Педагогический совет "Жестокое обращение с детьми"
методическая разработка по теме

Кривченко Ольга Николаевна

Жестокое отношение к ребенку означает: что физическому или психическому здоровью, благополучию ребенка наносится ущерб. Четкого, однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет. Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д., проявления жестокости могут быть разными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

                         тема  педсовета:

……Жизнь не проста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь.  В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека.  И жизнь страны.          (А. Лиханов.)

    Жестокое обращение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребенка наносится ущерб. Четкого, однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет.  Это понятие чаще используют юристы, медики, философы, социологи, педагоги.

    В психологии более частое применение находят синонимы термина «жестокость» - «агрессия», «деспотизм». 

    В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»:  немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

    Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

  1. преднамеренными или импульсивными,
  2. сознательными или неосознанными.

    Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

  1. вид поведения, приносящий вред другому существу
  2. намерение с целью нанесения вреда
  3. демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

    Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более  что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

психологическая сущность жестокости:

  1. насилие над потребностями
  2. намерениями
  3. чувствами
  4. установками человека (особенно ребенка)
  5. унижение ребенка и принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

    Однако если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивается с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей и других лиц.      

преступления совершаемые подростками:

  1. несовершеннолетние стали очень жестоки: у подростков закончилась водка. недолго думая, они решили пойти к компьютерному клубу «настрелять» денег. увидели рядом с помещением трех мальчишек младшего возраста, подошли. но у тех денег не оказалось. тогда подвыпившие подостки приказали одному из мальчишек идти в клуб и насобирать на водку. когда тот отказался, они отвели его в сторону и начали избивать. били долго. изрядно подустав, начали снимать с него ботинки. тот опомнился и сумел каким-то образом убежать. преступников поймали. они осуждены за разбойное нападение.
  2. девочки не отстают от мальчишек. выясняя отношения, вполне могут пустить в ход кулаки, а то и что-нибудь посущественней. две подружки решили раздобыть денег и выбрали в жертву свою одноклассницу. вымогая 5 000 рублей, они жестоко ее избили. девочка попала в больницу. когда преступниц допрашивали, у них небыло ни капли раскаяния. а одна из них даже заявила: «выйду из колонии – еще раз ее изобью».

    Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива.   Те или иные формы ее характерны для большинства школьников.   У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения сохраняется, развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.  Агрессивный ребенок приносит массу проблем  не только окружающим, но и самому себе.   Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Факторы уровня агрессивного поведения у детей:

Среди факторов ученые выделяют:

  1. особенности семейного воспитания.
  2. примеры агрессивного поведения (которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников).
  3. эмоциональное напряжение и фрустации (разочарования, расстройства, срывы).

    Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивные дети.

    Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

    Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей? Разумеется, сопоставив их с теми же характеристиками школьников, которые не проявляют склонности и агрессии.

Формы агрессивного поведения:

В психологии принято выделять:

  1. вербальную
  2. физическую  агрессию.

Каждая  из которых может иметь:

  1. прямые и косвенные формы.

вербальная агрессия:

  1. косвенная вербальная агрессия –

Направлена на обвинение или угрозы сверстнику.   Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Петя меня ударил», «А Вася не хочет мыть доску» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит  в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

  1. Прямая вербальная агрессия –

Представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда-корябида», «Поросенок», «Жора-обжора»); оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Дебил»).

физическая агрессия:

  1.  косвенная физическая агрессия –

Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого ( ребенок ломает постройку из конструктора другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается. Видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку. С удовлетворением наблюдая ужас и слезы ее владельца).

  1. Прямая физическая агрессия –

Представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы –

  1. символическую
  2. реальную агрессию.

символическая агрессия – представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его).

реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение (драка с кулаками, царапание, хватание за волосы, применение в драке различных предметов папа дающих под руки).

    Наиболее часто, у большинства детей наблюдаются все виды агрессий вместе, т.е. один вид агрессии следом сменяет другую.

    Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям.

Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы можем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию.

ситуации, провоцирующие агрессивность:

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:

  1. желание привлечь к себе внимание сверстников –

(мальчик вырывает учебник у девочки, разбрасывает вещи и начинает громко кричать, чем, естественно, привлекает к себе внимание).

