Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики»
методическая разработка по теме

Котуранова Н.Н.

В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Предложенные в данной публикации «Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики» призваны поделиться с преподавателями нового курса  рекомендациями, разработанными на основе выводов, к которым авторы пришли в процессе десятилетней работы над вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения.  При  разработке методических рекомендаций были использованы результаты исследований, проведенных при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда и Администрации Калужской области (проект №10-06-59634 а/Ц)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_prepodavatelyu_dnv.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Котуранов,  Н.Н. Котуранова

Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Калуга 2010 г.

При  разработке методических рекомендаций были использованы результаты исследований, проведенных при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда и Администрации Калужской области (проект №10-06-59634 а/Ц)

Введение

Необходимость морального оздоровления общества и, как следствие, введение предмета, в основе которого лежит духовно-нравственное воспитание детей, давно и активно обсуждается в обществе. Уже в конце 2007 года это было отражено в новой редакции Закона об Образовании, где было закреплено положение о том, что «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (Федеральный закон от 01.12.2007 №309-Ф3)».  

В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».  Курс включает в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос о совершенствовании личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и помочь самоопределению детей в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. Безусловно, перед преподавателем данного курса  стоит непростая задача, так как от его эффективности зависит нравственное становление ребенка и, в итоге – будущее всей страны, ибо какими мы сегодня воспитаем наших детей, в такой стране мы все завтра будем жить.

Мы же хотим поделиться с преподавателями курса «Основы религиозных культур и светской этики» методическими рекомендациями, разработанными на основе выводов, к которым мы пришли в процессе десятилетней работы над вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения.  

О трудностях преподавания курса,

имеющего в своей основе нравственное воспитание

На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. В отсутствие внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Школьный курс по духовно-нравственному воспитанию (ДНВ), к которому относятся и «Основы религиозных культур и светской этики», как раз и призван создавать у ребенка эти внутренние ценностные ориентиры. Но как это сделать, если окружающее ребенка информационное поле зачастую говорит о том, что нравственные законы невыгодны, что их соблюдение не приносит никакой пользы, и в результате сегодняшние прагматичные дети отвергают принятие для себя этих законов?

И здесь следует отметить, что в более выгодных условиях находятся преподаватели религиозного блока курса. Наши исследования  показывают, что религиозность априори способствует принятию нравственных ценностей, и это вполне объяснимо: для верующего человека религия дает критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Почти все исследуемые нами параметры нравственных характеристик личности по тесту «Личностный рост» (Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В., 2003 г.), имели статистически значимые различия у верующих и неверующих (Приложение, таблица 1). Отношение к семье, отношение к своему Отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, ценность человека и человеческой жизни («Человек как таковой»), готовность прийти на помощь («Человек как Другой»), стремление к здоровому образу жизни («Телесное «Я»), самостоятельность и ответственность в принятии решений («Духовное «Я») у верующих оказывались более позитивно выраженными, чем у неверующих.  И только четыре характеристики – толерантность («человек как Иной»), экологическое сознание («Отношение к земле»), принятие себя («душевное «Я») и мир как ненасилие («Отношение к миру») – оказались практически не взаимосвязаны с религиозностью. При этом следует отметить: несмотря на то, что при статистической обработке мы не различали конфессиональный состав верующих, наши выводы преимущественно относятся к блоку «Основы православной культуры», так как 90 % опрошенных нами  верующих респондентов отнесли себя к  христианскому вероисповеданию. В целом же целесообразность включения в воспитательный процесс религиозной составляющей не вызывает сомнений. А те сложности, с которыми может столкнуться преподаватель религиозного блока курса, состоят не в содержательной части, а в личностных особенностях самого преподавателя. Успешность нравственного воспитания при изучении этого блока требует от преподавателя предельной тактичности, эмпатии и искренности.  Только если преподаватель религиозного блока курса искренне разделяет те идеи, о которых он говорит, и дети это видят и чувствуют, они разделят их со своим учителем.

