конспекты занятий.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Беляева Наталья Владимировна

Конспекты занятий по изготовлению народной куклы "Неразлучники","красота", "Сударушка". 

Конспект итогового занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты занятий264.41 КБ

Предварительный просмотр:

СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ
«НЕРАЗЛУЧНИКИ», «КРАСОТА»

Цели:

– привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

– развивать творческие способности, образное мышление.

Оборудование: остатки однотонного и цветного ситца, нитки разного цвета, ветошь, тюль или кружево, картон, ленты, ножницы.

Ход занятий

I. Вводная часть.

1. О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т.

2. П о д г о т о в к а   к   з а н я т и я м.

3. И н с т р у к т а ж   п о   т е х н и к е   б е з о п а с н о с т и.

II. Содержание занятий.

1. Л е к ц и я   п е д а г о г а.

 В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   п е д а г о г а  (на фоне музыки).

Учитель.      Солнце яркое встает –

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник.

Ой вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Веселы и ярки,

Примите их в подарки!

Т. Петухова

Этим веселым, радостным стихотворением мы начинаем наши занятия, посвященные игрушке. Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. Ее отличает от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения до старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое, веселое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых сказок, стихов и песен, начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.

В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

Но сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

 С в е д е н и я   и з   и с т о р и и.

Учитель. Так что же такое народная игрушка? Народные игрушки – это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям.

Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были самыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода …

Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки, гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистульки, погремушки и нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.

В России с давних пор существовало много центров народных промыслов. В одних мастерили глиняные игрушки, в других – деревянные, в третьих – плели из соломы.

Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер, потому что в игрушках отражается человеческая история.

Наш дальнейший разговор пойдет о русской тряпичной кукле, которая была распространена во многих деревнях.

 С в е д е н и я   о   т р я п и ч н о й   к у к л е.

Учитель. В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.

Если такие предметы народного обихода, как одежда, резная и расписная посуда, изделия из бересты, нередко сохранялись в течение долгих лет, то кукла и другие игрушки не имели материальной ценности и не являлись предметом первой необходимости. Их поэтому особо не берегли, «жизнь» игрушки была кратковременной.

Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы их изготовления. Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посерединке кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла!

А в Подмосковье кукол-пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали ленточкой. На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получалась головка, завязать два конца платочка – получались руки. Часто к голове куклы еще прилаживали кудельную косу.

В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.

2. П р а к т и ч е с к а я   ч а с т ь.

Учитель. Сегодня мы с вами научимся изготавливать самые простые тряпичные куклы – свадебные куклы «неразлучники», «красота». Разложите на столе остатки ситца, нитки. Ткань обязательно должна быть отутюженной. Настройтесь на интересную работу и вы получите огромное удовольствие.

 С в а д е б н ы е   к у к л ы  «неразлучники» (рис. 1)*.

Такие куклы бытовали в Тульской губернии, их дарили на свадьбу. Ситец должен быть однотонного цвета (можно белого), а нитки – контрастирующего с тканью (к белой ткани лучше взять красные нитки). Также пригодятся ветошь, тюль или кружево.

Порядок работы:

1) Возьмите прямоугольный кусок ткани.

2) Перегните его пополам по горизонтали.

3) Перевяжите ткань посередине нитками (рис. 1, а).

4) С обеих сторон от перевязки подложите под ткань ветошь, оформите головы кукол и перевяжите шеи нитками (рис. 1, б).

5) Из ткани по краям оформите ручки, обмотайте их нитками: в середине, на месте перевязки, обмотайте нитками общую руку (рис. 1, в).

6) У одной из кукол сформируйте из ткани ножки, обмотайте их нитками (рис. 1, г).

7) Подпояшьте кукол. Грудь куклы-невесты перевяжите нитками крест-накрест (рис. 1, д).

8) Из ниток сделайте куклам повязки на головы. На голове куклы-невесты укрепите фату из тюля или кружева (рис. 1, е).

 К у к л а «красота» (рис. 2)**.

Эта кукла тоже бытовала в Тульской губернии. Куклу перед свадьбой делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве хозяйки. «Красота» выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.

На подносе создавалась целая композиция: в центр каравая ставилась кукла «красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно хранилась в семье.

