлений» включается не только репетиции и показ спектаклей, но и изготовление костюмов, декораций, подготовка сцены и освещения, в которых принимают участие сами учащиеся.

Не менее важным для сплочения коллектива является раздел «Воспитательная работа», который включает в себя проведение тематических вечеров, обсуждение проведённых представлений, собрания-концерты для родителей и т.д.

В результате освоения программы творческого объединения «Музыкальный театр»  учащиеся получают комплекс знаний и умений. К концу года они должны:

-получить навыки владения голосом, вокального музицирования в ансамблевом и сольном пении, приобрести слушательский опыт;

-достигнуть состояния актёрской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет, импровизировать;

-воспитать такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность и ответственность;

-овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Данная программа: реализует художественно-эстетическую направленность; дополняет государственный образовательный стандарт по предметам музыка, МХК, основана на объединении двух программ: Л.М. Абелян, Е.Я. Гембицкая, В.С. Попов «Хор» и Ю.И. Рубина, Е.И. Перельман, Т. В. Яковлева «Театральный кружок»

Учебный план на один год

Разделы программы

Количество

 часов

теория

практика

1.

Введение. ТБ

2

2

2.

Актёрская азбука

6

6

3.

Музыкальная грамота

8

6

2

4.

Вокальная подготовка

98

18

80

5.

Актёрское мастерство

14

14

6.

Художественное чтение

18

18

7.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

58

58

8.

Воспитательная работа

12

8

4

     

        Всего  часов:                                                                216                 40              176

Содержание занятий на один гол

Тема занятий по разделам

№ раздела

часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

 16.

 17.

 18.

 19.

20.

21.

 22.

 23.

24.

25.

26.

27.

 28.

 29.

 30.

31.

32.

33.

34.

35.

 36.

37.

38.

39.

40.  

41.

 42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

 51.

52.

 53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

 61.

 62.

63.

64.

 65.

66.

67.

68.

69.

 70.

 71.

 72.

 73.

 74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

 83.

 84.

 85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

 96.

97.

 98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

106.

107-

108.

Введение. ТБ

Введение (беседа о целях и задачах объединения, знакомство). Инструкция по ТБ

Актёрская азбука

Знакомство с основными терминами, понятиями, жанрами музыкального театра.

Музыкальная грамота

Основные музыкальные понятия, термины, основы нотной записи.

Вокальная подготовка

Основы певческого дыхания, звукоизвлечения.

Разучивание музыкальных партий

Дыхание. Звукоизвлечение. Дикция.

Звукоизвлечение. Цепное дыхание

Актёрское мастерство

Пантомима и пластика

Подготовка к этюдам. Развитие координации

Отработка сценических этюдов.

Вокальная подготовка

Работа с солистами –  выразительность исполнения, дикция, артикуляция

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Участие в концерте, посвящённому Дню Учителя.

Художественное чтение

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Работа с солистами - дикция, артикуляция

Работа над дикцией, игры и упражнения

Игры по развитию чёткой дикции, логики речи.

Чтение по ролям (образная импровизация)

Вокальная подготовка

Работа с солистами –  выразительность исполнения

Работа над выразительностью хоровых партий.

Разучивание ансамблевых сцен.

Работа над выразительностью ансамблевых сцен.

Работа с солистами

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Знакомство со сценарием новогоднего представления

Распределение ролей, обсуждение предлагаемых обстоятельств поведения каждого персонажа на сцене.

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Разучивание партий

Разучивание хоровых партий.

Работа над выразительностью хоровых партий.

Разучивание ансамблевых сцен

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Отработка ролей.

Отработка ролей – массовые сцены

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Выразительность исполнения.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Соединение вокальных и сценических эпизодов

Отработка массовых (хоровых сцен)

Отработка ансамблевых сцен.