С более серьёзными трудностями может столкнуться преподаватель, ведущий блок «Основы светской этики».  Даже имея значимые в этическом плане личностные качества, педагог в этом блоке с большой вероятностью столкнется с проблемами  содержательного характера. Базовые основы для формирования мировоззрения нерелигиозных учащихся  очень разнятся. Не имея единого критерия, диапазон приемлемости и принятия нравственных понятий, основанных на общечеловеческих ценностях, у этих детей весьма широк. При этом влияние среды становится весомым фактором, и фактором часто негативным. Значимую часть в формировании мировоззрения большинства учащихся - по данным анкетирования - занимает телевидение. Наши исследования показывают, что телевидение по силе влияния до 2009 года было бесспорным лидером. Вот что говорят наши опросы в период с 2000 по 2009 год: все 100% респондентов смотрят телевидение, и по своему влиянию оно оказывалось весьма длительным  по времени (77% опрошенных проводят перед телеэкраном от 1 до 5 часов в день, а 22% - более 5 часов в день). При этом 67% опрошенных предпочитают телевидение другим видам СМИ, 71%  респондентов называют его  одним из основных источников информации, полностью доверяют информации телеэкрана – 36%, а 15% опрошенных считают, что телевидение их вообще никогда не обманывает. Из всего телеменю  учащиеся предпочитают: боевики – 53% в среднем  (среди юношей эта цифра ещё выше: - 81%), музыкальные передачи – 56%, сериалы – 52%, (среди девушек – 73%), ток-шоу – 52%. Анализируя каждое из телепредпочтений, мы выявляли новые и новые настораживающие факторы, влияющие на формирование мировоззрения учащихся. Так, статистически была подтверждена взаимосвязь просмотра боевиков  учащимися обоего пола с уровнем агрессивности. Учитывая то, что 20% юношей в качестве примера для подражания называют героев боевиков, восхищаясь их манерой крушить всё на своём пути,  возможна агрессивная самоидентификация определённой части молодёжи, призванной получить в руки оружие во время службы в Вооружённых Силах. Суммируясь с недостаточно развитым уровнем патриотизма, (выявляемым  в ходе опроса), это может приводить к трагическим последствиям.  Как выяснилось, телевидение способствует даже научению девиантному (противоправному) поведению. Мы провели опрос воспитанников колонии для несовершеннолетних, и выяснились довольно тревожные факты: 40%  опрошенных там респондентов отмечают, что, посмотрев передачу на криминальную тему, можно научиться способам избежать наказания, а посмотрев  боевик или детектив, также 40% узнают из них новые технологии совершения преступления.  При этом  67% опрошенных  с горечью признают, что уголовная среда оказалась совсем не такой романтичной, какой её рисовал телеэкран. Подобная подмена понятий, а порой и прямая ложь приводят к тому, что от телевоздействия страдают такие  морально-нравственные качества  как доброжелательность, целомудрие,  эмпатия, сочувствие, отзывчивость.  Так,  8% опрошенных испытывают зависть к участнику ток-шоу, выигравшему крупный приз;  10% учащихся абсолютно безразличны  к беде пострадавшего из программы «Криминал», а 4% даже испытывают злорадство по отношению к нему. Беспокойство вызывает и то, что 42% учащихся желают быть такими же сексуально раскрепощёнными, как герои эротических фильмов, более того -  50% из них считают, что это позволительно вне брака. Данный факт серьёзнее, чем он кажется на первый взгляд. Уже сегодня в подростково-юношеской  среде отсутствие сексуального опыта становится неприличным: нами отмечался процесс травли девочки-подростка одноклассницами за отсутствие у неё сексуального опыта. Между тем в научной литературе есть данные, которые убедительно доказывают, что существуют прямые связи между ранним началом половой жизни и прекращением социализации подростка, а также  связь между воздействием секс-пропаганды и вхождением её потребителей в девиантную группу. Тем временем, многие популярные ток-шоу посвящаются обсуждению тем аморального характера, в ходе программ их участники проявляют агрессию к окружающим,  прямо или косвенно способствуют формированию моды на сексуальные девиации. Так называемые «мыльные оперы» несут экспансию потребительского отношения к жизни, особенно у девушек  (при анкетировании мы неоднократно встречали фразы «хочу жить, как в сериалах: богато и не работать»). «Игрушечные» переживания за любимых героев дают определённую долю эмпатии, которая не всегда реализуется в реальной жизни. Так, одна из девушек в интервью искренне сочувствовала некоей Милагрос, но оставалась совершенно равнодушной к несчастью пострадавших от очередного теракта.  Даже «телемузыка»,  на первый взгляд, наиболее безобидное предпочтение – на практике оказалось совсем небезобидной. Музыка помогает:  «снять стресс, забыть о проблемах» (71% опрошенных), «изменить настроение» (68%), «развлечься» (48%), а также используется как «фон для других занятий» (30%). Но это - не классические произведения (их часто слушают всего 2% опрошенных). Основные предпочтения сегодняшних школьников – тяжёлый металл, рэп, поп-музыка и т.п. Учитывая то, что TV- музыка – это, прежде всего, клипы, то в зависимости сюжета воздействие может быть аналогично боевику, эротике и т. д. Обилие рекламной информации о поп-музыке и её исполнителях обрекает современного школьника на эгоидентификацию  с поп-звёздами. А они, в свою очередь, в погоне за популярностью  демонстрируют деликвентность (наиболее часто нецензурную брань), эпатажный  внешний вид, аномальную сексуальность. Обилие рекламных роликов гедонистской направленности, телесюжеты, призывающие думать только о себе, часто строятся на манипулятивных приемах, поэтому помимо воли внедряются в сознание, а принцип незамедлительного удовлетворения желания в рекламных сюжетах, где герои не могут удержаться от соблазна взять что-то, им не принадлежащее, демонстрируют моральную допустимость воровства. Это подтверждается и данными анкетирования: 33% опрошенных поощряют действия лиц из различных рекламных роликов, спокойно присваивающих чужое, а 57% согласны с фразой «не украдёшь – не проживёшь» (23% поясняют при этом, что «честным путём на достойную жизнь заработать невозможно»).

