программа школы Лидер
календарно-тематическое планирование по теме

Рябова Светлана Владимировна
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_lider.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Школа лидера»

для учащихся школ и членов детских общественных объединений (13-18 лет)

срок реализации 1 год

Автор программы

Рябова Светлана Владимировна

Тасеево

2012г.

ПРОГРАММА

Потенциал организации зависит

от постоянного роста лидера,

которые в ней работают.

Чем больше лидеров и чем они сильнее,

тем выше шансы на успех всей организации

Д.Максвелл

ВВЕДЕНИЕ

Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления.

Программа разработана и составлена для учащихся 7-11 классов и предусматривает возможность решения задач. Рассчитана на 1 год обучения:

Формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим;

Развитие навыков самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах детского объединения.

Актуальность программы

Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и села.

Нормативные основания для разработки программы.

  1. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»
  4. Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»

Цель программы:

Создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка учащихся к работе в органах ученического самоуправления

Задачи программы:

  1. Формирование навыков работы руководителя.
  2. Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
  3. Обучение навыкам социальной активности.
  4. Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
  5. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.

Направления работы.

  1. Программа дополнительного образования для школьников и активистов «Школа лидеров».
  2. Семинары-тренинги для учащихся, обучение школьного актива 
  3. Организация летнего выездного форума Лидеров. 
  4. Организация и реализация малых проектов «Добрых дел», благотворительных акций, выставок. 

Методы работы:

  1. игра (ролевая, игра-симуляция)
  2. рефлексия
  3. мозговой штурм
  4. групповая дискуссия
  5. визуализация
  6. обучение по принципу «ровесник-ровеснику»
  7. интерактив
  8. метод проблемного обучения и другие

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

Учащиеся школ района школьного ученического самоуправления 7 – 11 классов, члены детской общественной организации.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Рябова Светлана Владимировна

Программа

«Лидер», в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь члену детского коллектива или организации, персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Эта программа работы детской организации предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.

Наше время - время крупных перемен в отечестве – возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

Тематическое планирование 1 модуля занятий

(сентябрь-ноябрь)

«Ученическое самоуправление. Лидер и его команда».

№№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Самоуправление. Общая характеристика

2

1

1

Лидер и руководство

3

2

1

Самоорганизация, организация управления

3

-

3

Психология делового общения

6

3

3

Навыки успешной коммуникации

4

-

4

Психология работы в группе

12

5

7

Методы повышения результативности работы

8

-

8

Мотивация

4

1

3

Организация и проведение КТД

9

4

5

Всего

51

16

35

Самоуправление. Общая характеристика.

Для чего необходимо развитие самоуправления в условиях, характерных для современной России. Знакомство с понятием ученического самоуправления, определение основных целей и приоритетных задач, рассмотрение основных проблем и трудностей при формировании самоуправления в школе.

Практические занятия. Формирование нового актива школьного самоуправления. Создание собственных законов.

Лидер и руководство.

Знакомство с основными понятиями лидера и руководства, определение видов лидера. Рассмотрение темы менеджмента в контексте ученического самоуправления.

Практические занятия. Моделирование образа лидера в условиях школьного самоуправления, тестирование на определение лидерских черт в каждом из учащихся.

Самоорганизация, организация управления.

Одна из наиболее фундаментальных тем в формировании образа лидера школы. Рассмотрение вопросов, связанных с организацией личного времени. Знакомство с темой делегирования в группе, основных правил.

Практические занятия. Развитие умений по распределению целей и задач по степени важности и приоритетам; по путям выхода из конфликта.

Психология делового общения.

Определение роли психологии в деловом общении. Рассмотрение различных сторон и стилей общения.  Символы невербальной коммуникации.

Практические занятия. Игровые тренинги на тему стилей общения, преодоление барьера общения. Расшифровка символов невербального общения путём анализа всех жестов и поз в целом.

Навыки успешной коммуникации.

Формирует определённую культуру образа лидера.  Развитие навыков работы  с аудиторией, определение понятий деловой риторики, дизайна выступления.

Практические занятия. Работа с пространством, преодоление страха, разработка дизайна выступления на публики, применение смысловых моделей, импровизация. Развитие красноречия. Деловая переписка, её основные правила. Деловое общение по телефону.

Психология работы в группе.

Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического. Выявление уровня сплочённости коллектива ученического самоуправления.