  1. ущемление достоинств другого тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство –

(заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него в дневнике стоит «3» по контрольной работе, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо,  ты все равно слабее чем я»).

  1. стремление защититься и отомстить –

(в ответ на «нападение» или насильственное изъятие учебника следует яркая вспышка агрессии).

  1. стремление быть главным –

(после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену).

  1. стремление получить желанный предмет –

(прямое насилие над сверстником из-за учебника).

    Как можно понять, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. Из этого вытекает вывод: в большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому.

- Не исключена, например, такая ситуация, когда мальчик толкает девочку в бассейн и смеется, видя ее слезы.

- Или другая картина: девочка прячет тапочки подруги и с  удовольствием наблюдает за ее переживаниями.

    У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель.  О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

склонности к агрессии: психологические особенности.

    Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства школьников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется:

  1. в высокой частоте действий – в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых – причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного.
  2. В преобладании физического насилия – у большинства школьников чаще всего наблюдается вербальная агрессия.
  3. В действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.

   Эти признаки дают нам возможность выделить группу повышенной агрессивности.  Обычно от общего количества детей их число составляет 15-30% .  среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.  Однако не ясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.

    Агрессивный ребенок  враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это:

  1. в представлении о своей недооцененностисо стороны сверстников.
  2. в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций.
  3. в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.

О чем это говорит?  Главные проблемы агрессивных детей, причем не однородные. Лежат в сфере отношений со сверстниками.

Индивидуальные варианты детской агрессивности.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Различаются они:

  1. внешним поведенческим поведением

(частота и степень жестокости действий).

  1. Психологическими характеристикам

(уровень интеллекта, произвольность).

  1. Уровнем развития игровой деятельности.
  2. Социальным статусом в группе сверстников.

- первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников.  

Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны, и не отличаются особой жестокостью.  Этот вариант агрессивности можно назвать – импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

- Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведении я в общении со сверстниками.  Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем. Не отличается особой жестокостью. Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей.  Основная из цель – избежать негативной оценки взрослого («Он  первый начал», «Он сам лезет, я не виноват»). В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным, нормальным, и единственно возможным средством для достижения цели.  Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.  

- В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для самих.  Они используют удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.   Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию. Причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины  ребенок может толкнуть с лестницы и спокойно, улыбаясь наблюдать, как жертва кричит и плачет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

    Для  детей  всех этих групп  имеется общее свойство – невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.

    Все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь; реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудачи, протест против достижений).

    Однако не будем воспринимать изложенный материал в черном свете, приведенные примеры дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Они должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Эта основная задача падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное – помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

 я в своей родной квартире

как на службе строевой

командир на командире, я один здесь рядовой.

всем я должен подчиняться по приказу одеваться,

по приказу умываться,

ровно заправлять постель,

по команде есть, садиться,

по режиму спать ложиться,

по будильнику вставать.

теперь вам ясно, почему начал огрызаться: конец терпенью моему

де-мо-би-ли-за-ци-я.

    Что  произошло с нашими детьми, почему они стали такими жестокими, двуличными, бездушными? Очень тревожит сегодня дефицит чувств, черствость взаимоотношений между друзьями, знакомыми, учителями, родителями и детьми, бездушие молодежи, отсутствие у нее сострадания, уважения к взрослым и пожилым людям.

    Общество с тревогой воспринимает все нарастающее потребление молодежью дешевых суррогатов от искусства, отсутствие у нее интереса к чтению, утрату у нее культурного иммунитета.

    Кто в этом виноват? Школа? Педагогическая наука? Общество? Можно ли приостановить падение нравов нашей молодежи?

    Чтобы ответить на эти вопросы, нужно, прежде всего, пристальнее вглядеться в жизнь, увлечения несовершеннолетних, глубоко разобраться  в причинах, способствующих появлению негативных явлений в их среде. Лишь совместными усилиями всего общества можно удержать наших детей от падения в пропасть.

    Необходим поворот всего общества к человеку не на словах, а на деле, возрождение культа семьи.

    Решающая роль в этой миссии спасения все же должна принадлежать семье и школе, ибо именно они стоят ближе всех к школьникам, к истокам зарождающейся трагедии,  а следовательно, раньше всех должны заметить и предотвратить надвигающееся несчастье.