Сегодня телевидение несколько «потеснил» компьютер: в качестве источника информации в 2010 году его стали указывать так же часто, как и телевидение - но это, как правило, не обучающие диски, это Интернет, который недаром называют «информационным хаосом». Впрочем, и с телевидением  ситуация не стала лучше.  С учётом телепредпочтений детей, негативное влияние телевидения продолжает оставаться достаточно серьёзной проблемой для формирования личности ребенка. Несмотря на то, что общероссийские телеканалы стали значительно корректнее, с появлением спутниковых антенн и кабельного телевидения при обилии доступных телеканалов даже процесс зеппинга (бесцельное переключение телевизора с канала на канал) превращается в поток негатива, а целенаправленный поиск приводит всё к тем же телепредпочтениям. А видеоинформация, как указывали опрошенные нами учащиеся, наиболее комфортна и легка в восприятии (в отличие от текста, который  больше половины ответивших сочли для восприятия весьма трудным). И вот когда такая легко входящая в сознание видеоинформация противостоит учительским сентенциям, в противовес ей необходимы серьёзные аргументы.

Безусловно, большое влияние на формирование ценностных ориентиров учащихся оказывает и группа. Для половины опрошенных друзья – один из основных источников информации (49%), а взаимоотношения с одноклассниками и потребность в общении  указываются в качестве важнейших факторов образовательной среды (60%). Для сравнения: в этих же характеристиках родные занимают соответственно 34% и 27%, а для 8 %  опрошенных учащихся отношение к семье в целом колеблется от ситуативно-негативного до устойчиво-негативного. Конечно, это может быть объяснимо и тем, что свойственное юношескому возрасту протестное мировосприятие порождает стремление отвергать советы  «предков» (чему активно способствуют и молодёжные журналы), но это говорит и о том, что преподаватель ДНВ не может возлагать слишком большие надежды на семью в воспитательном процессе.

Методические рекомендации преподавателям курса ДНВ

Что же может сделать преподаватель в таких сложных для духовно-нравственного образовательного процесса условиях? Очевидно, мотивация к нравственному поведению должна строиться на каких-то новых базовых основах, чем раньше? Очевидно, что на любую нашу сентенцию о добром отношении к ближнему своему, сегодняшнее прагматичное дитя уверенно скажет: «А зачем? Мне это невыгодно!», а на каждое наше «надо» мы неизбежно услышим «а почему?». По тестированию 2010 года 15% опрошенных нами демонстрируют эгоцентризм от ситуативного до устойчивого уровня, и еще у 72% ситуативно-позитивное отношение к окружающим их людям. Таким образом, для 87% учащихся необходимы веские обоснования нравственных поступков.

