Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества
методическая разработка по теме

Дорофеева Ирина Яковлевна

 

Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальное укрепление и развитие личности ребенка 5-6(7) лет. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Проект

_Организация предшкольной подготовки  в условиях                                                          

Дома детского творчества

                                   Автор: Дорофеева Ирина Яковлевна,

                                                                                      I кв. категория, МБОУ ДОД                                                                                                                                                                                                                                                 «Дом творчества»

                     

с. Боград  2012г.

Оглавление.

1. Проект «Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества»                                                                                                         1.1. Актуальность проблемы предшкольной подготовки детей в    дополнительном образовании.                                                                                                                                             1.2. Ожидаемые результаты реализации программы.                                                                                               2. Заключение.        

3. Учебно-методическое обеспечение программы                                          

 

 

Проект «Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества»

1.1. Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальное укрепление и развитие личности ребенка 5-6(7) лет. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Причины:

- увеличение рождаемости за последние годы;

- недостаточное количество мест в ДОУ;

- имеющийся потенциальный кадровый ресурс в Доме творчества;

- наличие свободного физического пространства в Доме творчества.

Родители очень волнуются, когда ребенок (особенно первенец) идет в первый класс. Весной почти во всех школах проводятся ознакомительные занятия с дошкольниками. Самое время успокоить родителей: рассказать, показать, объяснить, ответить на все вопросы. Помимо родителей за "судьбу" будущих первоклассников очень волнуются и их педагоги. Обсуждение возникающих проблем в ходе подготовки детей к условиям школы поможет расширить возможности оказания помощи не только детям, но и их родителям. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучение иностранного языка? Или может быть ребенок имеет отклонения в развитии и ему нужно обучаться в специализированной школе? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка

Цель программы: 

- Создание  развивающей  среды  для  реализации  предшкольного образования в условиях Дома  детского творчества.                                                                                                                                                  Задачи:                                                                                                                                                                            1. Создать архитектурное (физическое) пространство, адекватное физическим и психологическим особенностям детей 5-6(7) лет.                                                                                                                                        2. Разработка образовательной программы предшкольного образования.                                                                       3. Обеспечить подготовку педагогов по реализации программы предшкольной подготовки. 

Задача

Продукт,  результат

Критерий

Мероприя тия

Ресурс

Источник

1.Создать архитектурное (физическое) пространство, адекватное физическим и психологическим особенностям детей 5-7 лет.

 

Описание предметно-пространствен ной среды, соответствую щей психологиес ким и физиологичес ким особенностям возраста детей 5-7 лет (таинственное, волшебное, познаваемое, созидаемое)

Текстовый документ, содержащий описание предметно-пространственной среды, этапы ее формирования, варианты дизайна (эскизы).

Создание творческой группы для разработки предметно-пространственной среды 9описание, разработка эскизов интерьеров)

Наличие помещений творческой группы. Родительский ресурс.

- бюджет

2.Разработка образовательной программы предшкольного образования

Разработка образовательной программы предшкольного образования

Наличие образовате льной    программы, соответствующей психологическим и физиологическим особеннос тям данного возраста

Создание творческой группы. Проведение проектно-разработческих и проектно-аналитических семинаров. Оформление образовательного продукта (программы)

 

Наличие творческой группы. Методичес       кое сопровож дение.

- бюджет  - привлечение специалис тов, работаю щих в области предшколь ного образования (методисты, логопеды)    

3. Обеспечить подготовку педагогов по реализации программы предшкольной подготовки.

Прошли курсовую переподготов ку, приняли участие в работе республиканских и районных семинарах  педагоги, провели мастер-классы для педагогов района.

Наличие образовательной программы курсовой переподготовки              педагогов, учитываю щей               специфику и особенности работы с данным возрастом в ХРИПК и ПРО. Наличие педагогических технологий для работы с детьми  5-7 лет.

Создание творческой группы. Проведение проектно-разработческих и проектно-аналитических семинаров. Оформление образовательного продукта (программы) Нормативно-правовая база (дополнения к уставу, локальные акты)

 

Наличие творческой группы. Методичес кое сопровож дение.

- бюджет  - получение консульта ций у специ алистов, разработчи ков в области предшколь ного образования.

2.2. Ожидаемые результаты реализации программы.

Показателями эффективности работы с группой предшкольной подготовки и возможными критериями результативности могут быть:

У обучающихся:

Внешняя результативность:

- стабильность функционирования объединения;

- количество детей, посещающих «АБВГДе-йку»;

- качество знаний по изучаемым предметам, проявляющееся в практической деятельности;

- результаты тестирования выпускников на выявление уровня готовности к школе.

