Дополнительная образовательная программа "Вожатый"
рабочая программа (8 класс) на тему

Данная программа расчитана на детей 13-14 лет, позволяет за 1 учебный год подготовить ребят для работы в лагере дневного пребывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozhatye_2010_1.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное  учреждение дополнительного образования детей

центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе

 муниципального образования Туапсинский район

Утверждаю:

Директор МКОУ ДОД ЦРТДиЮ

____________________________

Н.А. Коноплева

протокол педагогического совета

от «___» _________ 20__г. № ___

Рабочая программа учебной дисциплины

Школа вожатых

(наименование объединения)

«Вожатый»

(наименование учебной дисциплины, курса)

1 год

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

13 – 14 лет

(возраст обучающихся)

Карпова Анна Юрьевна

                                                                                                                                               

                                                                                                                            (Ф.И.О. преподавателя, составителя)

2001 год

город Туапсе


Пояснительная записка.

        Войдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. В период социально – экономических коренных преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества.

        Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восполнение израсходованных сил, развитие творческого потенциала и.т.д. Все дети без исключения ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, и здесь важно не обмануть ожидания детей.

        Современные требования к содержанию воспитания детей включают в себя широкий спектр проблем, связанных с повышением занятости детей и подростков, а также организацией их досуга.

В системе воспитательной работы школы важная роль отведена деятельности вожатых, которые включены в состав актива органов школьного ученического самоуправления.

        Помощь вожатых в организации и руководстве досуговой работы с младшими школьниками трудно переоценить.

        Профессия вожатый – как традиционное явление советской школы воспитания и образования – тоже проходит этап перестройки.

        Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях детского лагеря.

        Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во вне урочное время, но и в клубах по месту жительства, и в летних оздоровительных лагерях, в каникулярное время.

        Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.

        Таким образом, возникла необходимость в создании образовательной программы «Вожатый».

Цель программы:

        Обеспечивать подготовку вожатых для работы по организации досуговой деятельности детей в школах и детских оздоровительных лагерях, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и педагогическую технику.

Задачи программы:

- стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к самообразованию в области педагогики и психологии;

- учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей;

- формировать умение анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;

- способствовать овладению навыками вожатского мастерства.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст воспитанников – 13-14 лет.

Состав группы – постоянный, численность группы не более 20 человек.

Режим работы группы: 2 занятия в неделю по 3 часа, за год 216 часов.

Прогнозируемый результат.

По окончании обучения, учащиеся «Школы вожатых» должны  знать и уметь:

Знать

Уметь

- знать особенности возрастного периода младшего школьного возраста;

- знать нормы охраны жизни и здоровья детей;

- знать нормативно-правовые основы работы вожатого;

- знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;

- знать схему развития лагерной смены;

- знать методики коллективно-творческих дел;

- знать педагогические возможности и методику проведения игр;

- уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);

- уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);

- уметь конструировать (творческие воспитательные дела);

- уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу  группы и собственную деятельность);

- уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку);

- уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

- уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов).

Формы и виды контроля.

Завершающий этап учебного процесса – обязательный экзамен.

Допуском к экзамену служат зачеты  по следующим темам:

№ п\п

Дата проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма проведения

1.

Ноябрь

Организационные основы деятельности вожатого

Устный опрос

2.

Март

Содержательные основы деятельности вожатого

Устный опрос

3.

Апрель

Основы оформительской работы

Изготовления макета отрядного уголка, объявления, медали

4.

Май

Игровая деятельность в лагере

Разработка конкурсно - игровой программы для детей младшего школьного возраста (тема по выбору учащегося)

5.

Май

Полученные в течении года по пройденной программе

Экзамен

Оценка «экзамен сдан» дает право на получение справки, подтверждающей, что учащийся прослушал курс учебных занятий по подготовке вожатых.

Учебно-тематический план.

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов, тем.

Всего часов

Количество часов.

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

Выездные (индивид.) учебные занятия

1.

Введение.

6 час

3 часа

3 часа

2.

Организационные основы деятельности вожатого.

57 час

36 часов

21 час

3.

Содержательные основы деятельности вожатого.

75 час

36 часов

39 часов

4.

Игровая деятельность в лагере.

24 час

6 часов

18 часов

6.

Оформительские умения в работе вожатого.

18 час

6 часов

12 часов

7.

Педпрактика.

27 час

3 часа

24 часа

8.

Заключение.

9 час

 

9 часов

ИТОГО:

216 ч.

90 часов

126 часов

Реферативное описание тем.

  1. Введение.

- Вводное занятие.

- Цели и задачи курса. (3ч.т.)

- Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии. (1,5ч. п.)

- Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности. (1,5ч. п.)

2. Организационные основы деятельности вожатого.

- Личность вожатого: характеристика личностных качеств вожатого, педагогическая этика, культура речи, культура поведения, «табу» вожатого.

