Конспекты уроков «Гимн и флаг России»
статья на тему

Конспекты уроков «Гимн и флаг России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_grazhdansko-patriot.vospitaniyu.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся

«Гимн России»                                         

                                             

Тематическое планирование урока

Тема занятия

Содержание занятия

1

 История создания гимна России (беседа)

  • Гимн как один из атрибутов суверенного государства.
  • Что выражают текст и музыка гимна

 

  • Когда и при каких обстоятельствах исполняется гимн Российской Федерации

 

  • Правила поведения ири исполнении гимна.
  • Краткая история Государственных гимнов России.
  • ‘ Музыка гимна: история появления, автор, особенности исполнения.
  • Текст гимна: первоначальный вариант и современные изменения.
  • Автор и история текста.
  • Смысл и интерпретация текста,

              от советского гимна к российскому

2

Блиц-турнир

Цель :  стимулировать интерес учащихся к познанию истории своей страны.

  • усвоение знаний  истории создания гимна России.

3

Творческое задание

 Сочинить текст гимна школы ( класса)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Беседа  «История создания гимна России»

Задачи:

  • Приобщение учащихся к культурному наследию страны.
  • Развитие навыков аналитической деятельности.

 Наглядные  пособия: текст гимна Российской Федерации, тексты гимнов СССР в редакции 1943 и 1970 годов; ноты гимна Музыкальной редакции 2000 года.

     Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. до этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом военными маршами. Уже в конце царетвования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна “Боже, храни короля”.

    В конце 18 века с ней начинает конкурировать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского “Славься”, и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая 1.

В ходе своеобразного конкурса  лучший гимн, Михаил Глинка, например, который был директором Придворной императорской певческой капеллы, т.е. главным официальным музыкантом России, предлагал два варианта. Сначала он предлагал, чтобы государственным гимном России был заключительный хор из его оперы “Жизнь за царя”, некоторое время называвшейся “Иван Сусанин”. Второй вариант -- “Патриотическая песня” на стихи В.А.Жуковского. Оба варианта не понравились Николаю 1. За образец взяли английский гимн, и в 1834 г. был утвержден вариант Алексея Львова — калька с британской державной мелодии.

  Данный гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна использовали мелодию “Марсельезы”, главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие не перевод, но  не менее революционные: “Отречемся от старого мира”.

Эта песня оставалась российским гимном и в первые месяцы советской власти. На смену ей пришел “Интернационал”, использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1 января 1944 года когда прозвучал гимн А.В. Александрова на стихи Михалкова и Г. Эль-Регистана, мелодия которого появилась еще в 1936 году как “Гимн партии большевиков”, В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия.

После ХХ съезда КПСС текст, содержащий несколько упоминаний Сталина, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн “песней без слов”. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов, утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР. ( Гимн СССР).

Сравнивая текст гимнов после редакции, обнаруживается влияние исторической эпохи на содержание: первый гимн больше военный, а второй идеологический.

В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном является мелодия, созданная на основе “Патриотической песни”.

Весной 1999 года был принят в первом чтении проект закона “О государственном гимне РФ”, который был в целом принят думой 8 декабря 2000 года.

20 декабря 2000 года мелодия Александрова вновь стала гимном Российской Федерации, после того как законы о государственной символике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом.

30 декабря президент Путин утвердил текст Государственного гимна России. Стихи вновь написал Сергей Михалков. Общаясь с журналистами, он утверждал, что искренне стремился сочинить “гимн православной страны”, потому что человек он верующий и “всегда был верующим”. Поэтому одна из строф выглядит так:

“Хранимая Богом Родная земля...”. “То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу”- сказал Михалков.

Первое официальное исполнение Государственного гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце. А для всех россиян он впервые был исполнен в новогоднюю ночь 1 января 2001 года.

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Подробнее с описанием и правилами использования гимна можно познакомиться в Федеральном конституционном законе “О Государственном гимне Российской Федерации” (с изменениями от 22 марта 2001 года) .

Блиц-турнир

Задачи:

Расширить кругозор учащихся по знанию государственной символики.

Стимулировать интерес учащихся к познанию истории своей страны.

