Психологические аспекты при обучении 6-7 летних детей шахматам.
статья по теме

Сорина Майя Михайловна

Статья о преподавании шахмат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_pri_obuchenii_6.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты при обучении  6-7 летних   детей шахматам.

В последнее время, в  связи с реорганизацией дошкольного образования, появилась большая группа детей старшего дошкольного возраста, которая может привлекаться к занятиям шахматами. Сюда относятся дети, не посещающие специальные дошкольные учреждения.  Несомненно, в этой возрастной группе заложен большой потенциал, как для развития спорта, так и для психического и интеллектуального развития самого ребенка. Шахматы, как средство развития, имеют большое будущее в системе дошкольного образования. В последнее время реорганизация системы дошкольного образования привела к тому, что во многих дошкольных учреждениях вводятся дополнительные занятия по шахматам. Занятия, которые проводятся на базе специальных дошкольных учреждений,  как правило, больше ориентированы на развитее ребенка, чем на достижение спортивных результатов. Они имеют целью выявление детей с повышенными способностями для дальнейшего приобщения их к серьезным занятиям. Кроме этого, занятия в детских садах должны соподчиняться с общеобразовательной  «Программой  воспитания в детском саду» и  рассчитаны на средний групповой уровень.  Дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, уже достаточно широко охвачены в системе дополнительного образования (не имеются в виду занятия шахматами). Эти дети часто отличаются по своему развитию от сверстников, как в сторону опережения, так и отставания. Работа  с ними должна учитывать эти особенности  и быть максимально  индивидуализирована. Так как мы считаем, что мозг ребенка к 6 годам вполне созревает  для занятий шахматами, которые, в свою очередь благотворно влияют на развитие ребенка. Во-вторых, раннее приобщение к шахматам, несомненно, ведет к улучшению спортивных результатов, так как уровень спорта с каждым годом растет. Занятия  оказывают большое влияние на  мозг  ребенка, что может помочь ему в  дальнейшем освоении трудных задач, по любому предмету.  Занятия, которые проводятся в системе дополнительного образования для детей с опережающим развитием, должны с одной стороны быть достаточно серьезны и квалифицированны, с другой обязательно учитывать психологические особенности маленьких детей. Кроме этого они особенно важны для детей, не посещающих дошкольные учреждения, так как позволяют скорректировать различные поведенческие моменты  ребенка, не подготовленного к общению в детском коллективе.

Работа с 6-7 летними детьми имеет свои особенности. В связи с этим становится почти невозможным применение обычных программ начального курса. Сегодня уже имеется некоторое количество методической литературы, но она рассчитана скорее не на  работу педагога  с группой, а домашнее изучение с помощью родителей.

В свете этого необходимо создание программы, призванной охватить  эту аудиторию.

1.1. Цели и задачи программы 

Данная программа должна  преследовать собой  цель   создание методики для раннего развития и выявления интеллектуальных способностей ребенка и приобщения к шахматам детей 6 -7 лет с целью  повышения их уровня развития  и их успешности в будущем.

Задачами программы является:

  1. Привить ученикам следующие умения, знания и навыки;
  1. Навыки практической игры;
  2. Знание простейших законов шахматной стратегии;
  3. Знание элементарных тактических приемов;
  4. Умение совершать действия в уме (развить интериоризационные способности).
  5. Умение слаженно и аккуратно работать на уроке:
  1. Понимать и четко выполнять учебные задания. Правильно реагировать на команды педагога;
  2. Уметь грамотно работать с доской;
  3. Овладеть некоторыми навыками записи партий и позиций.
  1. Сформировать у учеников новый уровень развития способностей. Подготовить их к следующей образовательной ступени.

1.2 Возможности программы для развития ребенка и подготовки к школе.

В возрасте 6-7 лет мозг ребенка интенсивно развивается. Именно  в этот период закладывается произвольные формы памяти, идет дальнейшее развитие зрительной памяти, развивается воображение модельно-образной формы мышления, знаковая и символическая формы сознания.