Практические занятия. Рассмотрение понятия уровня  подчинённости, служебной субординации. Выявление в ходе практических занятий оптимального поведения человека в рабочем коллективе.

Методы повышения результативности работы.

Практические занятия. Сплочение, увеличение работоспособности команды через игру. Выявление генераторов и исполнителей идей. Создание новых видов игр, проведение игр среди младших школьников.

Мотивация.

Рассмотрение понятий мотивации, её роли в ученическом самоуправлении.

Практические занятия. Формирование мотивации школьников к присоединению к работе в школьном самоуправлении. Формирование приемничества.

Организация и проведение КТД.

Знакомство с культурно-массовым досугом школы, основными критериями для проведения мероприятий, формирование схемы создания школьного мероприятия, привлечения средств в проведение мероприятия, контроль за качеством проводимого мероприятия.

Практические занятия. Создание, разработка и проведение планового мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками.

Тематическое планирование 2 модуля занятий

(декабрь-февраль)

«Ученическое самоуправление. Технология работы лидера и команды» Шаповаловой Натальи Алексеевны,

кандидата педагогических наук.

№№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Практикум № 1.

Ученическое самоуправление: Технология работы лидера и команды

2

1

1

Практикум № 2.

Как лидеру сформировать команду?

3

2

1

Практикум № 3.

Если вы хотите работать в одной команде, вы должны хорошо знать друг друга.

3

-

3

Практикум № 4.

Качества команды, о которой можно только мечтать.

6

3

3

Практикум № 5.

Распределение ролей и обязанностей в команде.

4

-

4

Практикум № 6.

Как провести собрание?

12

5

7

Практикум № 7.

Как научиться принимать решения.

8

-

8

Практикум №8.

Деловые переговоры.

4

1

3

Практикум № 9.

Подготовьтесь к эффектному выступлению.

9

4

5

Практикум № 10.

Будущее вашей команды.

9

-

9

Всего

60

16

44

Практикум № 1.

Ученическое самоуправление: Технология работы лидера и команды

«На вашем пути возникнут препятствия.

Будьте благодарны за них. Они проверят

Ваши способности и вашу стойкость».

У.М. Паншон.

Цель курса - помочь активистам ученического самоуправления стать настоящей командой, а опытной команде – развивать свои управленческие навыки.

Мы приглашает вас к размышлению, поиску новых идей и творческих решений.

Лидерство – это не комплекс навыков поведения и мышления.

Лидерство - это стиль жизни под девизом: «Если не я; то кто?»

Задания по практикуму № 1.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Оформите результаты своих размышлений в виде отдельного файла: в word или P.Point, а может быть в виде видеоматериалов. Как вам удобнее. Главное, чтобы вы смогли отразить свое отношение к изученногму материалу. Затем свой файл (ТОЛЬКО ОДИН) прикрепляйте для отправки. Объем файла до 10 Мб.

Практикум № 2.

Как лидеру сформировать команду?

Мир принадлежит оптимистам,

 пессимисты - всего лишь зрители.

Франсуа Гизо

Задания по практикуму № 2.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 3.

Если вы хотите работать в одной команде, вы должны хорошо знать друг друга.

В каждом человеке скрыт бубенчик,

и, если его затронуть, человек

зазвучит всем лучшим, что у него есть.

А.М.Горький

Задания по практикуму № 3.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 4.

Качества команды, о которой можно только мечтать.

«Самое простое дело становится сложным,

когда вы беретесь за него с неохотой

Древнеримский философ Теренций.

Задания по практикуму № 4.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 5.

Распределение ролей и обязанностей в команде.

За всякое порученное дело должен

отвечать один и только один человек.

Бисмарк

Задания по практикуму № 5.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 6.

Как провести собрание?

Собрания являются весьма ответственной частью коллективной работы.

 А умение провести их с максимальной пользой - является ценным качеством лидера.

  1. Многие люди предпринимают попытки. Вы же достигаете успеха (Рик Блайн)
  2. Успех - 10% везения и 90% потения (Эдисон)
  3. Способ достижения успеха входит в успех (П.С.Таранов)

Задания по практикуму № 6.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы? Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 7.

Как научиться принимать решения.

Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения.

Э. Борн

Задания по практикуму № 7.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум №8.

Деловые переговоры. (Вы готовы к ним?)