    Окружающийся нас мир жесток.  Жалость, сострадание, понимание, милосердие отошли куда-то на задний план, а то и вовсе исчезли, и взамен мы, как паутиной, опутаны бездуховностью и жестокостью.

    Следует отметить, что наши дети не готовы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитета, стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. Иногда первое серьезное нравственное испытание кончается для них трагически. Подростки глотают таблетки, бросаются под колеса, режут вены, вешаются, выбрасываются из окон.

суицид.

    Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.  Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл

    Почему у молодых людей возникает такое желание расстаться с жизнью? Среди причин были названы -

  1. конфликты в семье – 29%  опрошенных
  2. плохие отношения со сверстниками – 11,3%
  3. частые депрессии – 18%
  4. тяжелое материальное положение – 5%
  5. проблемы, связанные с учебой – 11%
  6. безвыходная ситуация – 8,7%
  7. другое – 13% (Среди других причин были названы: заблуждение, страх, неуверенность в себе, одиночество).

    Что можно порекомендовать родителям? Прежде всего, им необходимо помнить, что только у них ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Он (ребенок) должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл, его семья. Где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка. не надо пытаться руководить подростком, как маленьким ребенком, осуждать его действия, насмехаться над ним и т.п.

    Другим защитником ребенка может стать школа. Однако у школы другие задачи.  Она должна помочь молодому человеку самоопределиться, найти свое место в мире.

 Медики и психиатры отмечают, что дети при этом зачастую не ждут смерти. Им просто, во что бы то ни стало, любой ценой, хочется достучаться до сердца взрослых, добиться их понимания и участия. Даже в предсмертной агонии они верят, что им помогут. Но… По статистике из шестерых, пытающихся покончить жизнь самоубийством, спасают только двоих.

    Чаще всего школьников доводят до самоубийства ошибки в семейном и школьном  воспитании. Взрослым проще потребовать, чем убедить, приказать, чем объяснить.  Однако постоянный нажим порождает ответный протест, противодействие.  Обиженный и оскорбленный учителем, не понятый, отвергнутый родителями, ребенок остается в одиночестве.  Безразличие и бездушие взрослых толкает его к самоубийству. Укором веет от предсмертных записок, переворачивающих душу:

- «Радуйся, мамуля,  ты своего добилась. я развязал тебе руки. теперь ты можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. вдвоем с о мной тебе было скучно. мешать больше не буду. желаю счастья. твой сын».

- «Во всем виновата учительница. Я ее ненавижу.  Она отвратительный человек. Злая, гадкая.  Не хочу больше видеть ее и терпеть унижения».

-Вот строки письма 17-летней девушки об ушедшей из жизни ее несовершеннолетней подруге:

«Наташу с малышом выписали из роддома.  (Мама приехала через 10 дней.) она увидела дочь после полугодовой разлуки и, не сказав ни слова, звонко ударила ее по лицу. Потом завернула малыша, взяла его и сказала: «Забудь навсегда, что у тебя была мать и сын». И ушла.  И больше ни когда не вернулась.  Но это было только начало Наташиных бед.  На следующий день она была отчислена из училища за аморальное поведение. Место в общежитии приказали освободить в кратчайший срок.  И Наташа его освободила. Перед сном она выпила горсть каких-то таблеток (после нашли упаковку) и… все».

Из этого следует,  что учителя, родители что-то проглядели:

  1. не заметили болезненный упадок настроения и не посоветовались об этом с психиатром
  2. не поговорили вовремя с ребенком  
  3. не погасили в нем чувство отчаяния или раздражения
  4. не вызвали у него ощущение жизненной перспективы  
  5. не дали своевременный совет  
  6. не улыбнулись,  либо не посочувствовали тогда, когда ребенку было это нужно  
  7. не воспитали у него уважения к жизни;  не показали, что нужно бороться за нее  
  8. не выработали у  маленького человека мужественное, стойкое отношение к неминуемым трудностям и неудачам.

«Не нужен клад, когда в семье лад», - гласит народная пословица. Замечательно когда в семье между взрослыми и детьми – любовь, уважение и благодарность».

                                       

Дорогие мои дети!

Очень трудно жить на свете!