В старшем дошкольном возрасте начинает происходить процесс интериоризации, т.е. перехода от внешнего действия к внутреннему, идеальному (в уме), выполняемому с образами предметов. Шахматы, как никакой другой предмет создают наиболее благо приятные условия для развития и усовершенствования этой способности.  Глен Доман в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» утверждает, что интеллект- это результат мышления, а не мышление- результат интеллекта. Также он заметил, что мозг растет по мере его использования, особенно у маленьких детей. В этом свете раннее приобщение детей к шахматам с помощью вышеуказанной программы особенно актуально для их психологического и физиологического развития. На какие еще поведенческие и психологические особенности ребенка может повлиять данная программа?  В этом возрасте ребенок обычно зависит от взрослого, который определяет его жизненный распорядок. Тем не менее, самостоятельность, творчество особенно важны в этот период для развития личности ребенка, которая закладывается именно в старшем дошкольном возрасте. В. В. Давыдов пишет - «Сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностью созидать новые формы общественной жизни. Основная потребность человека, как личности – созидание мира и самого себя. Личностный уровень психологической организации индивида – это способ овладения своим будущим при помощи творческих действий». Созданию условий для развития самостоятельности и творчества способствует как сам  предмет, так и методика, представленная в данной статье,  которая может лечь в основу будущей программы.

Введение в занятия элементов оценки, т.е. оценка позиции, хода, оценка действий героев сказки вырабатывает способность правильной оценки человеческих действий, что впоследствии ведет к способности правильной самооценки. Это особенно важно, т.к. в этом возрасте у ребенка идет интенсивное развитие ориентации на общий смысл человеческих отношений и действий, способность выделения в них элементов соподчинения и управления, а также формируются общественные переживания и осмысленная ориентация в них.

Обязательное введение в занятие соревновательного элемента воспитывает в учащихся спортивно-волевые качества (умение оценивать собственные силы, принимать поражение, находить выход в любой ситуации, стремление к победе).                                                          

Успешность  ребенка в игре, как в самостоятельном творчестве, влияет на развитие чувства собственного достоинства.

Таким образом, данная программа влияет на развитие следующих качеств:

  1. Воображение;
  2. Память;
  3. Мышление;
  4. Способность к интериоризации;
  5. Творческие способности;
  6. Некоторые психологические особенности:
  1. Формирование личности;
  2. Самостоятельность;
  3. Самооценка и оценка действий других;
  4. Ориентация на общий смысл человеческих отношений;
  5. Спортивно волевые качества.

Из этого мы видим, что  на детей 6-7  лет занятие шахматами по данной программе, несомненно, окажет благотворное влияние. В свою очередь в данной возрастной группе заложены большие ресурсы для развития системы дошкольного образования.

1.3.  Методические  рекомендации к программе.

При организации учебного процесса следует стремиться предотвращать утомляемость учащихся, индивидуализировать  подход, давать  учебный материал в той форме, в которой его может воспринять мозг ребенка, т.е. с учетом  психологических и физиологических особенностей развития.

В основе данной методики лежит сказочно – ассоциативный метод, импровизационно-театральные игры, ориентация на сенсорную доминанту учащихся. Сказочно - ассоциативный метод используется, в основном, для подачи нового материала в текстовом виде (т.е. не в виде диаграмм и схем). Также его удобно применять для решения задач.

В некоторых известных учебных пособиях используются элементы сказочно – приключенческого характера, однако, как уже было сказано выше, эти учебные пособия предназначены для домашнего обучения.  Кроме того, в некоторых известных детских  учебниках, как,  например,  « Я играю в шахматы» В. Г.Зака, при наличии сказочного материала, уровень приведенных шахматных примеров для 2-3 года обучения. Поэтому необходимо стремиться к соответствию  сказки и предлагаемого детям шахматного материала. Использование подобных  учебных пособий на уроке имеет ряд недостатков: сложная сюжетная линия, красочные описания и введение побочных героев может отнять много времени у педагога и отвлечь и утомить учащихся, этой возрастной группы.  Сказочная  ситуация, воссозданная на уроке, должна быть проста, менее описательна, и как можно более эмоционально окрашена.