Внутренняя результативность:

- полноценное, целостное, возрастное, разностороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей, интеллекта; духовно-нравственных качеств;

- гуманистическая направленность поведения;

- адекватность, активность в общении детей друг с другом, со взрослыми;

- доброжелательность, отзывчивость в отношении с окружающими;

- проявление творчества и инициативы выполнения заданий;

- ярко выраженная индивидуальность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

У педагогов:

- способность диагностировать развитие ребенка по результатам диагностики; адаптировать, корректировать содержание учебных программ, методов, приемов, форм подачи материала, вырабатывать стратегии индивидуальной работы с ребенком;

- умение добиться высокого результата в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка;

- способность к самоанализу и самообобщению;

- повышение собственной квалификации.

У родителей:

- рост активности родителей в организации воспитательной работы в Доме творчества;

- изменение отношений в семье;

- выражение доверия педагогам;

- удовлетворенность родителей, детей, педагогов от совместной деятельности.

Оптимальность в организации управления коллективом:

- психологический климат в коллективе;

- степень взаимосвязи с семьей, школой, другими учреждениями;

- создание условий для творческого самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Реализация данного проекта позволила оказывать дополнительные услуги родителям и детям 5-6(7)лет, неохваченным предшкольным образованием, в селе изменилось отношение к учреждению дополнительного образования детей, повышается авторитет среди родителей, налаживаются более тесные связи со школами, дошкольным учреждением, учреждениями культуры и т.д. Бесспорным успехом можно считать и возникновение желания многих родителей перевода детей в различные объединения Дома творчества, где осуществляется полномасштабная учебно-воспитательная работа с дошкольниками в различных направлениях, что положительно сказывается при комплектовании.

Риски                                                                                                                                                        1.Открытие дополнительных подготовительных групп в МБДОУ «Солнышко»                                                                                                                     2.Отсутствие в МБОУ ДОД «Дом творчества» педагогических кадров, работающих в области предшкольного образования.                                                                  

3.Недостаточное обновление материально-технической базы.

        3. Заключение.

Представленный проект программы - это пока еще небольшой опыт работы педагогического коллектива образовательного учреждения дополнительного образования детей, В работе раскрыт потенциал дополнительного образования, связанный с реализацией принципа «дополнительности» в образовании, построение дополнительного образовательного пространства, с возможностями образовательного учреждения, интересами родителей и потребностями детей.

Комплексное сопровождение развития ребенка в предшколе средствами дополнительного образования рассмотрено нами как комплексная технология, позволяющая оптимизировать развитие ребенка на основе интеграции содержания образования, взаимодействия специалистов, открытости образовательного учреждения.

Перспективами работы в данном направлении авторский коллектив считает обобщение и распространение опыта работы как по отдельным направлениям практической деятельности, так и в рамках теоретического осмысления проблем подготовки детей к школе в изменяющихся социокультурных условиях.  

Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для обучающихся и родителей

Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. – СПб., 1993.

Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989.

Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2002.

Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2002.

Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Я считаю до 10. Я считаю до 20. –  М: ООО ТЦ «Сфера», 2000.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. – М., 1990.

Петерсон Л.Г. и др. Игралочка. В 2-х ч. – М.: ООО «Баласс»,1998.

Петерсон Л.Г. и др. Раз – ступенька, два – ступенька. В 2-х ч. – М.: ООО «Баласс»,1998.

Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Минск, 1985.

Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

Столяр А.А. Давайте поиграем. – М., 1991.

Чилигрирова Б.Л. Играя, учимся математике. – М., 1993.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Литература для педагога

Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. – СПб., 1993.

Алдошина Н. и др. Уроки русской грамоты. – Воронеж: Ступени знаний, 2002.

Аргинская И.И. Обучение по системе Л.В. Занкова. 1 класс. – М., 1994.

Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

Варапников И.В. Русский язык в картинках. – М., 1987.

Венгер Л.А., Мухина С.В. Психология. – М., 1988.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тестовые задания для детей. – Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2005.

Горецкий В.Г. Обучение в первом классе. – М., 1975.

Готовность детей к школе / Под ред. В.В Слободчикова. – Томск, 1994.

Доман Г. и Д. Как научить ребёнка читать. – М.: Аквариум, 1998.

Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989.

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. – СПб.: Лань, 1997.

Зак А.К. Различия в мышлении детей. – М., 1992.

Захарова А.М. Развивающее обучение математике в начальной школе. – Томск, 1994.

Колесникова Е.В. От звука к букве. – М.: Ювента, 2003.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. – М., 1990.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2000.

Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Минск, 1985.

Столяр А.А. Давайте поиграем. – М., 1991.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Чилигрирова Б.Л. Играя, учимся математике. – М., 1993.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! – СПб.: Акцидент, 1997.

Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)

В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....

Панагушина Е.А. "Организация экологической и природоохранной работы Оричевским Домом детского творчества "

В МОКУ ДОД Оричевском Доме детского творчества имеется методический кабинет по экологическому образованию. В районе имеются: РМО учителей естествнно-научного цикла(биологии, химии, экологии). РМО стра...

Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества

В современных условиях Дом детского творчества стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности и достичь качественного дополнительного образования. Показате...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, ...

Проект "Организация предшкольной подготовки в условиях Центра детского (юношеского) технического творчества

Проект предназначен для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях центра детского технического творчества....