Праздничное чаепитие
методическая разработка по теме

В ходе праздника дети узнают много интересного о чаепитии от профессора истории и профессира ботаники, играют, а затем пьют чай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_chaepitiya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»



Методическая разработка


праздничного чаепития

(для детей 4-5 классов)

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
детского образцового хореографического
коллектива «Искорка»
Путинцева Анна Олеговна

Тверская область
г. Удомля
2012 г.

Праздничное чаепитие.

Цели:

1. Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции русского чаепития.

2. Вспомнить правила поведения за столом, в гостях, принимая гостей, продолжить знакомство с правилами хорошего тона.

3. Показать важность общения для человека, продолжить формирование коммуникативных навыков школьников.

Подготовка:

1. Назначить дату праздника.

3. Подготовить элементы костюмов.

4. Подготовить игровой инвентарь.


Ход праздника:

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете? А когда еще вы себя хорошо чувствуете? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью, горем, просто поговорить о том, о сем.

Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепитя имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью и добрым отношением. Давайте вспомним русские пословицы на эту тему.

Дети отвечают:

Гостю почет, хозяину честь.
Гость в дом – радость в дом.
Хоть не богат, а гостям рад.

Ведущий. А что же это за напиток такой – чай? У нас в гостях профессор ботаники и медицины.

Профессор ботаники и медицины: Родина чая – Китай, а в переводе это слово означает “молодой листочек”. Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. В наш организм поступает растворимая часть чая. В ней содержатся все полезные вещества: эфирные масла, аминокислоты, витамины. Много столетий назад люди путем наблюдений и жизненного опыта обнаружили лечебные и питательные свойства чая. Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость.

Ведущий. А как же чай пришел в Россию? Послушаем профессора-историка.

Профессор историк: На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов подарок царю Михаилу Федоровичу – упакованные по три четверти фунта пакетики. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: “Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и головоболений”. До 18 века чай можно было купить только в Москве и на Макарьевской и Ирбитской ярмарках. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение “чайком побаловаться”.

Ведущий. Профессор (к ботанику) скажите а знаете ли вы какую-нибудь историю, связанную с чаем?

Профессор ботаник :да, конечно.

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом и догадался, что забыл я посолить!

Ведущий. Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Послушаем историю этого удивительного предмета.

Ученик. На Руси самовары стал делать во второй половине 18 века. В словаре В.И.Даля читаем: “Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри”. Самовары изготовляли мастера высокой квалификации, стоили самовары дорого. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формовали фигурное самоварное “тулово”, в которое потом заливали воду. Затем в “тулово” помещали “кувшин” - жаровую трубу, в которую потом закладывали топливо. Затем мастер полировал самовар, приделывал кран и ручки. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году, а в 1880 году их было уже 74. Выпускали около 150 фасонов самоваров: “шары”, “бочонки”, “рюмки”, “яйца” и прочее. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие.

 Ведущий: вот теперь вы знаете о русском чаепитии и мы можем немного поиграть.

Выполни желание.

На листочках написаны желания ведущего. Их нужно поместить в коробку. Дети встают в круг и под музыку передают мячик, как только музыка останавливается, тот у кого остался мячик вытаскивает листочек с желание ведущего и исполняет его.

Желания для детей:

  1. Станцевать на стуле
  2. С подругой спеть песенку о дружбе
  3. Назвать танцевальные репертуар коллектива
  4. Сказать 5 комплиментов
  5. Назвать 10 движений в классическом танце
  6. Сколько педагогов и концертмейстеров работает в коллективе?
  7. Назвать 5 танцев народов мира
  8. Назвать 3 известных балерин
  9. Изобразить на лице радость, грусть, удивление.
  10. Изобразить на лице гордость, злость, восхищение
  11. Название каких балетов вы знаете?
  12. Назовите композиторов которые сочиняли классическую музыку.

Карикатура

Встаньте все в круг. Пусть каждый придумает и изобразит пантомимическую карикатуру на любого из детей. Можно выбрать любого из участников игры. Затем по кругу нужно будет попытаться изобразить последовательно все карикатуры на всех участников игры. Все коллективно определяют, кого изображает каждый по очереди. Если игрок оказался разоблаченным, он выходит из круга. Если кто-то не смог достоверно изобразить своего коллегу и он оказался неузнанным, выпадает из игры автор пародии. Игра проходи по кругу. Выигрывают самые стойкие, самые последние.

Игра «Сортировщики».

Дети делятся на 3 команды. Ведущий высыпает пакетики чая из 3-5 разных коробок в одну чашу и перемешивает. Задача каждой команды - как можно быстрее собрать коробку чайных пакетиков одного сорта. Выигрывает та команда, которая сделает это первой. 

Ведущий: Стол накрыт, готово угощение. Осталось заварить чай. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Культура чаепития"

Классный час "Культура чаепития" 6 класс...

Презентация к классному часу "Культура чаепития"

Презентация к классному часу "Культура чаепития"...

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Урок на тему: "Праздничное чаепитие"

Формирование вежливого обращения с гостями...

Сценарий праздничной программы "Праздничный букет"

Сценарий посвящённый Международному женскому Дню 8 марта...