Главными героями являются сами шахматные фигуры и дети, которые присутствуют на занятии. Также необходимо присутствие элементов волшебной сказки. Такие жесткие требования к речевому материалу обусловлены тем, что по  данной методике, сказка используется не только для повышения интереса учащихся, но в основном для иллюстрирования идеи, понятия, переведения сложных логических шахматных систем на язык понятных ребенку образов и отношений. С помощью этого метода мы можем преподавать детям понятия любого уровня сложности в рамках  программы. Мы можем  не отказываться от сложной шахматной терминологии и прибегать к так называемому «детскому» языку. С первых уроков дети знакомятся с правильными названиями шахматных терминов и учатся использовать их в дальнейшем на занятиях. Точно также дети овладевают шахматной нотацией. Как уже было сказано выше, в возрасте 6-7 лет ребенок только начинает ориентироваться в общем смысле человеческих отношений, и действий, учится разбираться в элементах соподчинения и управления. Мышление у ребенка этого возраста тоже еще не до конца развито, особенно модельно - образные формы мышления, знаковая и символическая функции сознания. Таким образом, мы видим, что ребенку еще тяжело ориентироваться, как в мире взрослых, так и в мире четких шахматных правил. Зато существует другой мир, воображаемый, законы которого прекрасно понятны ребенку. Этот мир настолько ему знаком (если мы берем ребенка со средним уровнем культуры), что, по словам  М. Максимова – «он не всегда ощущает четкую границу между миром реальным и воображаемым миром сказки». Приведем пример: утверждение о том, что пешка не может ходить назад, которое является одним из «необъяснимых» шахматных правил, не всегда так очевидно для ребенка. Гораздо более понятным для него будет рассказ о том, что пешка самая смелая в шахматном войске, и поэтому, она не может пойти назад. Пешка получает свою сказочную категорию и «правило» становится в ряд знакомых понятий. Еще хочется подчеркнуть, что сказка эмоционально окрашивает содержание учебного материала, вызывает переживания у ребенка и задействует его эмоциональную память, которая к 6 - 7 годам уже полностью сформировалась. В то же  время  зрительная память достигает своего максимального развития только к 11-12 годам. Здесь можно заметить преимущество сказочно- ассоциативного метода над просто наглядным методом обучения.

Таким образом, по выражению С. Гарибяна, основателя метода суперактивизации памяти через возрождение эмоций – «Для прочного запоминания следует подводить эмоции под каждую единицу информации». Особо хочется обратить внимание на то, что сказочно - ассоциативный метод способствует созданию на занятии обстановки не формальности и некоторой психологической защищенности, в которой ребенок находится обычно слушая сказку дома. Сказка также вносит элементы отдыха в учебное занятие, предупреждает негативизм, нежелание воспринимать слова педагога, вызывает личный интерес, повышает мотивацию к учебе. Волшебная сказка имеет также психотерапевтическое влияние на ребенка, помогая ему быть психологически устойчивым в ситуации победы или поражения, которые обязательно присутствуют в шахматной партии. Нельзя забывать и о воспитательном значении сказки.

Достижению целей, обозначенных в начале этого раздела, также помогает ориентация на сенсорную доминанту каждого учащегося. Известно, что у каждого человека существует 3 канала восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Как правило, они развиты неравномерно и почти всегда можно выделить сенсорную доминанту у каждого учащегося. Так одни дети, аудиалы, легко воспринимают информацию на слух, другим больше подходит визуальная информация, а третьи, кинестетики, могут освоить материал, только если своими руками делают что-то.

Так как при работе с группой невозможно ориентироваться на сенсорную доминанту конкретного учащегося, учебный материал подается так, чтобы были задействованы все каналы восприятия. Таким образом, каждый ученик получает информацию многократно и имеет возможность сам «выбирать», какой из каналов восприятия ему больше подходит. Приведем пример «Ход слона» :

  1. Визуальный канал восприятия.

Педагог показывает детям слона, демонстрирует его ходы на демонстрационной доске.

  1. Аудиальный.

Дети слушают рассказ о слоне, его ассоциативное описание «слон высокий, похож на человека в острой шапочке», сказку о слоне.

