Главные вкладки

    Герб, Гимн и Флаг России
    классный час (5 класс) по теме

    Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного образования детей

    Детско-Юношеский Центр "Ровесник"

    Конспект  занятия

    " Герб, гимн, флаг России"

            возраст  детей 9-11 лет

    занятие в т/о "Мастерилка"

    в гр.3года обучения

     подготовила  педагог д/о

    Шнидорова Алла Юрьевна

            -Астрахань 2011год-

    Занятие "Герб, гимн, флаг России".

    Участники: учащиеся т/о(возраст  3-5кл.)

    Цели:

    1.Познакомить с историей создания гимна, герба и флага России.

    2.Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны.

    3.Содействовать развитию коллектива т/о.

    Оборудование:

    1. символы Российской Федерации
    2. плакат "Колесо истории"
    3. карточки-задания, жетоны
    4. магнитофон и аудиокассета с записью гимна Росии

    Ход занятия:

    1.Вступительное  слово педагога т/о:

          " В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки народов нашей страны. Ведь  страна- это не просто поле  или лес, города и сёла, где живут люди. Это - государство. А каждое государство обязано иметь гимн - главную песню страны, а еще  флаг и герб." Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только XX в. во всем мире установилась  обязательная  традиция- каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

          Они нужны , как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на  международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу , гимну - это  и отношение к самому  государству. А оно должно  быть уважительным не только к своему Отечеству.

          Оскорбление же государственных символов сродни  оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

            -1-

               Жители разных стран по праву гордятся  своими государственными  символами. Но важно не только знать как выглядит гимн, герб, флаг родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти  государственные символы и какой путь прошли сквозь века. Символы нашей Отчизны насчитывают  не одну  сотню лет.

             Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на "колесе   истории"  и поговорим о символике нашей  страны. Но в начале я хотела бы показать вам  прекрасную книгу Е.В. Пчёлова "Государственные символы России герб, флаг, гимн". Прочитав её, вы узнаете много  интересного о нашей родине. Книга эта про великую и прекрасную страну, и называется страна Россия. Россия - страна  большая, добрая и сильная. И очень красивая.

         Давайте же  начнём это путешествие и повернем наше  колесо истории. Вот и первая  остановка. Она   называется "Герб России".

     Экскурсовод1.

          Что же такое герб? Герб в переводе с немецкого  означает "наследство".

    Так уже в самом слове заложена одна из  важных черт герба- стабильность, постоянство. Герб позволяет узнавать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.

         Государственный герб страны  свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб - о принадлежности его   владельца к определенному сословию. Герб  может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить   средством удостоверения своего владельца(герб на печати к примеру). Поэтому как правило утверждается высшей властью.

    Экскурсовод2.

    Герб может считаться  только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение  двухглавого орла в качестве государственного символа России ведет  свой отсчёт  с конца 15в. С этого времени и началась  история российского государственного  герба.                                           -2-

           Герб всегда являлся символом  достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается за оскорбление. Это относится и к государственным, и к любым другим  гербам.

        Кому же могут принадлежать гербы? Государствам, городам, отдельным территориям, группам людей (корпорациям), родам. гербы государств сродни территориальным , но государственная  геральдика - особая область гербоведения.

          Так 12 декабря 1993 года в нашей стране была принята новая Конституция. Она  возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость её демократической основы, обозначила стремление её граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

         Одновременно началась разработка новых государственных символов России.

        В декабре 2000 года Государственная дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации -гербе, флаге и гимне. Таким образом, в  третье тысячелетие Россия вошла с новыми  государственными символами.

    Экскурсовод3.

          В ноябре 1990 г. комиссия которой предстояло разработать проект нового флага России, предложила  восстановить исторический российский флаг -бело-сине-красное полотнище.

          Вот описание нашего флага, закрепленное основным законом нашей страны - Конституцией:

         Государственный флаг Российской Федерации представляет  собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

         Расположение  полос на российском флаге отражает русские традиции. Красный цвет, цвет крови, как бы  обозначал земной мир, синий небесную

    -3-

    сферу, белый - божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси. Красный цвет т.ж. считался символом мужества. Голубой  цвет был символом богоматери. белый олицетворял мир, чистоту, благородство. В 19в.сочетание  трех цветов на российском флаге объясняли порой как символ союза трех восточнославянских народов русских(красный), украинцев(синий),белорусов(белый).

          Флаг свидетельствует о принадлежности к России, обозначает её территорию, подтверждает государственные функции тех органов, над зданиями которых он реет.

         Государственный флаг поднимают  так же во время  официальных церемоний и торжественных мероприятий. Ежедневно он взвивается на месте постоянного прибывания российских воинских частей.

       В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к верхней части древка черную  ленту. это  свидетельствует о скорби всего народа. Флаг  - наша святыня, и мы должны относится к нему с почитанием.

