Формирование ЗУН
методическая разработка по теме

Гнатко Лариса Александровна

 

Процесс обучения предполагает вооружение учащихся определенной суммой знаний и формирование определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко. Как педагог-практик хочу поделиться своими находками в формировании умений и навыков при занятии детей техническим творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zun.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приемов по формированию ЗУН

на занятиях по начальному техническому моделированию

        «Образование есть то, что остается,

когда все выученное уже забыто»

Лауэ

В этом афоризме известного физика Лауэ большая доля иронии, но он отражает самую суть образования.   А остаются привычки, убеждения, навыки и умения.

        Процесс обучения предполагает вооружение учащихся определенной суммой знаний и формирование определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко.

           Цель моей работы не в реферативном повторе многообразия информации по теме ЗУН, которую можно найти в большом количестве в Интернете и специальной литературе. Как педагог-практик хочу поделиться своими находками в формировании умений и навыков при занятии детей техническим творчеством.

              Для закрепления умений и навыков по графической грамоте предлагаю детям задания, позволяющие обучающимся в игровой форме закрепить навыки работы с линейкой  и карандашом (Приложение 1 - 2). Перед тем как раздать задания, чтобы мотивировать ребят  на эту работу, сообщаю такую историю: «Ребята, пока мы работали, из приезжего зоопарка сбежали звери. Давайте поможем работникам зоопарка поймать их и посадить в клетки».

             Многие обучающиеся первого года обучения плохо владеют техникой вырезания, т.е. им трудно работать ножницами. Предложите ребятам листы, с нарисованными кружками, треугольниками, прямоугольниками. Вырезав их, ребята не только поупражняются в вырезании, но и получат комплект геометрических фигур, с помощью которых можно составлять различные технические объекты (Приложение 3).  

             Использую на занятиях незаслуженно забытую китайскую головоломку «Танграм», с помощью которой можно развивать пространственное воображение и логическое мышление, а так же изучать простейшую геометрию.

             Хороший  глазомер пригодится людям многих профессий, а работникам технических специальностей он просто необходим, поэтому развитию глазомера на занятиях тоже уделяется внимание. Ребята с увлечением, в перерывах между работой, играют в «Танки» (Приложение 4). Эта игра не только тренирует глазомер, но и способствует развитию пространственного мышления.

           Правила игры просты. Играют двое. Согните лист нелинованной бумаги пополам, соединив короткие стороны. Разверните: получившаяся линия сгиба – это «линия фронта». Относительно нее участники (каждый на своей стороне) рисуют по 10 «танков» на разной удаленности. Стреляют игроки по очереди, право на стрельбу второй игрок получает тогда, когда противник промахнется. Как стрелять? Игрок выбирает «танк» противника и на своей стороне рисует ручкой «снаряд»  (точку диаметром 2,5 - 3 мм) на таком расстоянии от линии сгиба, на каком ему кажется расположен, выбранный «танк»  противника по другую  сторону. Затем лист складывают, ручкой «отпечатывают» точку на поле противника и по отпечатку смотрят, есть попадание или нет.  

Для закрепления навыков работы с резьбовыми соединениями использую «Правило газировки». Данный прием позволяет детям, без помощи руководителя,  определить в какую сторону необходимо закручивать или раскручивать резьбовое соединение, например ручку тисков. Необходимо поднести ладонь к ручке и мысленно представить на ее месте пробку от бутылки с газировкой. А так как дети не один раз закручивали и откручивали пробку на бутылке, то они автоматически начнут крутить рукой в нужном направлении, а затем уже определят, куда крутить ручку тисков.

        Умение классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи способствует формированию учебно-интеллектуальных умений и навыков. Объединение предметов и явлений на основе общих признаков называется классификацией. Вот пример одного из таких приемов. Он, кстати, может служить и в качестве проверки знаний обучающихся по той или иной теме.

             Составляется таблица, куда будут вноситься ответы на предложенные задания. Необходимо помечать соответствующую клеточку (в пересечении вопроса и ответа), например крестиком. В результате работы должен получиться какой–нибудь рисунок (Приложение 5).

           Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся словари, энциклопедии, справочники, печатные и средства массовой информации. Не секрет, что современные дети не любят читать и для того, чтобы привлечь их к чтению технической литературы предлагаю для обучающихся среднего и старшего школьного возраста проводить в начале занятий 5-7 минутную техинформацию. То есть в начале занятия один из обучающихся  делает сообщение из области техники: новинки авто, судо и авиапромышленностей, сведения о великих открытиях и конструкторах и т.д.

    Вот немногие приемы, которые возможно пригодятся кому-нибудь в работе.

Приложение 1

С помощью линейки и карандаша продолжите чертить горизонтальные и вертикальные линии. Помните, что горизонтальные линии нужно начинать чертить над линейкой слева направо, а вертикальные, в данном   случае,  сверху вниз.

Приложение 2

В данном случае вертикальные линии нужно проводить снизу вверх слева от линейки.

Приложение 3

Приложение   4                                                

Приложение 5





станок

корабль

велосипед

автомобиль

ракета

вертолет

самолет

Летает

Х

Х

Х

Летает вертикально

Х

Х

Х

Летает в космос

Х

Техника

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Имеют киль

Х

Х

На нем можно выполнять трюки

Х

Х

Х

Имеют специальное помещение для стоянки

Х

Х

Х

Х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...