  1. Кинестетический.

Дети берут фигуру в руки, педагог  предлагает им проверить остроту «шапочки» слона - «она такая острая, что об нее можно уколоться», ставят слона на доску и ходят им, совершают взятие слоном другой фигуры.

Данная схема носит примерный характер, и не означает того, что на занятии вышеописанные действия следуют в указанном порядке. Особо нужно подчеркнуть, что воздействие на все сенсорные каналы является обязательным для учащихся данной возрастной группы. Иначе информация не будет прочно закреплена. Дети  скоро начнут путаться в названиях и ходах фигур. В этом случае не поможет даже повторение пройденного материала хором

 Еще одним средством закрепления материала являются театрально – импровизированные игры. Суть игры заключается в том, что детям предлагается побыть в роли шахматных фигур, походить «по - шахматному», побить, съесть неприятельскую фигуру (чаще всего в этой роли выступает педагог). Для такой игры необходимо, чтобы рисунок на полу был в клетку. Как правило, такой пол очень легко найти, в противном случае учитель может сделать большую шахматную доску или ее часть из ткани или бумаги. Игра обычно занимает от 5 до10 минут. Приведем пример театрально – импровизированных игр. Новая тема – «Ход пешки». Дети встают и идут на специально отведенное место, которое выступает в роли шахматной доски.

  1. Упражнение: «Вы все маленькие пешки, давайте походим». Педагог встает вперед и вместе с детьми выполняет упражнение. В процессе выполнения упражнения педагог следит, чтобы дети выполняли упражнения в соответствии с шахматными правилами, четко становились на клетку – «поле». Педагог исправляет ошибки путем мягкого направления ученика в нужную сторону. Таким образом, исправление ошибок незаметно для ученика и не приносит ему отрицательных эмоций. Такая коррекция движения ребенка необходима, так как на шахматной доске дети делают подобные ошибки: ставят фигуру нечетко на поле, «съезжают» слоном с черной диагонали на белую и т.д..
  2. Упражнение: дети берутся за руки и становятся по диагонали «пешечной цепью», и начинается игра в «страшного ферзя», который хочет съесть пешки, пугает их, но если съедает, то сразу попадает под бой и оказывается, побит другой пешкой. Учитель говорит – «Посмотрите, когда вы все взялись за руки и идете вместе, вас не может одолеть даже самый сильный ферзь. В конце игры все дети съедают ферзя. Такая игра закрепляет такие понятия, как:
  1. Ход пешки;
  2. Взятие;
  3. Взаимодействие пешек.

Таким образом, дети могут почувствовать каждую фигуру как бы изнутри. Такая импровизированно – театральная игра дает нам ряд преимуществ. Во - первых: в этом возрасте ведущем видом деятельности ребенка является игра (по периодизации Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В.В. Давыдов выделяет «дидактическую» игру, в процессе которой дети занимаются учебной деятельностью, которая основана на формировании познавательных интересов и умения учиться. «Умение учиться» предполагает, прежде всего, понимание смысла учебного задания, выполняемого для того, чтобы научиться, умение отличать учебные задания от практических жизненных ситуаций. Таким образом, мы видим, что импровизированно – театральные игры соответствуют требованиям дидактической игры,   характерной именно для нашей возрастной группы. В возрасте 6 – 7 лет поведение ребенка  часто носит непроизвольный  характер. Ребенку еще трудно контролировать себя. В силу своих возрастных особенностей он не может долго сидеть на одном месте,  сосредотачивать свое внимание на каком либо виде деятельности в течение длительного времени. Импровизированно – театральные игры позволяют нам ввести в занятие элементы двигательной активности.

Введение в занятие двигательных элементов позволит детям переключиться на другой принципиально иной вид деятельности и благотворно скажется на осанке учащихся и улучшит их физическую форму. Благодаря импровизационно-театральным играм возникают условия более тесного  эмоционального контакта педагога и учеников, что несомненно способствует созданию обстановки взаимопонимания и доверия. Дети с большим удовольствием играют в импровизационно-театральные игры. Эти упражнения вносят в занятие элементы отдыха, не формальности, повышают интерес учащихся.