    Педагог т/о: Мы продолжаем наше путешествие на " колесе истории". Третья остановка. Она называется "Гимн России".

    Экскурсовод4.

             Гимн один  из символов страны. "Гимн" - слово греческого происхождения, оно означает "торжественную, хвалебную песнь."

             К вопросу о гимне  вернулись в 2000 году текст нового гимн принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р.1913г.) а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору и хоровому дирижеру  А. В. Алексанрову (1883-1946г.г.)

            Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой  в декабре 2000года.Так накануне нового года и нового века у России появился новый гимн. порядок официального использования государственного гимна установлен законом. Гимн должен использоваться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. он звучит  в особо торжественных случаях.

    -4-

          Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его

    исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные  отдают часть или салютуют оружием. А сейчас  мы с вами  тоже послушаем гимн нашей страны(звучит фонограмма Государственного гимна Российского Федерации)

    Россия- священная наша держава,

    Россия- любимая наша страна.

    Могучая воля, великая  слава-

    твое достояние на все  времена!

    Припев:

    Славься, Отечество наше свободное

    Братских народов союз вековой,

    Предками  данная мудрость  народная!

    Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

    От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты  такая -

    Хранимая Богом родная земля!

    Припев:

    Славься, Отечество наше свободное

    Братских народов союз вековой,

    Предками  данная мудрость  народная!

    Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

    -5-

    Широкий простор  для  мечты  и для жизни

    Грядущие нам открывают года.

    Нам силу дает наша верность Отчизне.

    Так было, так есть и так будет всегда!

    Припев:

    Славься, Отечество наше свободное

    Братских народов союз вековой,

    Предками  данная мудрость  народная!

    Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

       В  международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение.

    Педагог т/о: - Вот мы и провели небольшой экскурс на "колесе истории".Вот четвертая остановка. она называется"Познавайка".

    Экскурсовод5.

    Задание 1. Сейчас  вы разделитесь на две команды. Из текста предложенного вам в конвертах,  восстановим текст гимна Российской Федерации. За правильное составление текста 1б. за скорость дополнительный бал. вашу работу оценит жюри из наших экскурсоводов. время  дается 2 мин. (Учащиеся разделены на две команды и выполняют данное задание педагога. за правильное задания  выдаются жетоны.)

    Подведение итогов...

            -6-

    Задание 2.

            Зная основные правила создания герба, давайте мы с вами  придумаем герб нашего т/о и нашего родного посёлка. Перед вами рисунки, которые можно использовать для работы над созданием герба нашего родного поселка. за правильное составление -1б. За  скорость дополнительный бал. Вашу работу  оценит жюри из наших экскурсоводов. Время дается 5-7 мин.(Учащиеся разделены на две команды и выполняют данное задание педагога. за правильное задания  выдаются жетоны.)

    Подведение итогов...

    Педагог т/о: 

    - Подведем итоги нашего путешествия

    на "колесе истории". мы граждане

     своей страны должны знать  истории  

    своего государства и его символики. Наше

     сегодняшнее занятие как раз

     мы и посвятили этой теме.

    И на последок я попрошу вас ответить на несколько вопросов:

    1.Понравилось  ли вам  сегодняшнее занятие?

    2.Что запомнилось вам больше всего?

    3. О  чем вы хотели узнать ещё на занятиях нашего т/о?

    Литература:

    1.Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В., " Методическое пособие к учебнику Граждановедение 5кл., Москва., "Дрофа ", 2001г.

    -7-

    2.Е.В.Пчёлов "Государственные символы России Герб, флаг. гимн.".,Москва.,"Русское слово"., 2002г.

    3.Конституция Российской Федерации.,1993г.

    4.Петрова Н.Ю.Игра"Герб, флаг и гимн России"., ( из книги "Классные дела. Методические  разработки в классе"., под редакцией Е.В.Степановой, М.А.Александровой. Творческий центр "Сфера"., Москва.,2004г.)

            

    -8-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Под флагом,с гербом,гимном достойный путь вершим!"

    Внеклассное мероприятие по физической культуре,приуроченное ко Дню Независимости Казахстана....

    Устный журнал "Флаг. Герб.Гимн."

    Устный журнал на тему государственной символики России проводится старшеклассниками для младших классов. Коллективно-творческое дело....

    Герб, Гимн и Флаг России

    Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу....

    Урок – гражданственности. «Символы России: герб, гимн, флаг»

    Целью урока -гражданственности является формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам....

    Гимн, герб и флаг России

    Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества....

    Конспекты уроков «Гимн и флаг России»

    Конспекты уроков «Гимн и флаг России»...

    Викторина «патриоты России» по теме: «История гимна, герба и флага России»

    Цель проведения данного мероприятия состоит в  воспитании у детей уважительного отношения к государственной символике, истории своей страны и своего народа, привитии нравственных ценностей (любов...