- Принципы деятельности вожатого.

- Правила хорошей работы.

- Возрастные особенности детей.

- Что должен знать вожатый о своих воспитанниках?

- Решение педагогических ситуаций.

- Методика работы с группой, стили и методы управления.

- Методика конструирования и организации КТД, этапы КТД.

- Тренинг общения.

- Игры и упражнения на развитие воображения  и творческих способностей.

- Решение педагогических ситуаций.

  1. Содержательные основы деятельности вожатого.

- Схема работы лагерной смены. Периоды смены.

Организационный период: цель и задачи, знакомство, планирование.

План дня, план-сетка смены, основные дела, законы и традиции лагеря.

Основной период: цель и  задачи, основные дела.

Итоговый период: цель  и задачи, основные дела.

- Методика организации и анализа жизнедеятельности в отряде: анализ дня, анализ конфликтной ситуации, анализ дела, самоанализ.

- Организация похода и роль вожатого в его проведении.

- Охрана жизни и здоровья детей: предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей.

- Оказание первой медицинской помощи.

- Правила поведения в экстремальных ситуациях.

- Лидерство в детском коллективе. Особенности лидерства в детском коллективе.

- Игра как инструмент лидера. Игры на выявление детей с лидерской позицией.

  1. Игровая деятельность в лагере.

 - Классификация игр.

- Этапы организации игры.

- Подготовка, проведение, анализ.

- Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.

- Спортивные игры в лагере.

  1. Оформительские умения в работе вожатого.

- Шрифты (накладной, рубленый, курсив, анималистический).

     - Фон. Способы наложения фона.

- Стенная газета.

- Отрядный уголок.

- Визитка.

- Объявление.

- Изготовление призов.

- Бумажная пластика.

  1. Педпрактика.

- Разработка конкурсно - игровых программ.

- Проведение конкурсно - игровых программ.

- Оформление, призы.

- Анализ дела.

  1. Заключение.

- Пополнение «Банка игр»: игры на знакомство, игры на дискотеке, игры в ненастную погоду, игры с залом, подвижные игры.

Методические рекомендации.

        Особенности развития современного подростка и условия, в которых работает детский лагерь, общественное объединение, требуют от вожатых психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Занятия в «Школе вожатых» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

        Для проведения занятий желательно выбрать такое помещение, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), и работу в «кругу» и двигательные упражнения. Можно использовать актовый зал, проводить занятия во дворе.

        Для занятий необходимы: общая тетрадь, фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, краски, альбом, мяч.

        Программа «Вожатый» предусматривает прохождение учащимися обязательной педагогической практики по окончании первого учебного полугодия.  Педпрактика проходит на базе школ, клубов по месту жительства. При подготовке к педпрактике учащиеся делятся на подгруппы по 5-6 человек. Подгруппы, разрабатывают собственную программу прохождения практики и распределяют задания. В конце учебного года проводится экзамен по теории и практике изученного программного материала.

Рекомендуемая литература для педагогов:

  1. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. «Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе». – Педагогическое общество России, Москва, 2001г.
  2. Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина «Здравствуй наш лагерь!» - Педагогическое общество России, Москва, 2003г.
  3. В.Н. Торгашов. «Мы играем в детектив». – Педагогическое общество России, Москва, 2001г.
  4. В.Н. Торгашов «В эфире новости» - Педагогическое общество России, Москва, 2001г.
  5. Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. «Кипарис-2». – Педагогическое общество России, Москва, 2000г.
  6. Ю.Н. Григоренко «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – Педагогическое общество России, Москва 2003г.
  7. Л.ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин «Вожатый – старт в профессию». – Педагогическое общество России, Москва 2005г.
  8. Е.И. Чагина «Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей» - Издательский дом «Методист», Москва 2008г.
  9. И.О. Вагин «Как из мухи сделать слона». – «Рипол классик», Москва 2001г.
  10. А.И. Щебетенко «Психологические тесты для лидера». – Творческий центр, Москва 2005г.
  11. Том Вьюжек «Логические игры, тесты, упражнения». -  «ЭКСМО», Москва 2003г.
  12. Ю.Б. Гатанов «Курс развития творческого мышления». – ГМНПП «ИМАТОН», Санкт-Петербург, 2001г.
  13.  «Вожатый века» - Общественно педагогический журнал.

Рекомендуемая литература для учащихся.

  1. А.Н. Лутошкин.  «Как вести за собой» Москва Просвещение. – 1988г.
  2. «Вожатый века» - Общественно педагогический журнал.
  3. И.Ю. Кулагина «Возрастная психология» - Издательство РОУ Москва 1996г.
  4. Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей» - «Академия развития», Ярославль, 1996г.
  5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» - «Академия развития», Ярославль, 1997г.
  6. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Подвижные игры народов СССР» - Москва «Просвещение», 1989г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...