Образовательная программа курса "Развивающая математика"
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа включает несколько блоков:

1. "Подготовка к олимпиаде по математике"

2. "Из истории математики"

3. "Занимательные задачи"

4. "Старинные задачи"

5. "Прикладная математика"

Основная идея программы помочь ребятам, интерисующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или мные затруднения,- помочь понять и полюбить её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Образовательная программа

курса «Развивающая математика»

составила Гридчина М.К.

        

2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет интеллектуально- познавательную направленность и нацелена на расширение содержания программы общего образования.

Для школьников младшего и среднего звена присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять.       Организация кружка — это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Математический кружок в процессе своей работы поможет расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Разработанная программа содействует развитию математического образа мышления:

краткости речи,

умелому использованию символики,

правильному применению математической терминологии,

умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных,

умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Методы проведения занятий:

упражнения в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности,

решение логических упражнений,

короткие сообщения членов кружка, изложение в форме инсценировки,

экскурсии,наблюдения за трудовой деятельностью взрослых,

изготовление наглядных пособий,

выпуск математических газет,

дидактические игры,

викторины.

Разработанная программа предлагает знакомство с элементами геометрии. Весь комплекс упражнений и задач развивающего характера, способствует развитию творческого мышления, позволяет формировать пространственные представления детей.

Для выполнения поставленных задач программа предусматривает следующие виды занятий:

обучающее занятие,

тренировочное занятие,

коллективно-творческое занятие,

беседы по истории математики и геометрии,

игры,

путешествия с препятствиями,

итоговое занятие.

Все занятия взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаемые детьми, находят широкое применение  на других занятиях в школе (межпредметные связи с историей, природоведением и др.)

Отличительная черта программы о  уже существующих — это новизна методов обучения и приёмов обучения педагогов-новаторов и личный опыт работы.

В учебно-воспитательном процессе определяющим является сотрудничество педагога, детей, родителей.

Актуальность программы

     Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.

     Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

     «Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.

     Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а  ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.  

Цель программы:

расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

Задачи:

- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;

- развивать логическое мышление;

- развивать у учащихся интерес к математике;

- развивать у детей смекалку;

- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;

- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;

- показать широту применения математики в жизни.

Ожидаемые конечные результаты программы:

- устранение негативного отношения к математике;

- повышение оценок по математике в журнале;

- расширение кругозора учащихся;

- повышение математической культуры;

- формирование логического мышления;

- применение математики в жизни.

Основное содержание программы

     Программа включает в себя несколько блоков.

     Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».

Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.

     Второй блок – «Из истории математики».

В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

     Третий блок – «Занимательные задачи».

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

     Четвёртый блок – «Старинные задачи».

В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.

     Пятый блок – «Прикладная математика».

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Формы: развивающие игры, лекции, оригами.

        Условия реализации

     Процесс проведения кружка предлагается организовать в  виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.

     Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю для 5 - 6 классов и один раз в неделю для 7 – 8 классов с октября месяца по май. Всего 60 занятий (30 – в 5, 6 классах и 30 – в 7, 8 классах).

     Учащиеся заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику письменный текст условий задач очередного занятия.

     На занятиях по решению задач , в основном, работают самостоятельно. Руководитель может давать индивидуальные указания, советы.

     Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.

     Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.

                

Тематическое планирование

Номер

заня-

тия

        Тема занятия        

Источник

Дата

проведения

Подготовка к школьной олимпиаде по математике. 5 часов.

1

Решение задач по теме «Нумерация чисел».

Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».

2

Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём».

Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».

3

Решение задач по теме «Уравнения и неравенства».

Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».

4

Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел».

Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».

5

Логические задачи.

Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных».

Из истории математики. 5 часов.

6

        Старые русские меры длины, площадей.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

7

Старые русские меры веса (массы) и объёма.

И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».

8

Денежная система русского народа.

И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».

9

Как умножали в Древней Индии.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

10

Умножение по способу египтян и русских крестьян.

И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».

Занимательные задачи. 10 часов.

11 - 13

 Задачи на перекладывание спичек.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

14 - 16

Расшифровка ребусов.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

17

Задачи на переливания.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

18

Задачи на взвешивания.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

19

Задачи на смекалку.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

20

Математическая викторина.

Старинные задачи. 5 часов.

21 - 23

Из «Арифметики Л. Ф. Магницкого»

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

24, 25

Текстовые старинные задачи.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

Прикладная математика. 5 часов.

26

Приёмы быстрого счёта.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

27

Расчёт семейного бюджета.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

28

Задачи «одним росчерком».

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

29

Вырезание из бумаги.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

30

Изготовление воздушного змея.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

7, 8 классы

Номер

заня-

тия

        Тема занятия        

Источник

Дата

проведения

Подготовка к олимпиаде по математике. 5 часов.

                1

Сложные задачи на проценты.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

2, 3

Текстовые задачи.

Л. М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике».

4, 5

Задачи заочного конкурса по математике «Осень - 2012».

Из истории математики. 6 часов.

6

Гений 18 века – Леонард Эйлер.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

7

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

                8

Трагическая судьба Эвариста Галуа.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

9

Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

10

«Принцесса науки» С. В. Ковалевская.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

11

В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».

Занимательные задачи. 10 часов.

12

 Задачи на перекладывание спичек.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

13

Расшифровка текстов.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

14

Расшифровка ребусов.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

15

Математические софизмы.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

16

Задачи на взвешивания.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

17 – 21

Логические задачи.

Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».

Старинные задачи. 4 часа.

22

Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

23

Задачи С. А. Рачинского.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

24

Индийские старинные задачи.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

25

Греческие, китайские старинные задачи.

С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.».

Прикладная математика. 5 часов.

26

Математические фокусы.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

27

Кулинарные рецепты.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

28

Азбука Морзе.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

29

Не отрывая карандаш от бумаги.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

30

Быстрый счёт без калькулятора.

М. В. Ткачёва «Домашняя математика».

        

        Используемые ресурсы

1. «Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.

2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.

3. «Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 – 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.

4. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.

5. «Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 – 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.

6. «Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.

7. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.

8. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.

9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)

Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа  по  математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...

Программа учебного модуля «Игры разума» образовательной программы по математике летней математической школы «Интеллектуал – 2012»

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое.  Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, ...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Программа православного компонента реализуемого в рамках образовательного программы по математике

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...