Элективный курс "Избранные вопросы математики"
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Щербинова Наталья Николаевна

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированным.

 

Курс состоит из следующих тем:

- «Проценты» - 8 часов

- «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов

- «Модуль» - 8 часов

- «Функция» - 8часов

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного  курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbrannye_voprosy_matemat..doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

       Элективный курс «Избранные вопросы математики»

Пояснительная записка

    Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированным.

Курс состоит из следующих тем:

- «Проценты» - 8 часов

- «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов

- «Модуль» - 8 часов

- «Функция» - 8часов

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного  курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время  необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает  финансовую, демографическую, экологическую,  социологическую и другие стороны нашей жизни.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- понимать содержательный смысл термина»процент» как специального способа выражения доли величины;

- алгоритм решения  задач на проценты составлением уравнения;

- формулы начисления «сложных процентов» и простого  роста;

- что такое концентрация, процентная концентрация.

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на проценты;

- применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных  задач;

- использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;

- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью.

Тема  «Функция» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия,  по способам задания функций, их  свойствам, а также раскроет перед школьниками  новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Ожидаемы результаты

Учащиеся должны знать:

- методы построения графиков функций;

- математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы;

- об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры зависимостей и процессов;

- строить и читать графики;

- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- приводить примеры использования функций в физике и экономике.

Тема   «Квадратный  трехчлен и его предложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее предложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но  совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для  успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических  олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- некоторые нестандартные приемы решения задач на основе     свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

-  исследование корней квадратного трехчлена

Учащиеся должны уметь:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Тема  «Модуль» направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на  математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- определение модуля числа;

- решение уравнений и неравенств, содержащих модель;

- преобразование выражений, содержащих модуль.

Учащиеся должны уметь:

- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

- преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

Задачи курса:

 - сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

- расширение представлений о свойствах функций;

- формирование умение «читать» графики и называть свойства по формулам;

- научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определенную математическую культуру;

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- научить строить графики, содержащие модуль;

- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

- создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;

- восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

- создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

                     Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование тем курса

Всего часов

          В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

О,5

0,5

1

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

4

Решение задач по всему курсу

2

1

К.р.

5

Квадратный трехчлен

2

1

1

Сам.раб 15 мин.

6

Исследование корней квадратного трехчлена

4

1

2

1

Сам. раб. 15 мин.

7

Решение разнообразных задач по курсу

2

1

1

Провер. Работа 30 мин.

8

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль

1

0,5

0,5

9

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

3

1

2

1

Сам.раб.

10

Графики функций, содержащих модуль

2

1

1

11

Проверочная работа

1

Пров. Раб.

12

Модуль в заданиях ЕГЭ

1

1

13.

Историко-генетический подход к понятию «функция»

1

1

14

Способы задания функции

1

1

15

Четные и нечетные функции

2

1

 16

Ограниченные и неограниченные функции

2

1

17

Построение графиков функций

2

1

                          Литература

  1. Водингар М.И., Лайкова Г.А.  Решение задач на смеси, растворы,  сплавы («Математика в школе» № 4, 2001г.)
  2. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
  3. Качашева Н.А. О решении задач на проценты («Математика в школе»  № 4, 1991 г. с.39)
  4. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
  5. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
  6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры («Математика в школе» № 5, 1999г.)
  7.  Егерман Е. Задачи с модулями («Математика в школе» № 3, 2004г.)
  8. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

      9. Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы», составитель В. Н.

         10. Студенецкая. Волгоград. «Учитель».  2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики" расчитан на 17 часов. Проводится во 2 полугодии. Целью его является углублённое изучение математики и подготовка к ОГЭ....