Всюду папы или мамы

Непослушны и упрямы.

Ходят бабушки и деды

И рычат, как людоеды.

И куда вы не пойдете –

Всюду дяди или тети.

    Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

    При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или. По крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

        Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

    Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).  Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

    Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

наиболее типичные причины жестокости родителей по отношению к детям:

    Во-первых – это многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего как лучшее воспитательное средство ремень и порку.  (вспомним русские народные поговорки и пословицы: «за одного битого двух небитых дают», «Ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит», «больше тумаков – меньше дураков» и др.). долгие годы ремень и порка считались лучшим средством воспитания в семье.

Во-вторых – это культ жестокости пропагандируемый в нашем обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к очередному пику жестокости, который. По мнению социологов пришелся на 1994 – 1996 гг. наиболее часто стрессовые состояния родителей вызывают взрыв ненависти к более слабым – детям. Разрядка от стрессов на том, кто под руку попадется, часто тоже происходит на детях, особенно дошкольниках и младших школьниках, которые обычно не могут объяснить, почему взрослые сердятся.

В-третьих – это низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия.

    Достаточно широк спектр видов жестокости родителей по отношению к своим детям – от безответственного отношения к безопасности детей (приводящего к случайным травмам, потере физического здоровья и др.)  до детоубийства.

    20% всех проявлений жестокости – пытка голодом, лишение еды, питья. Каждый десятый случай – запирание в чулан, темную комнату, 10% - прямое изгнание из дома и т.д.

    Так, один первоклассник говорит: «Сашу (старшего брата) только ругают, а в меня мама чем попало пуляет.  Но с ней все равно лучше уроки делать, она редко попадает, а папа бьет…».    

    Более трети опрошенных родителей на вопрос: «Какой ваш ребенок?»  дали отрицательную характеристику детям: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много забот» и т.д.  На вопрос: «Почему вы даете ребенку такую характеристику?» родители единодушно отвечали: «Мы его воспитываем, пусть знает свои недостатки и стремиться быть лучше».

Некоторые виды наказания (со слов детей).

  1. запирание в чулан, темную комнату
  2. ставят в угол
  3. могут избить палкой, веником. Другими тяжелыми предметами
  4. лишают еды, питья
  5. запугивание изгнанием из дома или отправкой в детский дом

    Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки  и т.д. лишь воспитание в семье,  где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

    Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также  если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также  если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

    К этой форме насилия относятся:

  1. открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  2. угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  3. оскорбление и унижение достоинства ребенка
  4. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  5. предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  6. ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  7. однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) -  отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:

  1. недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, отсутствие одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения.
  2. отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой насчастного случая.
  3. нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершениии преступления.

схема жестокого обращения родителей к детям:

тип жестокого обращения

В чем он заключается

«Ребенок – мишень»

Ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и как результат он становится объектом агрессии в семье. Ребенок может быть и объектом излишней любви одного из родителей, если он имеет физические или умственные недостатки.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств).

Потеря работы, разлука с любимым и др. ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства».

Родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель»

Отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики в общении с детьми.

«Модель домашнего насилия»

Жестокое поведение чаще наблюдается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира»

Нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие – потребность в уединении и агрессии на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы»

Нарушение их жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)

   

 Многочисленные исследования показывают, что в результате различных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности:

  1. Такие дети больше подвержены чужому влиянию, у них чаще формируется поведение «вечного протеста», дети, воспитанные в атмосфере зла, вымещают его на других.
  2. Родители для такого ребенка становятся отрицательной моделью.
  3. Положительные ценности в сознании такого ребенка перерождаются в отрицательные, и наоборот, отрицательные ценности и черты характера могут стать предметом подражания. В результате могут возникнуть нарушенные форм поведения (уход из дома, агрессивность, курение, алкоголизм и др.).  За счет срабатывания механизмов подражания.
  4. Постоянные издевательства – моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома.

    Существуют и другие типы семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена постоянным чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

Семьи, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности,  но жизнь ребенка наполнена постоянным чувством тревоги

Тип семьи

В чем он заключается.

«Семья-санаторий»

Мелочная опека, жестокий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей в результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются  эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность,  и появляются желания решительного изменения ситуации.

