Анализ угроз здоровью современного школьника.
статья по теме

Зуева Светлана Александровна

В статье отражена статистическая картина патологий и функциональных расстройств детей школьного возраста, влияние образовательных учреждений на состояние здоровья детей. Проводиться анализ основных факторов риска для здоровья школьников в период обучения. Для более легкого восприятия материала статья сопровождается электронной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_ugroz_zdorovyu.doc48 КБ
Файл analiz_ugroz_zdorovyu.pptx131.23 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УГРОЗ ЗДОРОВЬЮ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.

Зуева Светлана Александровна. Преподаватель анатомии.

Большинство педагогов и родителей под здоровьем, прежде всего, понимают здоровье физическое. ВОЗ под здоровьем понимает не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье ребенка - это оптимальный уровень достигнутого развития - физического, нервно - психического, интеллектуального, его соответствие хронологическому возрасту, причем как замедление, так и ускорение развития требуют повышенного внимания  со стороны и медиков, и педагогов.

Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет – на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Президент Д. А.  Медведев в ноябре 2008 года был вынужден признать, что «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая».

Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, вредящим здоровью ребенка, препятствующим его полноценному развитию.

По данным статистики за последние 10 лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4—5 раз возрастает патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечнососудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни.

В последние годы удельный вес негативных факторов современной школьной среды на здоровье ребенка становится все более очевидным. По данным Минздравсоцразвития сейчас в России только 10%  учащихся старшей школы относится к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к  группе риска.

По оценкам специалистов факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, является:

Снижение их физической активности. 

Гиподинамия отмечается уже в дошкольном возрасте и  продолжается в начальной школе. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия - мало предметов, связанных со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры и др.). Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью имеют 100%-ную заболеваемость. Мало двигаются — много болеют. По уровню физической активности детей Россия занимает 20-е место среди европейских стран, а физическая подготовленность современных учащихся почти в два раза хуже, чем у их сверстников в 60-70-е гг. прошлого века.

Существующая система физического воспитания.

Часто уроки физической культуры проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что и без того уменьшает низкую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта и спортивным мероприятиям. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья. Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов занятий в неделю, по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость в 3-4 раза, приводит к увеличению уровней физической подготовки и физической работоспособности, уменьшению распространения курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов.

Стрессовая педагогическая тактика.

По данным специалистов Психологического института РАН возникновение различных видов стрессов у детей, в условиях школьного обучения, связаны с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе, как подготовлен ребенок к собственно учебной деятельности,  с уровнем готовности ребенка противостоять внешнему давлению, которое неизбежно сопровождает процесс обучения, а так же значительные по объему информационные нагрузки и постоянный дефицит времени. Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала, снижению успеваемости и, как следствие, к ухудшению здоровья детей, особенно начальной школы.

Чрезмерную интенсивность образовательного процесса.

В последние годы прослеживаться зависимость между уровнем школы и здоровьем школьника: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей и т.п.), тем больше возникает проблем со здоровьем. Беспокойство вызывает учебная ситуация в новых типах школ где применяются усложненные варианты учебных программ. Так, 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильно - выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.

Увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика, а это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность. По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. А общая статическая нагрузка (уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия) на средней и старшей ступени, составляет в среднем 9 часов 45 минут. Если к этому добавить время просмотра телевизора -1 час 36 минут, то общая нагрузка старшеклассника в сутки в среднем 11,5 часов.

Раннее начало дошкольного систематического обучения.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном периоде и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифической для их возраста деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя должны они  много гулять и заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и творческим развитием. Сотрудники ДОУ проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не учитывая при этом психологических возможностей детей и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями. Существующая практика отрицательно сказывается на желании многих детей обучаться. В результате перегрузки информацией и утомлением «дошкольной учебой» у 80%  детей снижается мотивации на обучение.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Многими образовательными учреждениями не выполняются требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Так, в первом классе ставятся отметки, задаются домашние задания, время урока превышает 35 минут, с нарушением гигиенических требований проводятся компьютерные уроки. Не соблюдаются требования базисного учебного плана. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т.д., при отсутствии медико-физиологического сопровождения учебного процесса в виде контроля над индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка, так же являются причиной ухудшения состояния здоровья школьника.

Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сегодня учитель не готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, не осознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психофизиологические особенности школьника. Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев -   на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.

Ухудшение качества питания.

 Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела,  артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака. В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.   При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено низкое потребление белка и высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличается большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи.

         Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти и другие, факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, использование здоровьесберегающих технологий, направленных на оптимизацию нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом.

          Настала острая необходимость объединить заинтересованные стороны для создания политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации и др. в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный учитель как гарант здоровьесберегающего образовательного процесса .

Слайд 2

Анализ угроз здоровью современного школьника.

Слайд 3

Рост хронических заболеваний у школьников. Органы зрения Органы пищеварения Опорно –двигательная система Нервная система Сердечно-сосудистая система

Слайд 4

Состояние здоровья учащихся старшей школы в России. Данные Минздравсоцразвития на май 2009г. 10% здоровые дети 40% относятся к группе риска 50% имеют хроническую патологию

Слайд 5

Факторы риска для здоровья современных школьников снижение физической активности детей; существующая система физического воспитания; стрессовая педагогическая тактика; чрезмерная интенсивность образовательного процесса; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей; ухудшение качества питания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить здоровье современного школьника.

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы. Причины, негативно влияющие на здоровье учащихся....

Формула здоровья современного школьника

Формула здоровья современного школьника...

Формула здоровья современного школьника

Формула здоровья современного школьника...

Здоровье современных школьников

Презентация на тему "Здоровье современных школьников"...

Здоровье современных школьников

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным стати...

Здоровье современных школьников

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным стати...

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...