На чем могут строиться эти обоснования? Анализ ценностных ориентаций учащихся по адаптированной методике М. Рокича (Ядов В.А.,1979), проводимый нами в 2004-2009 годах, выявил, что из 18 предложенных жизненных ценностей в числе приоритетных была названа ценность «здоровье». Каким образом преподаватель может связать нравственность и здоровье? Взаимосвязь со здоровьем физическим (а именно его чаще всего имеют в виду под термином «здоровье») мы выяснили совершенно неожиданно. Занимаясь исследованиями влияния телевидения на агрессивность и девиантность подростков, мы «перелопатили» довольно большой объём научной литературы, и обнаружили, что в трудах многих серьёзных учёных приведены весьма интересные факты. Например,  чем рискует человек, совершающий безнравственный поступок? Оказывается, он рискует собственным здоровьем! Психологи убедительно доказывают, что у человека, поступающего безнравственно, подсознательно включаются специальные психологические механизмы, которые могут привести к различным психическим и соматическим заболеваниям.[1] Почему?

Нравственный закон генетически «встроен» в человека[2], и любое его нарушение воспринимается психикой как «сбой в программе». Наш нравственный закон внутри нас, наша совесть предупреждает: «Осторожно! Здесь Ваш поступок опасен для Вас!» Мы это называем «угрызения совести». Если человек послушает свою совесть,  и будет исправляться, для организма это будет означать «исправление ошибки в программе», если же голос совести игнорируется, включаются такие психологические механизмы, как «отрицание» и «вытеснение», а  это короткий путь как минимум к неврозам…

На сегодняшний день известны семь заболеваний, которые Всемирная Организация Здравоохранения официально признала психосоматическими (то есть причины их возникновения – внутренние психологические противоречия, тот самый «сбой в программе»):

  1. Гипертоническая болезнь;
  2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Неспецифический язвенный колит;
  5. Нейродермит;
  6. Тириотоксикоз;
  7. Ревматоидный полиартрит.

С полным правом сюда же можно отнести также неврозы и ВСД (вегетососудистая дистония).

Может ли человек не допускать такие «сбои в программе» или исправлять их достаточно быстро – так, чтобы не нанести себе непоправимый вред? Интуитивно человек достаточно часто чувствует свои неверные шаги, но не всегда прислушивается к голосу совести. А, оказывается, прислушиваться надо, и очень внимательно прислушиваться. Чтобы себе же не навредить.

Но и это еще не всё. Здоровье человека – это состояние, которое  зависит не только от его тела. Есть здоровье душевное (духовное, психологическое), есть здоровье социальное (а как важны отношения в коллективе, в обществе сами же учащиеся подтверждали в процессе тестирования). Укрепить и уберечь психологическое и социальное здоровье можно только соблюдая законы морали, нормы нравственного поведения.

Таким образом, то, что нам мешало: забота о себе, любимом, эгоизм – оказывается нашим помощником. Мы сможем объяснить детям смысл нравственных законов с психологической точки зрения и уберечь их от вреда собственному  здоровью.

Именно эту логику мы взяли на вооружение, разрабатывая свой авторский курс «этика саморазвития». При разработке занятий учитывались данные опросов, проводившихся в различных учебных заведениях  г. Калуги и области, тенденции в динамике системообразующих качеств личности, ценности и приоритеты учащихся. В итоге мы вышли на реализацию следующей схемы: используя здоровые эгоистические интересы, высокое развитие которых было выявлено в результате анкетирования (забота о своём физическом и психическом здоровье, потребность обеспечения собственной безопасности, стремление к материальному достатку),  мы старались подвести учащихся к пониманию прямой взаимозависимости между личной безопасностью и успехом в жизни со стабильностью и благополучием социума. И в процессе апробации выбранная нами схема доказала свою эффективность. Более подробно о курсе, его практической реализации и полученных результатах можно узнать на сайте этики саморазвития http://etic.edusite.ru/ .

Послесловие

Предвидя  возражения отчаявшихся коллег, не раз слышанные нами («Да что мы можем, если вокруг столько факторов, разрушающих нравственность, если даже семья не всегда справляется с воспитанием ребенка! Что в этих условиях значит наше слово, слово учителя?») Поверьте, дорогие коллеги, слово учителя много значит! И, чтобы не быть голословными, приведём данные из нашей недавней работы. В исследовании 2010 года мы сравнили две группы респондентов: в первой группе учащиеся в качестве основного  источника информации указали как телевидение, так и учителя; во второй группе только телевидение являлось значимым источником информации. Учитывая вышеизложенные аргументы негативного влияния телеинформации, можно было предположить, что учитель не сможет значимо повлиять на её восприятие. Но полученные нами результаты оказались поразительными. Те, кто самостоятельно «перерабатывал» телеинформацию, по большинству параметров нравственных характеристик личности статистически значимо проигрывал тем, кто сверял свои выводы с учителем (Приложение, таблица 2).

