2012. Дымковская игрушка: от идеи до костюма
учебно-методический материал
_______________________________________________________________________________
История Дымковской игрушки и создания костюмов
для коллекции "Русский сувенир" театра моды "Виктория"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дымковская игрушка - от костюма до идеи | 48 КБ |
Презентация "Дымковская игрушка: от идеи до костюма" | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Дымковская Игрушка:
от идеи до костюма
Автор: Манякова Татьяна Владимировна
Педагог дополнительного образования
Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки - свистульки.
Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам ― нарядным, ярким, дарящим людям ощущения праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки.
Ах какие красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платья разрисованы: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями, а еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Модницы друг перед дружкой хвастают шляпками и зонтиками. А кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает… Есть и веселые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щеголи. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех окружающих. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.
Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Вот только злого волка не увидишь.
Художники расписывают дымковские игрушки, самыми яркими, самыми веселыми красками.
В глиняные фигурки уже давно не играют. Они стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое, но и широкое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. В этой связи неоценимая роль народной игрушки: здесь каждый образ ведет в свой мир, в свою неповторимую сказку.
Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.
В процессе обучения в объединении наши воспитанницы постоянно духовно и профессионально совершенствуются. В начальном этапе реализации обязательной программы мы стремимся увлечь подростков, создать у них яркий эмоциональный образ представлений о мире моды, способствуем проявления интереса, помогаем им сделать осознанный выбор, затем создаем благоприятные условия потребления ими готовых знаний, закрепляем и развиваем у них мотивацию к данной деятельности. Следующей нашей задачей является создание условий для самостоятельной и продуктивной творческой деятельности, когда интерес становится творчеством, возникает потребность сделать свое, применив полученные знания.
Педагогическая цель нашего проекта ― воспитание художественной культуры обучающихся, развитие их интереса в народному творчеству, его традициям и наследию через изучение дымковской игрушки, как важной составной частью традиционной русской культуры.
Задачи:
― развивать исследовательские способности учащихся;
― способствовать формированию целостного воспитания искусства изготовления стилизованного народного костюма, как части культуры народа;
― способствовать воспитанию ценностных ориентиров;
― развивать художественный вкус учащихся на основе изучения истории дымковской игрушки;
Хотелось бы сказать несколько слов о том, как родилась наша коллекция «Русский сувенир».
Идея создание коллекции стилизованного русского народного костюма на основе самостоятельного поиска, исследования и изучения истории дымковской игрушки, была инициативой самих девочек, занимающихся в нашем объединении. Освоив начало швейного дела и лоскутного шитья, юные рукодельницы проявили интерес и захотели попробовать свои силы именно в этом. (см.Презентацию "Дымковская игрушка: от идеи до костюма": слайд 1)
Мы начали свою работу с изучения фрагментов орнамента дымковской игрушки и их изготовления:
а) выкраивание больших кругов из разноцветной ткани и обработка краев техникой «лоскутного шитья» (см. слайд 2)
б) выкраивание маленьких кружков из разноцветной ткани, дублированной клеевым флизелином и пришиванием в центр круга больших черных пуговиц (см. слайд 2).
Позднее мы решили, что начать нужно все-таки с самого костюма. Это стало дальнейшим этапом нашей совместной работы.
Первым этапом при создании костюмов для коллекции является выбор ткани. Мы выбрали атлас постельных танов и органзу.
Второй этап ― раскрой и пошив колоколообразных юбок и кофточек с воланами из органзы и украшение их орнаментом (см. слайд 3).
Третьим этапом стало создание коллекции стилизованных головных уборов к нашим костюмам (см. слайд 4).
На Руси головному убору придавалось особое значение.
"Простоволосая - девка ходить недолжна. Распущенные волосы ― грех". Что же касается декоративного оформления, значение имели и орнамент, и цвет, и высота головного убора. Чем выше "кика" (кокошник), тем выше статус женщины. Все это и многое другое узнали наши воспитанницы, прежде чем приступить непосредственно к изготовлению головных уборов (см. Женские русские народные головные уборы).
Совместное обсуждение, разработка эскиза изделия, крой, затем выполнение эскиза декора, когда значение имеет каждый штрих, и так шаг за шагом, ступенька за ступенькой. В этой теме предполагалось раскрыть потенциальное значение одевания и ношения головных уборов как одной из основных частей русского народного костюма.
Так рождалась коллекция «Русский сувенир» в совместной деятельности взрослых и детей. Скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности, в атмосфере любви, заботы, сотрудничества, которые, безусловно, способствовали созданию условий для творчества и само актуализации личности.
Достигнутые результаты. В 2009г коллекция "Русский сувенир" была показана театром моды "Виктория" на районном фестивале "Стиль – 2009" стала победителем и заняла II место.
Приобщение воспитанниц к народной культуре позволяет продолжить создание коллекций в народных традициях (см. слайд 5).
Используемый материал:
1. Фото из личного архива.
2. Ирина Лыковой "Дымковская игрушка. Альбом для детского художественного творчества". Учебно-методическое пособие для творческих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях в детском саду, изостудии и в семье. Художник Л.В. Грушина. Издательство: Карапуз, 2009 г.
http://www.labirint.ru/books/81174/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орнамент Дымковской игрушки в эскизе и выполненный из ткани
Колоколообразные юбки и кофточки с воланами из органзы и украшенные орнаментом
Головные уборы
Коллекция «Русский сувенир» Театр моды «Виктория»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »
Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. ....
Дымковская игрушка
Фотографии в альбоме «Дымковская игрушка» zhital на Яндекс.Фотках...
Презентация "Дымковская игрушка"
Дымковская игрушка - создание, узоры...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...