Эта кукла более сложная по изготовлению. Но если вы терпеливы и аккуратны, то обязательно будете гордиться своим изделием.

Приготовьте картон, однотонную и цветную ткани, ленты в волосы, ветошь.

Порядок изготовления:

1) Прямоугольник картона размером  см свернуть в рулон и закрепить нитками (рис. 2, а).

2) Рулон завернуть в светлую однотонную ткань. Получилось туловище (рис. 2, б).

3) На прямоугольном куске яркой цветной ткани размером  см сделать два продольных надреза, оставляя с одного края нетронутыми примерно 5 см (рис 2, в).

4) Нетронутый край ткани надеть на один конец туловища. Получились волосы (рис. 2, г).

5) Три ленты заплести в косу (рис. 2, д).

6) На цветную ткань размером  см уложить два небольших шарика ветоши (рис. 2, е).

7) Ткань с ветошью перекрутить по центру между шариками (рис. 2, ё).

8) Получившуюся форму длинными краями ткани привязать к туловищу, формируя грудь (рис. 2, ж).

9) Под грудью привязать яркую цветную ткань, колоколом закрывающую туловище. Это юбка (рис. 2, з).

10) Косу закрепить на талии с помощью пояса (рис. 2, и).

III. Подведение итогов. Мини-выставка.

КУКЛА «СУДАРУШКА»

Цели:

– углубить и расширить знания о русской тряпичной кукле;

– воспитывать нравственные качества детей;

– развивать образное мышление, творческие способности.

Оборудование: картон или плотная бумага, нитки, однотонная светлая ткань, ветошь, ножницы.

Ход занятий

I. Вводная часть.

1. О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т.

2. П о д г о т о в к а   к   з а н я т и я м.

3. И н с т р у к т а ж   п о   т е х н и к е   б е з о п а с н о с т и.

II. Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы  для повторения:

– Какие игрушечные промыслы существовали в России? (Бабенская игрушка из дерева, петровская глиняная игрушка, богородская резная игрушка.)

– В каких музеях страны хранится народная игрушка? (В Эрмитаже, Русском музее, Музее народного искусства и других.)

– В чем особенность куклы «мокредина»? (Это кукла-шестиручница, изображавшая крестьянку в поле во время дождя.)

– Что рисовали на лице куклы? (Капли дождя.)

– Чем украшали куклу «мокредина»? (Травой, цветами, листьями березы и веточками деревьев.)

III. Содержание занятий.

1. Л е к ц и я  о художественном оформлении народных игрушек.

Учитель. Изготавливая самодельные куклы, создавая их образы, мы как будто на много десятилетий вернулись назад. Очень важно, чтобы игрушка получилась аккуратная, красивая, тогда и настроение будет радостное и появится желание творить еще что-то новое.

А как же работали над куклами раньше? Вкладывали мастера в них душу, свое настроение?

Давайте посмотрим это на примере игрушек из г. Сергиева Посада. Раньше этот город называли «русским Нюрнбергом», «столицей потешного царства», где жили сотни, тысячи кустарей-ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры мастерили деревянные игрушки, «лепилы, красилы, отделывальщики» работали из папье-маше и мастики, «кустарихи-одевальщицы» наряжали кукол и шили мягкие игрушки и так далее. Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и способов изготовления, как в игрушечном производстве. Оно передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

Остановимся  подробнее на том, как раньше кукол одевали.

Непростое занятие – красиво куклу нарядить. Этому и обучали специально. Сейчас на фабриках все распределено по операциям: художник придумывает костюм, а работницы исполняют: одни кроят, другие шьют, третьи гладят, следующие одевают – по 500 кукол в день! Здесь ловкость нужна, проворство. Да только на таком конвейере не больно интересно и немногое уметь надо. Когда в 1930 году в городе кукольный цех открылся, куклу одевали от начала до конца. Костюмы были сложные, многодельные. Одевали бабу-рязанку, бабу в шушуне, бабу в сарафане, одевали цыган, грузин, узбеков. Для такой работы требовалось мастерство. Даже в профтехшколах такая специальность была – вышивка и шитье кукольных костюмов. Костюмы кроили без лекал, обращались только с сантиметром. Ведь одежда народная просто скроена – все по прямой. А красота – в отделке. Костюмы шили из шерсти, шелка, сатина, ситца, поневы клетчатой. Для отделки брали ленту, тесьму, вьюнчик, блестки, бисер, позумент – и все пришивали вручную. Вышивали рукава рубах, фартуки.