«Семья крепость»

Родители стараются поступать  подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья-крепость» обычно ставит ребенка в противоречивую позицию, что приводит к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно ,к  перенапряжению нервной системы и создает повышенный риск невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний»

В такой семье эмоционально преувеличенным значимым остаются супружеские отношения, а в контактах с ребенком родители склонны внушать ему чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах.  Что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе , безынициативность , мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиняемости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и  с трудом находят контакт с окружающими.

И везде учителя

Ходят, взоры веселя,

Ходят, кашляют, следят:

Кто бойчее из ребят?

А заметят: мальчик боек,

Так ему наставят двоек.

На носы надев очки,

Смотрят: где тут девочки?

И шагая как верблюды,

Ставят девочкам «неуды».

Дорогие мои дети!

Тяжелы порядки эти!

всегда ли прав учитель?

    Ученикам педагогических классов школы №66 г.Воронежа было предложено написать сочинение на тему  «Учительская ошибка» один из них, Володя Тихомиров, так классифицировал отношение ребят к учителям в различных возрастных группах:

  1. 1 – 4 классы.   мы боготворили учителей, веря каждому их слову; любая ошибка старших (хотя и выливалась нам горькой слезой) прощалась раньше, чем высыхали слезы.
  2. 5 – 6 классы.   все педагоги – тупицы, бараны, остолопы, кроме глупости, от них нечего ждать.
  3. 7 – 8 классы.   новое открытие: учителя деляться на «хороших», «зануд», и «психов». кроме того, еще одно величайшее озарение: те, кто работает в школе, такие же люди, как и все, и, оказывается, могут чему-то научить. но все-таки изречение «учитель – сеятель разумного, доброго, вечного» воспринимается как анеггдот. и довести учителя до белого каления считается приятнейшим делом.
  4. 9 – 11 классы.  отношения теплеют. появляется жалость и сострадание к педагогам. начинаешь понимать, что учителя настолько же несчастные люди (не всегда их промахи идут от злого умысла), насколько и… виноватые (умеет ведь кто-то действительно «сеять разумное и вечное», оставаясь при этом другом ученику»)

    Однако таких работ оказалось  немного.  В большинстве своем ребята описывали конкретных учителей, разбирали их конкретные ошибки. Причем ошибки эти касались практически одной сферы: взаимоотношения педагогов пи учащихся.

Примеры :

  1. Десятиклассница Лена С., доверившись классному руководителю, поведала ей о своей беде – о разладе с любимым человеком. Учительница тут же «поделилась» новостью, с директором и завучем. Те сообщили родителям.  Началось домашнее «следствие», оскорбительное и унизительное… к счастью, для Лены все кончилось благополучно: она успешно окончила школу, сейчас у нее дружная семья, растет сын.

      Для школы же эта история обернулась серьезными последствиями. Классного руководителя возненавидел весь класс. Упала дисциплина, снизилась успеваемость.  Так, по-своему. Учащиеся выразили возмущение неблаговидным поступкам наставника.

  1. Другое свидетельство: «Я окончила восемь классов одной из Минских школ. Я не люблю ни школу, ни свой класс, ни учителей.  Не знаю, как у других, а у нас учителя и ученики – это «удавы» и «кролики»

    Трудно судить по этому свидетельству, что именно вызвало такое отношение к школе. Но ясно одно: рядом с девушкой не было умного, тонкого педагога, который предостерег бы ее от поспешности в суждениях, помог взглянуть на ситуацию и шире, и объективнее.

  1. «Я напишу сразу о двух учительницах.  Одна из них – наш классный руководитель – меня абсолютно не волнует, она ноль как человек и учитель, мы дали ей соответствующую кличку. А поведение другой учительницей литературы – меня поразило. Я лично восторгалась ее красотой, знаниями, умением разговаривать с нами, шутить.  Это был мой идеал.  И она знала это.

    Так вот, они стояли вдвоем, а я шла мимо. Уже кончился учебный год. Классная меня остановила и сказала: «сдай книги в библиотеку, а то ты уходишь в другую школу, если не сдашь, я тебе не выдам характеристику». И вдруг, едко улыбнувшись, прибавила: «Тебя, наверное, это не волнует, ты со своей мамочкой и без характеристики куда  хочешь пролезешь». Я тогда растерялась, ничего не ответила,  меня будто ударили. Я отошла, оглянулась. В.В. (это моя бывшая любимая учительница) продолжала стоять рядом с обидчицей и, как ни в чем небывало смеялась. А ведь я с ней делилась самым сокровенным, признавалась.  Что мечтаю стать учителем, как она. Ведь она предала меня.

