Поурочная разработка по изучению мордовского танца.
методическая разработка (6 класс) по теме

Беляева Вера Николаевна

Это серия уроков по изучению мордовской танцевальной культуры, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс). Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств). Главными задачами являются: 1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца; 2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа; 3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса; 4) освоение элементов мордовской хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnaya_razrabot.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочная разработка по изучению      мордовского танца.

Разработала Беляева

Вера Николаевна

Учитель ритмики и педагог

 дополнительного образования

МОУ «Гимназия №19» г.о.Саранск

Республика Мордовия

Это серия  уроков  по изучению мордовской танцевальной культуры, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс).

Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

Главными задачами являются:

1) формирование у учащихся знаний об  истории возникновения мордовского танца;

2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;

3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;

4) освоение элементов мордовской хореографии.

Ход занятий:

Первый урок. « Танцевальная культура мордовского народа»

Тип урока: урок формирования новых знаний (с использованием ИКТ технологий).

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.

Приветственное слово учителя:  Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой мордовского народа, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о народных танцах.

Фронтальный опрос.

Какие народные танцы вам известны?

Какие народные танцы мы изучали?

Какие характерные особенности этих танцев?

    Примерные ответы детей.

1. Хоровод, кадриль, пляска, перепляс и др.

2. Мы изучали русские народные танцы: хоровод, кадриль.

     3. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.

Формирование новых знаний.

Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.

1. Текстовый слайд: тема занятия

Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

2. Иллюстрированный слайд: массовая мордовская пляска.

Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.

И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.

4. Иллюстрированный слайд: мордовские рукодельницы.

Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре.

5. Иллюстрированный слайд: мордовские плясуньи.

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

 Мы с вами познакомились с историей возникновения мордовского танца и со спецификой исполнения мордовских танцев, а теперь мы приступаем к просмотру видеоматериала.

Просмотр видеоматериала: видеоролики с исполнением мордовских танцев.

 Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с танцевальной культурой мордовского народа, посмотрели видеоматериал с исполнением мордовских танцев, а теперь я хочу услышать ваше мнение о мордовской танцевальной культуре.

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

-    спасибо за урок. Урок очень понравился.

- интересно было познакомиться с танцевальной культурой мордовского народа, с историей возникновения мордовского танца, познакомиться с танцевальной лексикой мордовского народа, со спецификой исполнения мордовских танцев.

-    очень понравились выступления танцевальных коллективов.

 Второй урок. «Элементы традиционной мордовской хореографии».

Тип урок: урок изучения нового материала.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Ход урока

Актуализация прежних знаний и умений.

Проводится опрос учащихся о мордовской танцевальной культуре.

Как возникли мордовские танцы?

Какие чувства ярко выражены в мордовском танце?

Какие мордовские танцы вы знаете?

Какие движения составляют лексику хореографического языка?

Ответы.

1. Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

2. В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

3. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

4. Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

 Формирование новых знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.  

Специфика обучения хореографии связана с систематической и большой физической нагрузкой.

 3. После  разминки начинаем изучать элементы танцевальных движений той национальности, которую мы изучаем в данное время. В нашем случае элементы традиционной мордовской хореографии.

 Большое значение в методике преподавания имеют и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику. Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают при выполнении различных движений.

Положения рук

1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.

2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.

3. Левая рука находится на талии, а правая  кисть обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.

4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Основной шаг с каблука на всю стопу

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.

И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.

Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука.

И: пауза.

Движения продолжаются с левой ноги.

 Особенностью этого шага является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.

Переход ног из позиции в позицию

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: правая нога с приподнятым от пола носком поворачивается в правую сторону на ребре каблука и приходит в нормальную позицию (пятки вместе).

Два – И: левая нога приводится к правой всей стопой по полу в VI позицию, одновременно делается небольшое demi plie (движение может исполняться в повороте как в правую, так и в левую сторону).

 Это плавный ход и делается он за счет небольшого приседания. Корпус статичный, сильно подтянут.

Боковой ход по второй невыворотной позиции с demi plie

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: battement tendu в сторону в невыворотную вторую позицию носком ноги в пол.

Два – И: пятка правой ноги опускается на пол, фиксируя вторую невыворотную позицию ног.

Три – И: пятка левой ноги отрывается от пола, фиксируется вторая невыворотная позиция ног.

Четыре – И: левая нога подводится к правой в VI позицию по правилам battement tendu, одновременно делается маленькое demi plie.

Шаг с поворотом корпуса на 180 градусов

И. п. - VI позиция ног, правая нога согнута в колене, поднята на уровень щиколотки левой, стопа сокращена. Руки могут быть на талии или свободны.

Раз:  правой ногой шаг в сторону во вторую невыворотную позицию с поворотом корпуса на 180 градусов вправо с ударом, левую ногу поднять на уровень щиколотки правой, стопа сокращена. Ноги согнуты в коленях;

И: полупальцами левой  ноги удар по шестой позиции;

Два - И: движение повторяется с левой ноги влево.