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Соединение пения с движением.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Соединение вокальных и сценических эпизодов

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Соединение пения со сценическим действием.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Обсуждение декораций, костюмов – изготовление эскизов

Обсуждение сценических эффектов, музыкального оформления

Помощь «художникам в подготовке несложных декораций.

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Работа над мимикой.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Репетиция на сцене ансамблевых эпизодов.

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Пение и движение в костюмах

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Репетиция на сцене  массовых эпизодов

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Пение и движение в костюмах

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Соединение на сцене массовых, сольных и ансамблевых сцен

Вокальная подготовка

Работа с солистами. Пение и движение в костюмах

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Генеральная репетиция на сцене

Показ представления перед учащимися школы

Воспитательная работа

Анализ проведённого мероприятия, планы на будущее

Новогодний вечер с чаепитием

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Подготовка к празднику «Рождество Христово»

Вокальная подготовка

Репетиция вокальных номеров к концерту.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Участие в празднике «Рождество Христово».

Актёрская азбука

История музыкального  театра.

Театр в лицах: великие режиссёры и актёры.

Вокальная подготовка

Разучивание новых сольных партий

Музыкальная грамота

Запись нот, сольфеджирование.

Музыкальный размер, схемы дирижирования.

Основные ритмические группы.

Вокальная подготовка

Разучивание новых сольных партий

Актёрское мастерство

Тренировка ритмичности движений

Развитие наблюдательности (на основе своих наблюдений показать этюд)

Вокальная подготовка

Работа над выразительностью исполнения

Художественное чтение

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Чтение сценария по ролям (образная импровизация)

Вокальная подготовка

Разучивание вокальных партий

Работа  с солистами

Работа над элементами двухголосия

Работа  с солистами – выразительность исполнения

Хоровое исполнение – выразительность исполнения

Слушание духовной музыки.

Работа с солистами – разучивание песен на православную тематику.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Распределение ролей в театрализованном представлении к Фестивалю «Светлая Пасха»

Работа со сценарием, разучивание ролей.

Вокальная подготовка

Работа с солистами – подготовка сольных номеров

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Генеральная репетиция и показ театрализованного представления.

Воспитательная работа

Анализ проведённого мероприятия, планы на будущее

Вокальная подготовка

Работа с солистами – разучивание сольных партий

Разучивание вокальных партий

Работа над выразительностью исполнения

Работа над двухголосием

Работа с солистами

Художественное чтение

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело.

Чтение сценария, посвящённого Дню Славянской письменности и культуры.

Вокальная подготовка

Разучивание текста инсценированного представления по ролям.

Работа с солистами

Выразительность исполнения

Актёрское мастерство

Составление сценических этюдов

Работа над образом. Анализ мимики лица. Пантомима.

Вокальная подготовка

Работа с солистами – работа над выразительностью

Работа над выразительностью хоровых партий

Разучивание ансамблевых номеров

Работа над выразительностью ансамблевых номеров.

Работа с солистами: выразительность сольных партий.

Работа с солистами: соединение пения и движения

Выразительность исполнения хоровых и ансамблевых сцен

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Репетиция  концерта для родителей и учителей школы.

Репетиция на сцене  с солистами и ведущими

Концерт  для родителей, учителей и учащихся школы

Воспитательная работа

Анализ проведённого мероприятия.

Подготовка и проведение музыкальных представлений

Репетиция концерта для будущих первоклассников и их родителей.

Соединение вокальных номеров с солистами и ведущими

Концерт – собрание.

Воспитательная работа

Экскурсия в храм.

Поездка по Святым местам.