    Мы с ней часто встречаемся, В.В. живет через дом.  Я с ней сухо здороваюсь – и все, избегаю расспросов. Она ни разу не спросила, почему я  ее избегаю.  Значит, понимает все».

  1. «На уроке физики я предложил свой вариант решения задачи.  Сергей Николаевич сказал: «Не выдумывай, до конца урока осталось 10 минут, ты не успеешь». До этого он всем показал, как решать задачу.  Но я сказал, что хочу попробовать решить по-своему. Он мне зло бросил: «Получишь пару».  Я тоже невежливо ответил: «Хоть десять».  Тогда он взял журнал и при всем классе выставил мне подряд десять двоек.  Мне было обидно, ведь по физике я иду лучше всех.  На выпускном вечере я спросил  Сергея Николаевича, зачем он тогда так поступил, ведь это несправедливо, неправильно.  Он ответил: «Неправильно бывает только у вас (т.е. учеников).  И еще он мне сказал такое, что даже повторять стыдно. Но я скажу.  Он сказал: «А ты так и уходишь из школы неблагодарной свиньей».

  1. «Меня учитель бил по рукам проволокой, так как я не выполнил его указания», «Учительница больно схватила меня за ухо»…Тогда учитель физкультуры больно пнул меня в больное место», «Она ткнула меня в бок указкой» и др.

    Сколько же значительных и незначительных промахов в отношениях с учащимися допускается педагогами! А они, как известно, ранят душу, вызывают стрессы, делают ребят дерзкими, порой озлобленными, толкают на такие поступки, как уход из дома, из школы, на асоциальные действия.

    Наша педагогическая и психологическая культура сегодня еще далеко не безупречна. А нравственная глухота и слепота порой становятся одной из причин, порождающих конфликты с учащимися. Поэтому мы все – преподаватели, родители и взрослые – должны не просто воспитывать в себе доброжелательное отношение к подростку, но и развивать умение понимать его внутренний мир, чувствовать его душу.

    Если этого нет, в общении учителя с учащимися складываются порой не очень нормальные, а подчас просто педагогически недопустимые отношения, которые не редко приводят к печальным последствиям, связанным с потерей у учащихся интереса к учению, к предмету, снижению авторитета учителя и т.д.

    Хороший учитель всегда загадка. Есть в его работе то, что не поддается анализу.  Возможно, это вдохновение, которое поднимает обычный труд до творчества.  Но и такое объяснение не полно. Труд хорошего учителя – не просто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояние души.

 Задания рабочим группам.

почти каждый взрослый, наказывая ребенка,  ищет себе оправдание.  как можно  охарактеризовать следущие из оправданий?

  1.  «пусть ребенок знает, что с ним не шутят – дело вполне серьезное». (но  как раз серьезный подход к воспитанию делает излишеими телесные наказания).
  2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило». (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали. припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
  3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка».  (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Ситуации:

  1. вы встретили на улице женщину, которая прямо на глазах у прохожих жестоко избивает своего ребенка. ребенок отчаянно плачет. если сделать женщине замечание, она еще больше разозлится, пройти мимо тоже невозможно. как поступить?

(Женщина бьет ребенка, во-первых, потому, что не  может справиться с собой, как говорят в таких случаях, «ею владеет гнев», а во-вторых, как ни странно, потому что ребенок кричит. Значит, задача состоит в том, чтобы успокоить женщину и ребенка.

    Самая грубая ошибка – это напасть на женщину, начать ее упрекать и стыдить.  Она от этого только еще больше разозлиться. Действовать же следует так: подойдите к женщине с самым непринужденным и доброжелательным видом и задайте ей какой-нибудь пустяковый вопрос (как пройти куда-то, где здесь библиотека, который час и т.п.). затем немедленно вступите с ней в разговор на самые посторонние темы. При этом непрерывно улыбайтесь и вообще ведите себя в высшей степени любезно.  Когда мать уже почти успокоится, возьмите на руки ребенка (или за руку, если он большой), повосхищайтесь им, приласкайте, пусть он перестанет плакать. Затем, как бы между прочим, спросите, в чем он провинился.  Дайте матери возможность излить остатки своего гнева в словах.  При этом поддакивайте ей, кивайте головой, соглашайтесь с ней.  Когда женщина успокоится, можете уходить: ваша задача выполнена!)