Когда костюм был готов и отглажен, куклу начинали одевать. Сначала ее обували. Кукольную обувь шил специальный сапожник, а лапоточки сами готовили из мочальных сеток «кустарихи». Костюм делался на сборках, не снимался. Затем куклу причесывали, убирали ей голову кокошником или повязывали платочком. Все делали очень тщательно. Каких только кукол не было среди «потешного» посадского товара! Важные барыни и гусары, кормилицы с младенцами, «дитяшки» в крестильных рубахах, барышни и франты, смиренные «пеленашки»-погремушки в вязаных чепцах и пеленах из бархата, перетянутых полосками золотистой бумаги – уникальная галерея портретов, своеобразная выставка костюмов.

Одевание кукол в Сергиевом Посаде было исключительно женским ремеслом. Первых одевальщиц привезли из Москвы в середине XIX века, и вскоре эта профессия стала очень распространенной. Самые дешевые сорта кукол одевались на «клею», то есть одежда наклеивалась прямо на куклу и уже с нее не снималась. Инструментами одевальщиц были лишь ножницы и «клеянка» (посуда для варки столярного клея). Материал брали дешевый: цветной коленкор, обрезки бракованного ситца. Работали не штуками, а десятками, лишь бы скорее. Это был самый дешевый товар и назывался он странно: «горбачи», «дитяшки с пищиком», «куколки-скелетки в марле».

Прошли годы, кукол стали изготавливать и одевать совершенно по-другому. Некоторые куклы авторские – их в мире существует немного. Самодельных тряпичных кукол изготавливают тоже мало – в основном те, кто знает и любит народные традиции. Наша с вами задача – приобщиться к народной культуре, сохранить и передать свои знания и умения другим людям.

2. В в е д е н и е   в   п р а к т и ч е с к у ю   ч а с т ь.

Учитель. Познакомимся с еще одной необычной куклой, которая мастерится без шитья.  И название у нее красивое, доброе – «сударушка» (рис. 7)*.

Хочу обратить ваше внимание на новое слово, которое встретите в описании. Кичка (или кика) – так назывался головной убор замужних женщин. Настоящую кичку раньше украшали вышивкой, жемчугом и даже золотом.

3. П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь.

Учитель. Для того чтобы изготовить эту куклу, приготовьте картон или плотную бумагу, нитки, однотонную светлую ткань, ветошь.

1) Из картона (плотной бумаги) размером  см (рис. 7, а) сворачиваем трубочку (рис. 7, б) и закрепляем нитками полученный рулончик (основу туловища).

2) Аккуратно заворачиваем рулончик в белую или светло-розовую однотонную ткань и перевязываем тремя нитками так, чтобы они делили основу на четыре примерно равные части; остатки ткани прячем внутрь получившейся трубочки (рис. 7, в).

3) Берем два одинаковых лоскута цветной ткани размером  см, на каждый из них ближе к углам выкладываем ветошь (рис. 7, г), перевязываем нитками (рис. 7, д) и получаем два шарика – грудь куклы, которую привязываем на уровне 5–6 см, то есть ¼ от края туловища (рис. 7, е).

4) Берем два лоскута ткани  см, укладываем ветошь почти по всей длине лоскутов (рис. 7, ё), скатываем два рулончика и перевязываем их по краям нитками (рис. 7, ж). Получаем две руки, которые привязываем по бокам туловища чуть повыше уровня груди (рис. 7, з).

5) В средней части широкой ленты из ткани размером  см (рис. 7, и) завязываем два узелка на расстоянии 3–4 см друг от друга (рис. 7, к) и повязываем ленту на «голову» куклы узелками к «вискам» – это рога кички. Под грудью повязываем юбку (можно и передник) (рис. 7, л).

6) На голову надеваем платок, на юбку пояс – и кукла готова (рис. 7, м).