Следует так обдумывать свои замыслы,

чтобы даже неудача принесла вам выгоды.

Кардинал де Рец

  1. Мысли мудрых людей
  2. «Хорошее начало - половина дела» (Платон)
  3. «Великие дела не делаются сразу» (Софокл)
  4. «Мысль - цветок, слово - завязь, деяние – плод» (Ралф Эмерсон)

Задания по практикуму № 8.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 9.

Подготовьтесь к эффектному выступлению.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Задания по практикуму № 9.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы? Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Практикум № 10.

Будущее вашей команды.

Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, попав не туда.

Наблюдение Марка Твена

Задания по практикуму № 10.

Какие выводы вы можете сделать для себя?

Что вы можете взять в качестве технологий самоуправления для своей школы?

Какие изречения или тексты вы сможете использовать в дальнейшем?

Какие изменения в свои личные планы вы готовы внести?

Тематическое планирование 3 модуля занятий

(март-май)

«Школы лидера»

№№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Тренинги с психологом «Социальное взаимодействие»

4

-

4

«Социальное проектирование»

4

2

2

«Художественное моделирование» 

4

2

2

Всего

12

4

8

«Социальное взаимодействие»

1. Тренинг выявления и развития лидерских качеств

2. Обучение формам и методам работы с группой

3. Тренинги на взаимодействие, сплочение.

4. Тренинги по социальной толерантности подростков.

«Социальное проектирование»

  1. Теоретический курс основ, социального проектирования
  2. Технология социального проектирования
  3. Технология образовательного программирования
  4. Технология образовательного моделирования

«Художественное моделирование»

  1. Изучение основ игротехники,
  2. методика и проведение КТД,
  3. изучение сценической речи, актерского мастерства, ораторского искусства.

Тематическое планирование 4 модуля занятий

(июнь)

«Лидер»

№№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Выездной лагерь активов школ Отработка полученных знаний и умений в реальных условиях

83

28

55

Всего

83

28

55

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Понятие самоуправления

«Насколько вы самостоятельны»

КТО ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ

Лидер – созидатель, лидер – разрушитель

Лидер – организатор, лидер – генератор

Лидер – инициатор, лидер – эрудит

Абсолютный лидер

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА

Специфические проявления лидерства

Великий лидер

Достойный лидер

ЛИДЕР-ОРГАНИЗАТОР

«Могу ли я быть лидером-организатором?»

Как улучшить недостаточно сформированные качества

Стиль работы лидера. Разящие стрелы.

Стиль работы лидера. Возвращающийся бумеранг.

Стиль работы лидера. Снующий челнок.

Стиль работы лидера. Плывущий флот.

Каким же должен быть лидер?

Какими качествами должен обладать лидер?

Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?

Разница между эмоциональным и деловым лидером.

«ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«ДЕЛО»

«АГИТАТОР»

«ОРГАНИЗАТОР»

«ЛЮДИ»

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ТЕХНИКА

Схема работы над собой

Самодиагностика

Программа самосовершенствования

Правила организаторской работы

Памятка организатора

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ

Как говорить?

Как слушать?

Как понять товарища?

Как выслушивать критические замечания?

«Управление инициативой»

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ РАБОТА

Результатом проведения данной программы должно стать

- умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.

- наличие у подростков чувства социальной ответственности.

- эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.

- умение принимать решения и нести ответственность;

- умение проектировать и прогнозировать своё будущее;

- умение решать проблемы, разрешать конфликты;

- умение делать обоснованный выбор;

- умение планировать и самостоятельно организовывать внеклассные мероприятия.

Техническое и методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы осуществляет на базе МБОУ «Тасеевская общеобразовательная школа №1» с привлечением узких специалистов других образовательных учреждений с. Тасеево. Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется специалистами МБОУ ТОСШ№1 и включает в себя:

  1. постоянно пополняемую и обновляемую нормативно-правовую базу;
  2. библиотечку методической литературы в печатном и электронном вариантах;
  3. папки методических материалов по различным темам программы Школы;
  4. набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам образовательной программы Школы;
  5. за период освоения образовательной программы Школы каждый обучающийся получает пакет конспективно изложенных материалов занятий и приложений к ним.

Апробированные на занятиях Школы методики и технологии, а также содержательные материалы систематизируются, обобщаются, проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу их значимости с точки зрения практического использования и публикуются в отдельных сборниках с обязательным научным обоснованием.