Факторы, влияющие на качество дополнительного образования в ДШИ
статья по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

       Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги конкурсов различных уровней, это, безусловно, так, но только ли эти параметры определяют качество образования?

      Обратимся к образовательному процессу в нашей школе.

      Мы все знаем, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая, поддерживая и развивая способности ребенка. Но особо надо говорить о здоровье ребенка, с которым нам приходится работать. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Факторы, влияющие на качество

дополнительного образования в ДШИ»

     Прежде чем начать разговор о качестве образования в ДШИ, обратимся к пониманию слова «дополнительный». Существует две отличающиеся интерпретации:

дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему–либо,  восполняя недостающее в чем-нибудь;

дополнительное предстает как сверх, помимо необходимого.

     Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей).

     Существует объективная зависимость дополнительного образования от основного, но, несмотря на это, дополнительное образование  является мощным средством воспитания в системе образования в целом.

    Т.о. следует отметить, что дополнительное образование выполняет значительную роль в сфере  удовлетворения интересов личности ребенка, развития его художественного восприятия действительности.

 Что же такое «качество»? В некоторых изданиях можно найти следующие определения этого понятия:

    Качество - это совокупность характеристик продукта или услуги; это удовлетворение требований потребителя; это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.

      Если говорить о качестве образования, то можно сказать, что это есть качество не только конечных результатов. Но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

       Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги конкурсов различных уровней, это, безусловно, так, но только ли эти параметры определяют качество образования?

      Обратимся к образовательному процессу в нашей школе.

      Мы все знаем, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая, поддерживая и развивая способности ребенка. Но особо надо говорить о здоровье ребенка, с которым нам приходится работать.

     Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только небольшой процент из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие наши дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем на занятиях. Об этом нужно помнить  каждому педагогу.

    Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. Неблагоприятная окружающая среда, с которой некоторые дети сталкиваются, наносит ущерб их развивающимся способностям.

    Посещая уроки слушания музыки, музыкальной литературы (возраст учащихся от 7 до 12 лет), выясняется, что многие дети не умеют выразить свои мысли, включить свое воображение, фантазию. Причина кроется в том, что свободное время детей заполнено играми за компьютером, книги детей интересуют все меньше, снижается их познавательная активность.  

     Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, обязан знать меру физического и психического здоровья каждого.

    Нужно помнить не только о здоровье, но и о том, что каждый ребенок индивидуален.

     Занимая специфическое место в системе образования, ДШИ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

     Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию учеников образовательную широту и идейность.

Т.о. возникают такие цели:

  1. увидеть индивидуальность в каждом ребенке
  2. раскрыть эту индивидуальность
  3. дать возможность проявить  ее в жизни

С чего мы должны начать?

  1. знать меру здоровья и способности каждого ребенка
  2. провести психолого-педагогическую диагностику (нет помощи психолога, уровень КПК – хорошо, но нужна система здесь, на месте)
  3. выбрать программы и отработать педагогическую технологию.

     У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одаренные дети. Наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребенка.

      Как это удается осуществить на практике?

     Пример:  Михайлова Т.П. – хореографы (высказывание К.Чепчуренко), Карпова И.А.-, Чобану Стас (увлечь ребенка творческой деятельностью, занятия по предмету «Синтезатор») .

       Несомненно, что при обучении в школе искусств на одно из ведущих мест выходит индивидуальное обучение.

        Поэтому педагогу без знаний психологии ребенка не обойтись. Заповедью педагога является: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться».

        Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе дополнительного образования требуют педагога нового типа.

        Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в нашей школе.

        Педагог должен не только знать свой предмет, умело объяснять материал, но и уметь грамотно управлять учебной деятельностью учащихся.

     Уроки в школе искусств должны быть «занятиями». На них ребенок должен получить то, что он не сможет усвоить без педагога. Они должны быть обучающими, должны требовать от ребенка умственных усилий, должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности. Каждое занятие должно носить творческий характер.

        В современном обществе очень многие полагают, что если человеку при рождении не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Эти люди просто сдаются на милость судьбы. Соответственно и живут они неполной жизнью, не познав ее подлинной радости. И это величайшая трагедия человечества.

        Мы рождаемся с природной способностью учиться. Новорожденный ребенок приспосабливается к окружению, чтобы выжить, и со временем приобретает множество способностей. Многие дети вырастают в обстановке, которая не позволяет развиться талантам. При этом окружающие думают, что такова уж судьба, но они ошибаются.