  1.  «Делать людям хорошо – хорошеть самому»   (Л. Татьяничевой).

Как вы понимаете слова  «хорошеть самому»? значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

    (Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы было легче жить, общаться друг  другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.)

  1. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

- доброе слово лечит, злое калечит

- злой не верит, что есть добрый

- добрая слава лежит, а худая бежит

- доброго чтут, а злого жалуют

- добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у    негодяя

  1. ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта   (Мигель Сервантес).

  1. чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе  (Вильям шекспир)

  1. Доброта.  вот  качество, которое я желаю приобрести больше других   (лев толстой)

а что гласит о доброте народная мудрость?

  1. доброта без разума пуста
  2. кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
  3. делай другим добро – будешь сам без беды
  4. доброе дело питает и душу и тело
  5. добрый человек в добре живет век
  6. худо тому, кто добра не творит никому
  7. добрые умирают, да дела их живут

итог:

    Несмотря на то, что в законодательстве России есть статьи, предусматривающие наказания за преступления в отношении несовершеннолетних, все показывает необходимость выделения детского права в особый кодекс.

    В Российском законодательстве до сих пор нет специального закона, защищающего ребенка от плохого влияния семьи. Общественные тенденции достаточно динамичны. А кодекс о браке и семье не менялся 27 лет. Государственной Думой был принят новый семейный кодекс, содержащий 8 разделов и 170 статей по проблемам брака,  семьи  и детей. Впервые в новом законе появились разделы «Права и обязанности родителей и детей» и «Права несовершеннолетних детей». Новый закон предусматривает лишение родительских прав или ограничения родительских прав в случае жестокого обращения с детьми, не выполнения родительского долга. К сожалению, этим и ограничиваются меры по предотвращению жестокости родителей по отношению к детям….

   

давайте поклоняться доброте!

давайте с думой жимть о доброте:

вся в голубой и звездной красоте,

земля добра. она дарит нас хлебом,

живой водой и деревом в цвету.

под этим вечно неспокойным небом

давайте воевать за доброту!

ах. как нам добрые слова нужны!

не раз мы в этом убедились сами.

а может, не слова – дела важны?

дела – делами, а слова – словами.

они живут у каждого из нас,

на дне души до времени хранимы,

чтоб их произнести в тот скамый час,

когда они другим необходимы.        

                                                                         ( М. лисянский).

упражнение «Комплимент»

«т.е. с удовольствием поблагодарить друг друга за общение, обменяться впечатлениями, переживаниями, эмоциями».

Решение: чем мы поможем детям?  мы можем:

  1. прививать детям самостоятельность и чувство ответственности, учить детей способности  контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
  2. воспитать в детях послушание и самообладание.
  3. установить для детей четкие рамки поведения – применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
  4. Пропагандировать и разъяснять права детей, семьи.

литература:

  1. «классный руководитель»  №5 /1999 г.
  2. «классный руководитель» №6 /1999 г.
  3. «классный руководитель» №4 /2000 г.
  4. «классный руководитель» №8 /2000 г.
  5. «классный руководитель» №7 / 2001 г.
  6. «классный руководитель» №8 / 2001 г.
  7. «дошкольное воспитание» №4 /2003 г.
  8. «внешкольник» №4 /2005 г.
  9. «внешкольник» №5 /2005 г.
  10. «воспитание школьников» №4 /1991 г.
  11. «воспитание школьников» № 6 / 1991 г.
  12. «воспитание школьников» №5 / 1993 г.
  13. «воспитание школьников» №1 / 1994 г.
  14. «воспитание школьников» №9 / 2000 г.
  15. «воспитание школьников № 6 / 2001 г.
  16. «воспитание школьников» № 2 / 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Педагогическая консультация "Жестокое обращение с детьми"

Педагогическая консультация "Жестокое обращение с детьми"...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...