Дополнительные средства переключения внимания учащихся:

  1. Различные игровые элементы: стихи, загадки, двигательно-игровые упражнения на повторение прошедшего материала, эффект неожиданности.

При прохождении материала нужно учитывать скорость усвоения материала группой, так как мы имеем дело с детьми младшего возраста, педагог оставляет за собой право двигаться по программе со скоростью, которая соответствует уровню группы. Повторение пройденного материала должно быть дозировано, т.е. материал предшествовавшего занятия  не должен повторяться в полном объеме, т.к. для детей не до конца усвоенная информация может являться такой же тяжелой нагрузкой,  как и новый материал.  Педагог может пользоваться средствами переключения внимания по своему усмотрению. Если дети хорошо усвоили материал, научились быстро и аккуратно работать с доской, то можно постепенно включать в урок меньше «элементов переключения внимания» и больше усложненных учебных заданий. Если же материал оказался для группы слишком сложным,  педагог почувствовал, что дети устали, следует ввести в урок  дополнительные средства переключения внимания. Таким образом, основными  элементами методики, используемой в данной программе должны  являться «средства переключения внимания», ориентация на уровень психологического развития группы и скорость усвоения материала. Такая методика нужна именно потому, что ребенку этого возраста трудно воспринимать шахматный материал в силу своего развития. Однако по мере прохождения программы ученики начинают быстрее усваивать материал и хорошо овладевают навыками работы на занятии. Тогда учебные задания усложняются и «средства переключения внимания» становятся менее необходимыми. Таким образом, по выражению Л.С. Выготского – «Обучение осуществляется не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню психологического развития детей, а как использование в общении учителя – воспитателя с детьми таких средств, которые активно формируют у них уровень развития способностей»

 Примерный конспект одного занятия

Для проведения занятия нужно:

  1. 4 набора шахматных фигур с досками;
  2. демонстрационная доска;
  3. большая шахматная доска для проведения театрально-импровизационных игр;
  4. 4 декоративных картонных коробки.

Группа из 16 человек делится на 4 маленькие группы.

Подготовка к занятия

  1. Убрать все лишние предметы;

Мы это делаем потому, что по выражению М. Максимова –«Дошкольники еще находятся во власти окружающей их предметной ситуации и их поведением управляет попавшиеся в поле зрения предметы».

  1. Снять фигуры с доски каждого ученика и поставить их рядом.

Так как дошкольники еще не могут сами аккуратно совершить эту операцию. На уроке она отнимет слишком много времени, а падающие фигуры сильно ослабят внимание учащихся. В тех случаях, когда стоящие рядом с доской фигуры, будут продолжать привлекать внимание учеников, рекомендуется убрать фигуры и выдавать их детям по мере надобности.

  1. Положить в коробки по одной фигуре коня.
  2. Убрать фигуры с демонстрационной доски.

Новая тема - Ход коня. Шахматная нотация.

Повторение – Вертикали, горизонтали, диагонали.

Ход слона.

  1. Двигательная игра на повторение.

Педагог договаривается с детьми, как они будут изображать каждую фигуру, например, пешки дети изображают присев на корточки, затем задает вопрос: «Кто делает то-то…?». Например: «Кто ходит только вперед?».

Дети показывают загаданную педагогом фигуру. Таким образом, педагог задает несколько вопросов.

Затем, на три хлопка, дети садятся.

  1. Педагог начинает рассказывать сказку:

«-Ах. – сказали шахматные фигуры.  - Какое большое Шахматное королевство, там наверно легко заблудится. И они уже собрались заплакать.

  1. Ну, ну, – сказал король. – Не бойтесь! В Шахматном  королевстве невозможно заблудиться, потому что там очень много дорог. Вот, посмотрите, есть дороги, линии, которые идут сверху вниз. Они называются…».

Педагог показывает линию на демонстрационной доске и предлагает детям вспомнить ее название, потом говорит сам: «Вертикали. А линии, которые идут справа налево…- горизонтали.

А еще есть… - диагонали, линии которые идут наискосок.

