Программа подготовки учащихся к олимпиадам
материал по теме

Власенко Жанна Павловна

Программа предназначена для подготовки учащихся к олимпиадам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_k_olimpiadam.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

 ПРИКАЗ

От  13.02.2012 г.                                                                                 № 9

« Об организации работы с одаренными детьми »

          В связи с низкими результатами участия детей в районном этапе Всероссийской олимпиады и на основании приказа № 29 от  08.02.2012 г. УОАР

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить  программу подготовки учащихся к олимпиадам (Приложение 1).
  2. Утвердить список одаренных детей (предметная одаренность) (Приложение 2).
  3. Утвердить список  педагогов, курирующих предметно-одаренных детей (Приложение 3).
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор школы         _____________        М.Г.Пономарева        

Приложение 1 к приказу № 9 от 13.02.2012

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

Программа

подготовки учащихся к олимпиадам

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

  1. дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  2. создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  3. привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  4. некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  5. по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  6. каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  1. базовая школьная подготовка по предмету;
  2. подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  3. самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  4. целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  1. подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  2. курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  3. индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  4. использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету);
  5. уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  6. использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  1. наблюдения в ходе уроков;
  2. организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  3. оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  1. реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  2. уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

  1. при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  2. оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  3. предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  4. основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  1. читаем книги, журналы
  2. работаем в Интернете
  3. общаемся дистанционно
  4. участвуем в интенсивных школах и т.д.

5. Работаем руками.

  1. Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

6. И не останавливаемся.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  2. имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  3. испытывают радость от умственного труда
  4. для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое  мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности

май 2012,

начало сентября 2012

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

февраль 2012

учителя-предметники, зам.директора по УВР

Проект программы

3

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

февраль 2012-сентябрь 2012

заместитель директора по УВР, директор школы

  1. Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
  2. Приказ об утверждении программы
  3. Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
  4. Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
  5. Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
  6. Положение о проведении школьных олимпиад

4

Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год

сентябрь 2012

Заместитель директора по УВР, директор школы

Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» - Никитин Н.С.)

5

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

сентябрь 2012

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

6

Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.

в течение года согласно плану работы ОУ

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%

7

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 г.

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей  в мероприятии – не менее 9%

8

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

http://www.farosta.ru/    дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/  мир конкурсов от Уникум и др.

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

9

Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

График работы компьютерного кабинета

10

Развитие  логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm  , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель информатики

Читают интернет-журнал – 24%

11

Подписка на периодический журнал «Юный эрудит»

Май 2012, октябрь 2012

Школьный библиотекарь

Повышение  интереса к чтению научного журнала у 33% учащихся

12

Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей»

В течение года

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников

Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми у 32% учителей

13

Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития  одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»

По плану ОУ

Заместитель директора по УВР, кл. руководители

10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми

14

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня

В конце года

Заместитель директора по УВР

  1. Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей
  2. Результативное представление о потенциале школы
  3. Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей)

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  4. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Приложение 2 к приказу № 9 от 13.02.2012

Список одаренных детей

(предметная одаренность)

№ п/п

Ф.И.О.

Класс

(2011/12 уч. г.)

Год

рожд.

Адрес (индекс, р-н, город/поселок, улица, № дом, кв.)

Способности

(ф/м, гум. и т.д.)

1

Шабуров Даниил Евгеньевич

1

2004

662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Зеленая, 35

Вокальные данные

2

Власенко Виктория Геннадьевна

1

2004

662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Степная, 7-2

Вокальные данные

2

Величко Андрей Александрович

3

2002

662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Зеленая, 33 -2

Вокальные данные

Интеллектуальные (гуманитарные) способности

.3

Зыков Назар Николаевич

3

2001

662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Украинская, 54-1

Интеллектуальные (математические)способности

4

Соколова Дарья Ивановна

3

2001

662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Украинская, 20-1

Вокальные данные

Интеллектуальные (математические)способности

5

Петрик Яна Александровна

4

2001

662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Молодежная, 3-2

Вокальные данные

Интеллектуальные (Природоведение) способности

6

Маслак Никита Андреевич

4

2001

662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Зеленая, 9-2

Вокальные данные

Интеллектуальные (природоведение) способности

7

Керимов Ильтфат Бабаевич

7

1998

662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Украинская 61

Вокальные данные,

гуманитарные способности,

8

Власов Олег Николаевич

7

1998

662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Зеленая 21-1

гуманитарные способности

9

Пискунов Юрий Юрьевич

7

1998

662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Молодежная2-1

гуманитарные способности (русский язык)

Приложение 3 к приказу № 9 от 13.02.2012

Список педагогов, курирующих предметно-одаренных детей

Учителя-предметники:

  1. Котляр Валентина Ивановна, учитель начальных классов
  2. Усенко Денис Николаевич, учитель начальных классов
  3. Акулова Олеся Александровна, учитель биологии
  4. Власенко Жанна Павловна, учитель русского языка и литературы
  5. Никитин Николай Сергеевич, учитель математики
  6. Пономарева Марина Геннадьевна, учитель истории

Члены администрации:

  1. Пономарева Марина Геннадьевна, директор школы
  2. Власенко Жанна Павловна, заместитель директора по УВР

Узкие специалисты:

  1. Клочкова Оксана Николаевна, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки учащихся старшей школы к участию в олимпиадах по математике

Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий математического кружка как ведущей формы дополнительного математического образования  и  форм работы  п...

Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.

Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...

Статья: "Программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии"

В статье разработана прогрмма подготовки учащихся к олимпиадам муниципального и регионального уровней....

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Программа подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»

Цель программы: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для дос...

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее по...