        Как развить способности личности; каким образом посредственный ребенок может превратиться в заслуживающее уважения человеческое существо и прекрасного музыканта; как превратить человека с ограниченными способностями в талантливого, заурядную личность – в выдающуюся.

       Любой ребенок может проявить необычайные способности, если применить правильную методику его обучения.

       Весь секрет в тренировке способностей. Мы часто говорим, что этот ребенок не блещет способностями, у него от рождения низкий уровень интеллекта. Но он же владеет способностями в освоении русского языка, а он достаточно сложный. Более того, уровень интеллекта детей впервые оценивается в возрасте пяти-шести лет, и никто не интересуется, что же было до этого. Какое образование получил ребенок в своем раннем детстве?

     Все дети, если их как следует учить, могут достигнуть высокого образовательного уровня, но такое обучение должно начинаться с первого же дня после рождения. Именно здесь заложен ключ к дальнейшему развитию человеческого потенциала и способностей.    

     Здесь мы должны и обязаны обратиться за помощью к родителям.

К сожалению, родители наших воспитанников уделяют внимание обучению в школе только в дошкольный период.    

  Дети, которые приходят к нам в старшем возрасте, чаще всего остаются без внимания родителей, они предоставлены сами себе. Родители всю ответственность за художественное образование детей возлагают на педагогов школы.

 Это создает некоторые проблемы и в посещении, и в успеваемости, и в самом развитии способностей ребенка.

         Вне всякого сомнения, чему бы мы не учили своих учеников, дело поначалу идет медленно. На это требуется немало  времени, но способности постепенно развиваются. Стоит только подумать, что надежды никакой нет, и опустить руки из-за отсутствия видимых результатов, и тут же все труды идут насмарку.

       Поэтому все дело в терпении и неустанном повторении. Если нам удалось этого добиться, мы увидим, что на базе одних умений быстро развиваются новые.

      Но результат может «созреть» только при ежедневной настойчивой тренировке. Роль стимуляторов играют подготовка, время и окружающая обстановка.

      Нельзя привить ребенку то, что отсутствует в культурной среде. Здесь мы говорим о семье, о культурном  уровне родителей и самое главное о педагогической культуре педагога.

       Возникает вопрос, что же такое «педагогическая культура»?

      «Педагогическая культура» - это общая культура личности в сочетании с профессиональными знаниями по педагогике, психологии возрастной и социальной, психологии педагогического труда, физиологии, основам этики и эстетики, основам гигиены, социологии, экономике, политике, философии и умением применять их на практике».

     Педагог воспринимается и проявляет свою индивидуальность во взгляде, жестах, мимике, речи, общем облике, в делах, поступках и характере.

  Общая культура создает фундамент для его творческой работы.

      В заключении напрашивается такой вывод, что миссия нашей школы подчас значительнее, чем какой-либо престижной городской школы, где идет жесткий отбор, где целенаправленно идет работа по воспитанию музыканта-профессионала. Наша ситуация иная, дети приходят учиться в основном для себя.

      За время работы в школе, мы можем с уверенностью сказать, что наши выпускники не бросают занятий музыкой, из них вырастают замечательные люди.

     Идеал, к которому мы должны стремиться, это воспитание:

  1. активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении;
  2. интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы;
  3. эмоционально отзывчивых на красоту окружающего мира и произведений искусства.

      Повышение эффективности и качества художественного образования ставит перед преподавателями ДШИ сложные и ответственные задачи.

      Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДШИ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к любой деятельности, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадровые ресурсы – как основной фактор, влияющий на качество обучения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А....

Факторы, влияющие на качество ГИА, ЕГЭ

Какие факторы влияют на качество сдачи экзаменов...

Использование педагогических технологий, как фактор повышения качества дополнительного образования

В  связи с новыми подходами к  образованию  детей  осуществляется переход от традиционных технологий к развивающему обучению. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в л...

«Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей».

Изменения в социальной, культурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности системы дополнительного образования детей. В кач...

Уровень индивидуальных особенностей учащихся, как фактор влияющий на качество знаний

Индивидуальные особенности.... насколько они играют важную роль в процессе обучения? и как мы можем использовать знания в этой области для повышения качества образования...

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....