Таким образом, роль учителя в нравственном становлении личности учащегося была подтверждена на уровне статистической значимости. И это дает нам право утверждать: добросовестно работающий преподаватель курса по духовно-нравственному воспитанию учащихся действительно может формировать будущее своей страны.

Приложение

Таблица 1. Влияние религиозности на личностные качества учащихся.

Личностные характеристики

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

Среднее

Дисперсия

t-стат.

t-крит.

Уровень значимости

Верующие

Неверующие

Верующие

Неверующие

Отношение к семье

14,454106

10,60274

51,627738

76,46499

3,381

1,968

0,0010

Отношение к Отечеству

10,20773

6,589041

60,4081

68,10654

3,269

1,968

0,0014

Отношение к земле (природе)

4,917874

3,452055

51,30876

71,64003

1,322

1,968

не значимо

Отношение к миру

6,903382

5,232877

48,98091

53,2089

1,700

1,968

не значимо

Отношение к труду

13,42512

9,589041

52,07082

81,18988

3,284

1,968

0,0014

Отношение к культуре

8,531401

4,383562

64,82304

72,87861

3,621

1,968

0,0004

Отношение к знаниям

8,289855

3,424658

60,99325

71,74772

4,304

1,968

3,4*10 -5

Отношение к человеку как таковому

5,217391

2,726027

48,8894

51,95167

2,558

1,968

0,0117

Отношение к человеку как Другому

8,082126

5,69863

44,79419

59,49125

2,346

1,968

0,0206

Отношение к человеку как Иному

3,169082

2,027397

74,70428

45,72146

1,149

1,968

не значимо

Отношение к своему телесному Я

9,63285

6,424658

56,35969

68,33105

2,918

1,968

0,0042

Отношение к своему душевному Я

0,951691

1,986301

77,01707

51,15259

-0,998

1,968

не значимо

Отношение к своему духовному Я

8,52657

5,671233

40,60973

35,05708

3,471

1,968

0,00069

Таблица 2. Влияние педагога на личностные характеристики при восприятии телеинформации учащимися.

Личностные характеристики

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

Среднее

Дисперсия

t-стат.

t-крит.

Уровень значимости

Только телевидение

Телевидение + учитель

Только телевидение

Телевидение + учитель

Отношение к семье

11,3902439

15,43103448

54,75940982

51,68814277

3,236

1,978

0,0015

Отношение к Отечеству

7,524390244

11,48275862

76,27718

59,30672

2,832

1,978

0,0053

Отношение к земле (природе)

2,817073

6,637931

46,00316

42,09468

3,368

1,978

0,0010

Отношение к миру

4,841463

7,982759

49,07332

40,719

2,754

1,978

0,0067

Отношение к труду

11,4878

14,41379

62,22824

26,14156

2,660

1,978

0,0087

Отношение к культуре

5,353659

9,344828

67,0956

57,14217

2,971

1,978

0,0035

Отношение к знаниям

4,646341

8,586207

57,49067

51,33454

3,128

1,978

0,0021

Отношение к человеку как таковому

2,963415

6,413793

53,07272

28,317

3,238

1,978

0,0015

Отношение к человеку как Другому

6,402439

9,017241

47,67555

34,64882

2,408

1,978

0,0173

Отношение к человеку как Иному

2,707317

3,413793

51,69106

64,98367

0,533

1,978

не значимо

Отношение к своему телесному Я

6,939024

9,965517

64,89747

54,20932

2,303

1,978

0,0228

Отношение к своему душевному Я

0,439024

1,137931

60,17525

64,40169

0,514

1,978

не значимо

Отношение к своему духовному Я

6,195122

8,327586

39,44294

26,3294

2,205

1,978

0,0291


[1]  об этом можно прочитать в  научно-популярных изданиях: Грановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы; Годфруа Ж. Что такое психология; Блум Ф., Лейерзон, А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.

[2]2 об этом можно прочитать в научно-популярном издании: Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государст...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....