Особенность этого шага в том, что корпус поворачивается в ту сторону, в которую делается шаг, а голова- в противоположную. Шаг исполняется и по второй невыворотной позиции.

Повороты на ребре каблука

И. п. - VI позиция ног, руки в горизонтальном или вертикальном статичном положении. Корпус прямой.

Раз:  ноги согнуть в коленях.

И:  встать на ребра каблуков, выполнить поворот корпуса на 90 градусов вправо. Ноги выпрямить;

Два - и: движение повторяется на « раз – и».

Особенность поворота заключается в том, что он может быть исполнен на 90, 180, 360 градусов и более.

Притопы

И. п. - VI позиция ног, руки свободны, корпус прямой или наклонен вперед.

Раз:  правой ногой удар в шестую позицию, левая поднимается на уровень щиколотки правой, стопа сокращена;

И:  левой ногой удар в шестую позицию, правую ногу поднять на уровень щиколотки левой, стопа сокращена.

Два – и:  правой ногой удар по шестой позиции.

Особенность притопов заключается в том, что они исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце хореографической комбинации.

Как правило, эта часть урока наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить…Для облегчения этой проблемы перед каждым движением я спрашиваю конкретного ребенка о следующем:
-  Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его  для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют  быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела.  Сопровождение  движений  яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.

Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы с вами выучили основные положения рук, ног и познакомились с традиционными движениями мордовского танца. Я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны  сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа.

Поклон.

Третий урок. «Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии».

Тип урока: урок формирования знаний и совершенствования умений.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Ход урока

Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний:

1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

 Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.  

3. После разминки повторяются движения, выученные на прошлом уроке.

Постепенно, достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, движения не становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как творческую личность.

4. Затем переходим к изучению комбинаций, этюдов.

Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами разучили танцевальный этюд. Теперь мы с вами не только познакомились с отдельными элементами традиционной мордовской хореографии, но и научились танцевать эти элементы под музыку.

Поклон.

Четвертый урок. «Составление этюдов с элементами традиционной мордовской хореографии».

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений с элементами творчества.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа, творческое     задание.

Ход урока.

Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний:

1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

4. Исполнить танцевальный этюд.

Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с  поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег.  Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.  

3.Затем повторяем выученный этюд и переходим к индивидуальному самостоятельному заданию.

4. Индивидуальное самостоятельное задание: с помощью традиционных элементов мордовской хореографии сочинить этюд ( имитация трудового процесса, хоровод, пляска).

Дается определенное время (5-10мин) для выполнения задания.

5. Учащиеся показывают этюды собственного сочинения или группами, или по одному (соло).

Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы показали свое мастерство не только в исполнении этюдов, но и в их сочинении. Молодцы!

Выставление оценок.
Завершается урок поклоном.

 

После таких уроков невольно замечаешь, как твои воспитанники более чутко начинают относиться к культуре своего народа, начинают интересоваться обычаями и традициями. Но самое главное, они пытаются все свои полученные знания и эмоции нести до своих сверстников, родителей, друзей. И делают это с удовольствием.

Рекомендации по подбору музыкальных произведений:

              Обязательно иметь в наличии мордовские мотивы (фонограммы мордовских песен, танцев) :

- в медленном темпе;

- в среднем темпе;

- в быстром темпе.

Планируя занятия по изучению мордовского танца, педагог должен учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь "звучания" музыки в движениях:

- основное направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи;

- формирование пространственных ориентиров, развитие пространственного мышления и воображения;

- совершенствование навыков основных движений, выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;

- обучение элементам танца; выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных "па", подбором  пластики, жестов в соответствии с характером музыкального произведения.

Таким образом, впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

Список использованной литературы:

1. Бурнаев А. Г. Элементы традиционной мордовской хореографии  Саранск. 1995 год.

2. Бурнаев А. Г.  Мордовский танец.  Саранск. 2000 год.

3. Ткаченко Т.С. Народные танцы. Москва. 1975 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная разработка по изучению русского народного танца

Это серия уроков (8 уроков) по изучению русского народного танца, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс). Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к ...

«ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА «СУДАРУШКА»

Цели урока: научить четкому исполнению всех элементов (основной шаг и новый элемент «свеча»), добиться эмоциональности ра...

Методическая разработка занятия по джазовому танцу для подростков 14 - 18 лет : «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца».

Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является...

«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»

Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и  школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...

Патриотическое воспитание в школе средством изучения народного танца

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высо...

Личностно-ориентированный подход при изучении современных танцев

Одним из способов решения некоторых проблем, связанных с профессиональным обучением, является введение личностно-ориентированной директории обучения, которая успешно действует во многих европейских ст...