В блиц-турнире принимают участие игровые группы по 5-7 человек. С помощью ответов и вопросов проясняются и усваиваются знания по истории создания гимна России. Каждая команда заранее подготавливает серию вопросов и ответов (не менее 10). Вопросы задаются представителем группы. Учитель выступает в роли судьи, оценивающего быстроту и правильность ответов. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает 1 балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Перечень вопросов

1. Что такое гимн? (Торжественная песнь)

2. Кто был автором слов первого официального гимна России «Молитва русских»? (в.А. Жуковский)

3. Кто явился автором дополнительных куплетов к первому официальному гимну России «Молитва русских»? (А.С. Пушкин)

4. Какими словами начинался второй официальный гимн России? («Боже, царя храни!»)

5. Кто автор второго официального гимна России? (А.Ф. Львов)

б. Какой известный международный гимн с 1918 по 1943 годы являлся национальным гимном России? (Интернационал)

7. Назовите авторов первого Государственного гимна СССР? (муз.А.В.Александрова, и  СВ. Михалкова и Г. Эль-Регистана)

8. Когда прозвучал впервые гимн СССР? (1 января 1944 года)

9. Кто автор музыки «Патриотической песни», являющейся гимном России с 1993 по 1999 годы? (М. И. Глинка)

10. В каком документе законодательно утвержден текст гимна России? (В Федеральном конституционном законе “О Государственном гимне Российской Федерации”)

Домашнее задание творческое . Сочинить текст гимна школы, класса.

Конспект урока по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся

«Флаг России»                                       

                                             

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

1

История появления флага России

( беседа)

  • Когда и при каких обстоятельствах по-

               явился флаг в известном нам виде.

  • Цвета флага и их значение.
  • Государственный флаг как символ суверенитета государства.
  • Российские воинские знамена, Андреевский флаг.
  • Их значение и история появления.
  • Где и когда постоянно установлен или

               может быть поднят Государственный флаг Российской

               Федерации                              

  • Размещение изображений флага: перечень случаев и правила использования.
  • Использование флага и обращение сним в ходе различных официальных, в т.ч. праздничных, церемоний.

2

Викторина

Цель занятия проверить и закрепить полученные знания по двум основным темам:

  • «Использование флага Российской Федерации»
  • «История появления флага Российской Федерации».

3

Творческое задание « Расшифруй»

Работа с карточками и пазлами:

  • Расшифровка цветовой гаммы флагов России и других стран

Конспект занятия

 Беседа «История появления флага России»

Задачи:

Знакомство с историей происхождения российского флага.

Воспитание уважительного отношения к государственному флагу.

Наглядные пособия: изображения флага Российской Федерации, СССР, Андреевского флага.

Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 году (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра 1 был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий — цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый цвет свободы и независимости. Существует и еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый -- цвет Белой Руси (Белоруссии), синий — Малороссии (Украины), красный — Великороссии.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает Мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет симнолизирует энсргию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Рассказывая о флагах России, особо хочется выделить историю Андреевского флага, являющегося главным корабельным кормовым флагом Российского Флота и почитавшегося, как и государственный. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, образующими наклонный крест, который называется Андреевским. Этот крест и дал имя флагу.

Символика Андреевского флага уходит корнями в глубокую древность. Апостол Андрей был братом Апостола Петра — Петра-хранителя. Царь Петр 1 считал его также своим божественным покровителем. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, чтообусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кто был призван к себе Христом, вот почему он был назван Первозванным. Согласно Библейской легенде, Апостол Андрей также является покровителем земель, заселенных славянами. Посетив Киев и Новгород, он оставил наперсные кресты. После этого он побывал и в расположенном рядом Волхове, где также оставил наперсный крест (теперь это — деревня Грузино, где был построен храм Андрея Первозванного). Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своем путешествии и принятия мученической смерти на кресте.

В 1698 году Петром 1 был учрежден первый в России орден — орден Святого Андрея Первозванного - для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды, в розетке покрытой красной эмалью и золотыми полосками в виде сияния, - двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди орла косой синий крест.

Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра 1 его отцу — царю Алексею Михайловичу, который впервые учредил специальный флаг для первого военного Российского судна - трехмачтового галиота

Став царем, Петр 1 уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью “белый’, “синий” на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг “Московии”. С 1692 по 1712 Петр 1 нарисовал еще 8 проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) визаключительная  версия была так описана Петром 1: « Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он”. В такой форме Апдреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В субботу, 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

В годы революции (1917 г.) в противовес царской символике стал использоваться красный цвет, принятый социалистическими партиями еще в 1870 г. Он станет государственным символом Советской России - СССР вплоть до конца его существования. Под красным знаменем была выиграна Великая Отечественная Война.

Современный Государственный флаг Российской Федерации -точная копия кормового флага, который с 1700 по 1845  поднимался на грузовых судах флота и назывался провиантским”, с 1705 по 1917 этот флаг носили торговые суда. В 1883 он стал государственным флагом России.

Особенности использования флага государства подробно прописаны в Федеральном конституционном законе Государственном флаге Российской Федерации” .

Викторина

Задачи:

Проверить и закрепить полученные знания по истории появления и использованию флага Российской Федерации.

Цель викторины: набрать как можно больше очков. Очки начисляются за правильные ответы на вопросы. За каждый правильный ответ начисляется 1 очко. При равном количестве очков более высокая позиция у того, кто ответил раньше. Три игрока, набравшие наибольшее количество очков в течение викторины, объявляются победителями. Вопросы выбираются случайно. Время на принятие решения об ответе ограничено и составляет 10 секунд.

Количество вопросов в викторине может быть разное.

При подготовке вопросов используются различные источники. Среди них: справочники, словари, учебники, Интернет и пр.

 Перечень вопросов для викторины:

1 Что такое флаг? (Символ или знак, сделанный из ткани)

2. Во времена правления какого царя появился триколор? (Алексея Михайловича, отца Петра Первого)

3. Что означает каждый цвет на флаге России? (Белая полоса- свобода, откровенность, благородство; синяя -Богородица, верность, честность; красная -державность, мужество, смелость, любовь)

4. Как называется военно-морской флаг России? (Андреевский флаг)

5. Что стали означать цвета триколора в конце 19  века? (Единство трех народов: великороссов, малороссов в белорусов)

6. Какие цвета флага Российской империи были до 1896 года? (Черный, желтый, белый)

7. Как назывался проект флага, придуманного Петром 1 и включенного в международные атласы? (Флаг Московии)

8. С 1918 по 1991 год официальным флагом России был красный стяг. Какой государственный символ сохранил идею красного цвета? (Знамя Победы)

9. В каком году впервые бело-сине-красный флаг стал приниматься как государственный флаг России? (20 ноября 1705 года. В этот день Петр Первый передал флаг торговому флоту)

10. Где и когда описан современный флаг России в порядок

его официального использования? (В Федеральном конституцион

ном законе о Государственном флаге Российской Федерации” от

25 декабря 2000 г.)

Творческое задание «Расшифруй»

Задача:

Развивать коммуникативные навыки.

Стимулировать познавательную активность учащихся.

         Класс делится на две команды. Одной команде выдаются карточки с расшифровкой геральдических цветов. другой — карточки разного цвета. Задача учащихся найти пару на соответствие цвета и расшифровки. Предложить для расшифровки флаг России и других государств.
        Можно вместо карточек изготовить пазлы-  сложнее и увлекательнее. В этом случае, несколько групп учащихся не обмениваясь информацией, рисуют флаги различных государств, и, прежде всего России. Нарезают их самыми разнообразными формами. Затем обмениваются пазлами и по команде учителя, группы стартуют. Задание за определенное количество времени собрать, угадать и расшифровать картинку-флаг.

Домашнее задание: Изучить флаги разных  государств

 

 

                                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герб, Гимн и Флаг России

Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу....

Герб, Гимн и Флаг России

Данное занятие  можно использовать  на внеклассном мероприятии, посвященному  главным атрибутам нашей Родины: гербу, гимну  и флагу....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Конспект урока "История Американского флага"-9 класс

Конспект урока в 9 классе автор Кауфман "История американского флага"...

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС.

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС....