Герб, Гимн и Флаг России
классный час (5 класс) по теме

Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного образования детей

Детско-Юношеский Центр "Ровесник"

Конспект  занятия

" Герб, гимн, флаг России"

        возраст  детей 9-11 лет

занятие в т/о "Мастерилка"

в гр.3года обучения

 подготовила  педагог д/о

Шнидорова Алла Юрьевна

        -Астрахань 2011год-

Занятие "Герб, гимн, флаг России".

Участники: учащиеся т/о(возраст  3-5кл.)

Цели:

1.Познакомить с историей создания гимна, герба и флага России.

2.Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны.

3.Содействовать развитию коллектива т/о.

Оборудование:

  1. символы Российской Федерации
  2. плакат "Колесо истории"
  3. карточки-задания, жетоны
  4. магнитофон и аудиокассета с записью гимна Росии

Ход занятия:

1.Вступительное  слово педагога т/о:

      " В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки народов нашей страны. Ведь  страна- это не просто поле  или лес, города и сёла, где живут люди. Это - государство. А каждое государство обязано иметь гимн - главную песню страны, а еще  флаг и герб." Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только XX в. во всем мире установилась  обязательная  традиция- каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

      Они нужны , как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на  международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу , гимну - это  и отношение к самому  государству. А оно должно  быть уважительным не только к своему Отечеству.

      Оскорбление же государственных символов сродни  оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

        -1-

           Жители разных стран по праву гордятся  своими государственными  символами. Но важно не только знать как выглядит гимн, герб, флаг родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти  государственные символы и какой путь прошли сквозь века. Символы нашей Отчизны насчитывают  не одну  сотню лет.

         Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на "колесе   истории"  и поговорим о символике нашей  страны. Но в начале я хотела бы показать вам  прекрасную книгу Е.В. Пчёлова "Государственные символы России герб, флаг, гимн". Прочитав её, вы узнаете много  интересного о нашей родине. Книга эта про великую и прекрасную страну, и называется страна Россия. Россия - страна  большая, добрая и сильная. И очень красивая.

     Давайте же  начнём это путешествие и повернем наше  колесо истории. Вот и первая  остановка. Она   называется "Герб России".

 Экскурсовод1.

      Что же такое герб? Герб в переводе с немецкого  означает "наследство".

Так уже в самом слове заложена одна из  важных черт герба- стабильность, постоянство. Герб позволяет узнавать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.

     Государственный герб страны  свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб - о принадлежности его   владельца к определенному сословию. Герб  может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить   средством удостоверения своего владельца(герб на печати к примеру). Поэтому как правило утверждается высшей властью.

Экскурсовод2.

Герб может считаться  только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение  двухглавого орла в качестве государственного символа России ведет  свой отсчёт  с конца 15в. С этого времени и началась  история российского государственного  герба.                                           -2-

       Герб всегда являлся символом  достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается за оскорбление. Это относится и к государственным, и к любым другим  гербам.

    Кому же могут принадлежать гербы? Государствам, городам, отдельным территориям, группам людей (корпорациям), родам. гербы государств сродни территориальным , но государственная  геральдика - особая область гербоведения.

      Так 12 декабря 1993 года в нашей стране была принята новая Конституция. Она  возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость её демократической основы, обозначила стремление её граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

     Одновременно началась разработка новых государственных символов России.

    В декабре 2000 года Государственная дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации -гербе, флаге и гимне. Таким образом, в  третье тысячелетие Россия вошла с новыми  государственными символами.

Экскурсовод3.

      В ноябре 1990 г. комиссия которой предстояло разработать проект нового флага России, предложила  восстановить исторический российский флаг -бело-сине-красное полотнище.

      Вот описание нашего флага, закрепленное основным законом нашей страны - Конституцией:

     Государственный флаг Российской Федерации представляет  собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

     Расположение  полос на российском флаге отражает русские традиции. Красный цвет, цвет крови, как бы  обозначал земной мир, синий небесную

-3-

сферу, белый - божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси. Красный цвет т.ж. считался символом мужества. Голубой  цвет был символом богоматери. белый олицетворял мир, чистоту, благородство. В 19в.сочетание  трех цветов на российском флаге объясняли порой как символ союза трех восточнославянских народов русских(красный), украинцев(синий),белорусов(белый).

      Флаг свидетельствует о принадлежности к России, обозначает её территорию, подтверждает государственные функции тех органов, над зданиями которых он реет.

     Государственный флаг поднимают  так же во время  официальных церемоний и торжественных мероприятий. Ежедневно он взвивается на месте постоянного прибывания российских воинских частей.

   В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к верхней части древка черную  ленту. это  свидетельствует о скорби всего народа. Флаг  - наша святыня, и мы должны относится к нему с почитанием.

Педагог т/о: Мы продолжаем наше путешествие на " колесе истории". Третья остановка. Она называется "Гимн России".

Экскурсовод4.

         Гимн один  из символов страны. "Гимн" - слово греческого происхождения, оно означает "торжественную, хвалебную песнь."

         К вопросу о гимне  вернулись в 2000 году текст нового гимн принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р.1913г.) а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору и хоровому дирижеру  А. В. Алексанрову (1883-1946г.г.)

        Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой  в декабре 2000года.Так накануне нового года и нового века у России появился новый гимн. порядок официального использования государственного гимна установлен законом. Гимн должен использоваться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. он звучит  в особо торжественных случаях.

-4-

      Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его

исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные  отдают часть или салютуют оружием. А сейчас  мы с вами  тоже послушаем гимн нашей страны(звучит фонограмма Государственного гимна Российского Федерации)

Россия- священная наша держава,

Россия- любимая наша страна.

Могучая воля, великая  слава-

твое достояние на все  времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой,

Предками  данная мудрость  народная!

Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты  такая -

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой,

Предками  данная мудрость  народная!

Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

-5-

Широкий простор  для  мечты  и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой,

Предками  данная мудрость  народная!

Славься , страна! Мы гордимся  тобой!

   В  международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение.

Педагог т/о: - Вот мы и провели небольшой экскурс на "колесе истории".Вот четвертая остановка. она называется"Познавайка".

Экскурсовод5.

Задание 1. Сейчас  вы разделитесь на две команды. Из текста предложенного вам в конвертах,  восстановим текст гимна Российской Федерации. За правильное составление текста 1б. за скорость дополнительный бал. вашу работу оценит жюри из наших экскурсоводов. время  дается 2 мин. (Учащиеся разделены на две команды и выполняют данное задание педагога. за правильное задания  выдаются жетоны.)

Подведение итогов...

        -6-

Задание 2.

        Зная основные правила создания герба, давайте мы с вами  придумаем герб нашего т/о и нашего родного посёлка. Перед вами рисунки, которые можно использовать для работы над созданием герба нашего родного поселка. за правильное составление -1б. За  скорость дополнительный бал. Вашу работу  оценит жюри из наших экскурсоводов. Время дается 5-7 мин.(Учащиеся разделены на две команды и выполняют данное задание педагога. за правильное задания  выдаются жетоны.)

Подведение итогов...

Педагог т/о: 

- Подведем итоги нашего путешествия

на "колесе истории". мы граждане

 своей страны должны знать  истории  

своего государства и его символики. Наше

 сегодняшнее занятие как раз

 мы и посвятили этой теме.

И на последок я попрошу вас ответить на несколько вопросов:

1.Понравилось  ли вам  сегодняшнее занятие?

2.Что запомнилось вам больше всего?

3. О  чем вы хотели узнать ещё на занятиях нашего т/о?

Литература:

1.Белова Л.К., Попова Е.В., Соколов Я.В., " Методическое пособие к учебнику Граждановедение 5кл., Москва., "Дрофа ", 2001г.

-7-

2.Е.В.Пчёлов "Государственные символы России Герб, флаг. гимн.".,Москва.,"Русское слово"., 2002г.

3.Конституция Российской Федерации.,1993г.

4.Петрова Н.Ю.Игра"Герб, флаг и гимн России"., ( из книги "Классные дела. Методические  разработки в классе"., под редакцией Е.В.Степановой, М.А.Александровой. Творческий центр "Сфера"., Москва.,2004г.)

        

-8-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Под флагом,с гербом,гимном достойный путь вершим!"

Внеклассное мероприятие по физической культуре,приуроченное ко Дню Независимости Казахстана....

Герб, Гимн и Флаг России

Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу....

Урок – гражданственности. «Символы России: герб, гимн, флаг»

Целью урока -гражданственности является формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам....

Гимн, герб и флаг России

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества....

Конспекты уроков «Гимн и флаг России»

Конспекты уроков «Гимн и флаг России»...

Викторина «патриоты России» по теме: «История гимна, герба и флага России»

Цель проведения данного мероприятия состоит в  воспитании у детей уважительного отношения к государственной символике, истории своей страны и своего народа, привитии нравственных ценностей (любов...

ГЕРБ, ГИМН, И ФЛАГ

Презинтация по теме история...