Ребята давайте покажем фигурам вертикали, горизонтали и диагонали.».

Дети пальцем «ездят» по доске и показывают то, что просит педагог. Преподаватель  хвалит ребят и говорит:

«Когда все фигуры успокоились, пешка сказала. - Вертикали, горизонтали и диагонали – это же линии, а я- то хожу только на одно поле, что же мне делать?

-И для каждого поля тоже есть свое название, - сказал король. – вот посмотрите, это буквы шахматного языка. Чтобы узнать название поля сначала нужно назвать букву, а потом цифру. Вот это поле а1.».

Педагог  показывает поле на доске:

«Найдите это поле у себя на досках».

Дети показывают поле. Затем преподаватель  вместе с детьми находит еще несколько полей.

  1. Затем педагог предлагает поставить на доске следующую позицию:

Белые п.b2. Черные Са3.

Слова педагога: «Однажды стоит слон на поле а3. И вдруг вспомнил, что как раз пришло время обеда. Чем бы думает подкрепиться. А вы как думаете?».

Дети отвечают.

  1. Молодцы! Правильно! Пешка стоит не дороге слона, а слон ходит наискосок и может ее съесть. Вот так.

Педагог показывает ход слона. Дети делают ход. Затем преподаватель предлагает отгадать детям несколько загадок.

Я самый главный и высокий.

Играю важную я роль

Ну, а зовут меня… (король)

Он ходит лишь наискосок.

В диагоналях знает толк,

Он там всегда, где нужен он,

Ну, а зовут его, как …(Слон)

Хоть и ростом я мала

Да уж очень удала

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.         (Пешка).

Стою я в уголках доски

И охраняю короля,

И жду, когда же скажет он,

Скорей ко мне моя …        (Ладья)

  1. Ну, а теперь давайте посмотрим – кого мы будем проходить на этом занятии.

Педагог раздает детям коробки с фигурами. Дети открывают их, и с удивлением и радостью находят там фигурку коня. Преподаватель  говорит: «Правильно, сегодня мы поговорим о коне».

  1. Мы, Ваше Величество, - сказал конь, - очень хитро ходим.

Ход наш действительно напоминает букву «Г»: два поля прямо, одно в бок.»

Затем педагог говорит: «Возьмите коня, поставьте на поле а1, давайте походим конем. Два поля прямо, одно в бок. Конь может ходить в любую сторону»

Педагог показывает ход коня на демонстрационной доске. Дети ходят на своих досках.

Ход коня достаточно сложен для дошкольников. Если у детей сразу не получается поставить коня на нужное поле, можно проделать следующие упражнение. Дети ставят кона на а1. Педагог «Заколдовывает» их (так чтобы они не смогли пошевелиться),  затем подходит к каждому ученику, делает его рукой несколько ходов конем и «расколдовывает» его.

  1. Театрально-импровизированная игра. Педагог  дает каждому ученику, в руки, по коню и говорит: «Теперь вы все кони». Дети выстраиваются, по клеточкам, друг за другом. Преподаватель  становится впереди, вместе с детьми совершает «ход конем» и при этом говорит: «два поля прямо, одно в бок». В конце все дети должны опять выстроиться друг за другом. Кто делает упражнение неправильно, выбывает из общего строя. Педагог мягко корректирует ошибки. Затем дети вместе с преподавателем поворачиваются на 180о и делают также «ход конем» вперед и вбок. В конце игры все дети съедают «ферзя». Педагог говорит, что конь может побить неприятельскую фигуру только «на конечной остановке», т. е. на том поле, где он остановился.  На 3 хлопка дети садятся. Педагог  демонстрирует взятие на доске.
  2. В конце урока практическая игра (5-10 минут). Дети используют, только уже изученные фигуры: пешек, слонов и коней. Это упражнение нужно для того, чтобы дети научились использовать теоретические знания на практике. Педагог наблюдает за игрой учеников и исправляет их ошибки.

Комментарии к занятию.

1.Для детей старшего возраста эту игру лучше заменить игрой в «вопросы и ответы».