 

Итого

1

2

3

4

5

4

7

6

4

7

4

7

4

7

4

7

4

7

4

7

4

7

4

7

4

7

8

7

4

7

2

4

3

4

5

4

6

4

7

4

7

8

4

6

4

5

4

7

8

7

8

2

2

2

2

2

2

8

2

2

2

2

6

2

2

2

4

4

2

2

10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

6

2

4

8

2

2

2

2

4

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

4

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

4

2

2

6

2

2

2

4

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

6

2

2

2

4

2

2

216

Методические рекомендации  к  организации занятий по программе

объединения «Музыкальный театр»

Особенностью занятий с детьми в объединении «Музыкальный театр» становится не только художественно-эстетическая направленность занятий, приобретение творческих навыков, но и атмосфера сотрудничества учащихся  и руководителя в процессе подготовки музыкального или театрального представления.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения, подготовка и проведение общих праздников, выступлений. Также важны совместные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, выступления перед родителями. Важно, чтобы родители видели, чему и как учатся их дети, относились к увлечению детей уважительно и со вниманием.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных  качеств  ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целям.

Формы занятий:

занятие – беседа

занятие – игра

репетиции

занятие – обсуждение

Форма контроля:

похвала педагога

приём взаимооценок

итоги конкурсов

отзывы зрителей, слушателей

Обеспечение  занятий:

класс для теоретических занятий

зал со сценой для практических занятий

фортепиано

музыкальный центр

освещение сцены

Ожидаемые результаты от деятельности объединения «Музыкальный театр»:

Приобретение учащимися умений и навыков:

ансамблевого и сольного пения;

художественного чтения;

актёрского мастерства и раскрепощения на сцене;

практической подготовки к спектаклю (изготовление декораций, элементов костюма, грима)

Приобретение знаний:

в области музыкальной грамоты;

в области актёрского  искусства и истории театра;

улучшение коммуникативных способностей как каждого учащегося, так и создание благоприятной обстановки в коллективе;

повышение личностной самооценки  учащегося и его ответственности за выполнение общего дела.

Список литературы

  1. Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я., Попов В.С. «Хор» (программа) – 1974;
  2. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. «Детский музыкальный театр: программы, разработки, рекомендации» - Волгоград: Учитель -2009;
  3. Безымянная О. «Праздники нужны, праздники важны» - авторские сценарии школьных праздников 5-9 классы – М: Глобус – 2007;
  4. Букатов В.М. «Художественное чтение» - программа факультатива; М: Просвещение – 1995;
  5. Ершова А.П., Букатов В. М. «Актёрская грамота» (программа). М: Просвещение 1995;
  6. Рубина Ю.И., Перельман Е. И., Яковлева Т.В. «Театральный кружок» (программа) М: Просвещение – 1974;
  7. Рыбакова Е.В., Фролова А.Н. «Театральные сезоны в школе» - М: Школьная пресса – 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Кукольный театр"

Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются ...

Образовательная программа дополнительного образования "Мир театра"

Образовательная программа «Мир театра» создается для развития средствами искусства гармоничной личности ребенка. Программа предназначена для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии позн...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"

Данная программа дополнительного образования  детей имеет Сертификат  участия   в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования  (2012...

Программа дополнительного образования "Театр моды"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификацииработников образования»Кафедра специально...

Программа дополнительного образования "Театр моды"

Настоящая программа направлена  на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, ...

Программа курса дополнительного образования "Театр миниатюр на английском языке"Рейнбоу".

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потом...

Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма»

Рабочая  программа дополнительного образования  театр мод «Дизайн костюма» предназначена для учащихся 12-13 лет, 72ч, срок обучения 1 год...


 

Комментарии

Антонова Диана Дементьевна

Спасибо, Татьяна Геннадьевна за программу музыкальный театр. Долго в интернете искала что-то аподобное, но безрезультатно. Написала сама, но у меня ситуация осложняется тем, что мои дети - дошкольники, и как уже вижу, с дошкольниками, это довольно проблематично. Но программа есть, я по ней работаю, размещу ее на своей страничке, и хотелось бы получит Ваш отзыв, как специалиста. Еже раз спасибо, у Вас очень интерсно простроено содержание программы. Диана
Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Диана. Я обязательно посмотрю Вашу программу. Удачи Вам.