IV. Подведение итогов. Мини-выставка.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Цели:

– обобщить полученные теоретические и практические знания;

– продемонстрировать творческие достижения обучающихся.

Оборудование: столы, стулья по количеству обучающихся, тесты, ручки.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т.

2. П о д г о т о в к а   к   з а н я т и ю.

II. Содержание занятия.

1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о педагога.

Учитель. Наше сегодняшнее занятие называется итоговым. За этот учебный год вы многому научились, многое узнали. И хочется думать, что про таких способных и старательных, как вы, говорится в русской пословице «Дело мастера боится». Конечно, нужно стремиться к новым достижениям. Для этого необходимо самостоятельно изучать литературу по различным видам декоративно-прикладного искусства, ходить на выставки, в музеи, учиться у других  талантливых людей.

А сейчас попробуем подвести итог всей нашей деятельности за год.

2. И т о г о в ы й   т е с т.

Педагог предлагает обучающимся карточки, в которых необходимо найти правильные ответы на следующие вопросы:

1. Народные игрушки – это:

а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;

  1. б) игрушки, изготовленные вручную древним человеком.

2. Первые игрушки изготавливали:

  1. а) из камня;

б) из металла;

в) из пластмассы;

  1. г) из дерева.

3. У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как:

а) в крестьянской семье не было карандашей;

б) не умели хорошо рисовать;

  1. в) куклы без лица считались оберегами.

4. Многие тряпичные куклы изготавливались:

а) несколько месяцев;

б) несколько недель;

в) несколько дней;

  1. г) несколько часов или минут.

5. Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:

  1. а) ситец;

б) шелк;

в) шифон;

г) шерсть;

д) трикотаж.

6. Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились:

а) на день рождения;

  1. б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье;

в) на Новый год.

7. Куклу «масленица» изготавливали:

а) из ситца;

  1. б) из соломы;

в) из веревки;

  1. г) из лыка.

8. Кукла «перевертыш» состоит из частей:

  1. а) две головы, четыре руки, две юбки;

б) одна голова, две руки, одна юбка;

в) одна голова, четыре руки, одна юбка.

9. Кукла «мокредина» изображала собой:

а) играющего ребенка;

  1. б) женщину-крестьянку, работающую в поле, когда не хватает рук;

в) богатую барышню.

10. Для оформления куклы «сударушка» использовали кичку. Кичка (или кика) – это:

  1. а) головной убор замужней женщины;

б) венок для молодой девушки;

в) фартук;

г) нижняя юбка.

11. Кукла «на выхвалку» изготавливается из:

а) одного целого квадрата;

  1. б) трех квадратов – тела, рук и ног;

в) двух квадратов – тела и рук.

12. Для изготовления мукосолек использовали:

а) муку и различные специи;

б) муку, сахар;

  1. в) муку, соль, воду.

13. Сушку мукосолек в печке необходимо начинать:

  1. а) с низкой температуры и жар добавлять постепенно;

б) с высокой температуры и ее не снижать до окончания запекания.

14. Для получения цветного теста можно использовать:

а) сок различных фруктов и овощей;

  1. б) какао-порошок;
  2. в) пищевые красители;

г) отвар различных трав и растений.

3. Р а б о т а   с   к р о с с в о р д о м  «Народная вышивка».

По горизонтали:

1. Старинный вид женского рукоделия. (Вышивка.)

3. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также… (одежда).

5. Нитки для вышивания. (Мулине.)

7. Для перевода рисунка на ткань используется… (калька).

9. Символ оберега. (Полотенце.)

11. Один или несколько повторяющихся узоров. (Раппорт.)

13. Инструмент для вышивания. (Игла.)

15. Шов, при котором на иголку навивают много витков. (Витой.)

По вертикали:

2. Один из материалов для вышивки. (Волос.)

4. Для вышивки узоров учитывают… (цвет ниток).

6. Ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины. (Канва.)

8. Разновидность вышивки. (Крест.)

10. Специальное приспособление для натягивания ткани. (Пяльцы.)

12. Для вышивки часто использовали … (орнамент).

14. Вышивание плоскости узора различными стежками. (Гладь.)

III. Заключительное слово педагога.

Анализ творческой деятельности каждого обучающегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....