Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"
методическая разработка по теме

Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели работы с предметом, найденные приемы передачи смысла действия с предметом .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_predmetu_v_tance.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая     разработка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОСТАНОВКАХ

ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ «ОСТРОВОК»

Автор – балетмейстер, педагог дополнительного
образования ВОРОТНИКОВА М.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОСТАНОВКАХ

ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ «ОСТРОВОК»

        Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. Самой важной частью этой работы является то, чтобы предмет, выбранный для работы, был действительно необходим. Предмет берется только тогда, когда без него выбранная постановка теряет смысл.

        Яркий пример использования предмета в профессиональном коллективе -  это хоровод с платками ансамбля «Березка», постановка Н.Надеждиной. В момент исполнения танца цвет платка меняется 4 раза. В этом  заключается  основная  находка постановщика.

        В детском танцевальном коллективе педагог учит ребенка обладать пластикой корпуса и рук, силой и легкостью ног для того, чтобы ученик мог использовать все многообразие движений человеческого тела, воссоздать средствами танца свой духовный мир. Педагог должен проявить определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, когда готовит для них концертный номер. С первых дней жизни для каждого ребенка важное значение имеет игрушка. Когда вводится предмет  в хореографический номер для маленьких танцоров, предмет начинает выполнять роль игрушки, помогающей детям понять смысл и задачи постановки. В танце «Песочница» малыши выходят на сцену с ведрами. Они «играют с ними в песочнице», одевают их на голову, катают их как машинки, ударяют по ним ладошками, как по барабану и т.д. В танце «Куклы и солдатики» используются стульчики, на которых «куколки» сидят, стоят и даже танцуют. Яркую картину города Коротышек помогает увидеть зрителю такой реквизит, как огромный арбуз, большие ягоды, подзорная труба, звезды, луна, гигантская книга и ракета. Предметы преувеличены в размерах, а это зрительно уменьшает размеры коротышек. Примером неожиданного решения или фокуса является хореографический номер «Киндер-сюрприз». Оригинально продуман выход и уход детей. Они появляются из большого яйца и уходят так же. Решение достаточно простое: «Киндер-сюрприз» стоит у задней кулисы и дети в костюмах разных игрушек выбегают из-за яйца и это удивляет зрителя.

        Еще одни интересный ход и, пожалуй, самый сложный в предметной режиссуре – это метафорическое использование предмета. Когда предмет, имеющий свое функциональное назначение, используется не в прямом, а в переносном смысле. Тот же зонтик в танце «Пчелки» превращается в цветок, в чашу для росы, а желтый мячик – в мед. Эти предметы уже не имеют первоначального значения, и в заключении номера пчелки строят из них улей. В этом и заключается метафора. В танце «Паучки» обыкновенная веревка служит паутиной, при этом движения решены так, что складывается ощущение, будто паутину сплели исполнители на глазах у зрителя. Трюковые элементы на веревке решены так, будто паучки соревнуются друг с другом в технике передвижения по тонким нитям своего творения. Предмет настолько оригинален, что обогащает танец и делает его неповторимым.

        Во многих танцах разных народов используются ударные инструменты: ложки, трещотки, кастаньеты, тамбурины и т.д. Они создают яркий, ритмический рисунок, восхищающий зрителя. По этому же принципу поставлен «Русский танец с бубнами». Наложение ритма бубнов на мужские «хлопушки» и женские «дробушки» или использование их в перекличке дают богатую полифонию ритмов.

Необходимым элементом образа «Домовичка» является подушка. Вот еще одни метафорический вариант применения предмета. В сказочной картинке идет диалог между Домовенком и подушкой. Он с ней играет, ссорится и даже дерется. А в итоге – мирится. Предмет в этом номере оживает, становится действующим персонажем. Танец лишен простых акробатических элементов, а использование предмета в их исполнении подчеркивает оригинальность техники. Такая работа требует долгих репетиций. Но результат очень весом.

С помощью цветных фонариков дети создают на сцене рисунок в танце «Огоньки Санкт-Петербурга». Светящиеся огоньки на костюмах исполнителей, искрящиеся огни в их руках творят имитацию вечернего города.

Чем старше дети в коллективе, тем сложнее ставятся перед ними задачи. Тем богаче творческие идеи постановщика – работа с воображаемым предметом. Примером может послужить миниатюра «Телефоны». Исполнители танцуют так, будто  в руках у них есть сотовый телефон. С помощью лексики танца передается смысл телефонных разговоров. В данном примере хореография и смысл исчезает, если убрать предмет.

Безграничное использование предметов в хореографии украшает и обогащает номера. Очень много уже придумано, но творческая мысль безгранична и дает силы для следующих оригинальных и ярких решений. Хореография – это знаковое искусство, искусство образов, символов, метафор. Поэтому  важно научиться именно метафорическому использованию предметов. Это обогащает фантазию не только балетмейстера, но и зрителей, и самое важное – детей, для которых мы все  работаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Учет возрастных особенностей при постановке детского хореографического номера"

В стетье говорится об особенностях постановке танца с детьми различных  возрастных групп....

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  пос...

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....

Использование метода диагностики в детском хореографическом коллективе

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса, где объекты – воспитанники, педагоги, педагогические и ученические...

Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом

quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....

Сочинение и постановка танца в детском хореографическом колективе

Особености постановки номеров в детском коллективе...

Использование предмета в хореографических композициях

Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. Самой важной частью этой работы является то, чтобы предмет, ...