Дети встают со своих мест. Педагог задает вопрос: «Кто считает, что…?». Например :  «Кто считает, что ферзь самая сильная фигура в шахматах?». Дети поднятием руки отвечают на вопрос.  Тот, кто отвечает неверно, выбывает из игры, садится, но получает право задать вопрос остальным ребятам. Педагог может задавать и заведомо неверные вопросы. Например: «Кто считает, что слон не может ходить назад?»

В процессе игры дети начинают понимать, что главное не автоматически поднять руку, а внимательно вслушаться в вопрос педагога, подумать и только потом ответить.

Педагог просит детей четко поднимать руку, объясняя это тем, что каждый отвечает за свое мнение. Затем он рассказывает детям, что иметь свое мнение,  это очень хорошо, даже если оно неправильное и призывает их не бояться ошибок.

  1. Для детей этого возраста не нужно восстанавливать сказку сначала. Сказку можно начинать с любого места, главное, чтобы она была эмоционально окрашена. Это достигается с помощью изменения интонации (реплики фигур желательно произносить печальным, «плаксивым» голосом, реплики короля – в повелительном, веселом тоне) и ярко выраженной жестикуляции.

В числе наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, и функция педагогическая. В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Сегодня   шахматы    уже широко представлены в системе   дополнительного образования  для школьников. Однако  исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной  свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики, и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям   старшего возраста. Сегодня в условиях нашей жизни родители стремятся дать ребенку как можно больше качественных знаний и умений, развить его всесторонне. В свете этого  преподавание шахмат  для дошкольников, а  также  для   учащихся первых классов имеет  огромный  потенциал, что особенно подчеркивает актуальность создания программы  дополнительного образования шахматной тематики для детей 6-7 лет.

Сорина М.М


Литература

Бибик Ю. «Методическое пособие по повышению уровня интеллектуального развития ребенка  в 6-9 лет на основе шахмат и логических игр», Ленинград, 1990г.

Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. Москва, 2002 294 с. РГБ 

Гершунский Б.С. Шахматы - школе будущего // Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика. - М.: Флинта: Наука, 2003, с.729.

Гик Я. «Математика на шахматной доске», Москва,1976г.

Гришин В. «Малыши играют в шахматы», - М.: Просвещение, 1991.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). - М., 1972. 
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.,1986. 
Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка /Пер. с англ. — М.: Аквариум, 1995.

Князева В. «Уроки шахмат» - Ташкент,1992г.

Костров В., Давлетов Д. Шахматы для детей и родителей, Санкт-Петербург, 1997г.

Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка
// Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

Майзелис «Шахматы детям», «Основы теории» - М. «Детгиз»,1960г.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии.

Учебное пособие. РнД., 2000. 576 с.rar

Международная научно-практическая конференция "Шахматы в системе образования России и мира"

http://www.fide.com

Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. М. Академия, 2003. 624 с.

Самвел Гарибян Школа памяти 2008
Издательство: Самвел.ру

 Сухин И.Г. Ещё раз о шахматном курсе в начальной школе. – М.: Начальная школа, 2003, №12, с. 107-109. 
Сухин И.Г. О новом факультативном курсе "Шахматы, первый год" для учащихся трёхлетней и четырёхлетней начальной школы. – М.: Вестник образования, 1994, №9, с. 58-64. 
Сухин И.Г. От методики к практике // Шахматная неделя, №49, 2003, с.7. // 
http://chess555.narod.ru/cw2.htm   

 Сухомлинский В.А."Сердце отдаю детям", Кишинёв: Лумина, 1978, с.131-132).

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2006. 226 с.doc

Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология. Педология подростка. М. Педагогика, 1984.

Юдович М. «Занимательные шахматы»,1966г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...

Выступление на родительском собрании "Психологические аспекты агрессивного поведения детей и подростков"

На основе изучения уровня агрессивности детей и подростков 4-9 классов . (Таблица результатов изучения различных видов агрессии у детей и подростков в данном материале отсутствует)....

Психологические аспекты дистанционного обучения детей с ОВЗ

В статье говорится о личном опыте и преодолении психологических трудностей при работе с детьми с ОВЗ....

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....