Главные вкладки

    Конкурсно -игровые программы по краеведению"
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

    КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВАЯ СТАРИНА»

    Ребят встречает Василиса Премудрая.

    В.П.:

    Здравствуйте ребята! Я – Василиса Премудрая,  героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.

    Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

     - Вы знаете что такое быт? ( ответы детей).

    Слово «быт» происходит от слова «бытие»- т.е. жизнь. Быт- это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

    Итак, начнем путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то еще никакой нет, ее надо построить.

    Давайте вместе построим дом.

    на фланелеграф прикрепляются части дома

    С чего начинают строить избу? Сначала закладывают основу дома- фундамент.

     На фундамент ставят сруб- это основная часть дома.

     Делался сруб ( от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один на другой, посредством зубцов в нижнем и зарубок в верхнем, так что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали мох. Говорили что у каждого бревна своя  «постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и, конечно, украшали дом резьбой.

    А вы замечали, что дом и человек похожи ? Как и у человека, у дома есть глаза - это его окна, есть чело-   лобовая доска. А что напоминает вам волосы? (крыша)

    Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:

    Поля стеклянны,                                          Два братца глядятся,

    Межи деревянны.                                         ввек не сойдутся.                                                                    

     (окно)                                                            ( пол и потолок)

    Стоит в углу Арина,

    Долгий рот разиня.

    Пасть открывает,

    Что дают – глотает.

    (печь)

    Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной.

    вместе с Василисой Премудрой ребята выполняют физкультминутку

         Дружно дом сейчас построим:

         Раз- фундамент установим,

         Два- поставим прочный сруб

          Три- окно прорубим тут,

          А четыре крышу кроем,

          От ненастья дом укроем. (показывают части дома : фундамент, сруб, окно, крышу)

    Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться. Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек. Волшебным платочком взмахну, и оживлю старину.

    Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда,

     около стола лавки,  у печи ухват и кочерга

    Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мама.

    В.П.

    Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели мы чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша - одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солонка.

    Дед:

    Хороша каша нынче получилась. Гречневая – моя любимая. Недаром говорят «Каша- мать наша».

    Настенька:

    Что-то отец к обеду запоздал .

    Дед

    Уж пора бы к обеду вернуться. Да видно торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.

    Бабка:

    Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша -то буренка стара стала.

    Дед:

    А ты Ваня, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт  не будешь. Хлеб - всему голова.

    В.П.

    Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?

    (Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже - пшеничная. Немудреное кушание и дурень сварит: была бы крупица да водица. А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: киселем брюха не испортишь. Картошку стали сажать недавно. Ее заменяла репа).

     

    Из каких сказок мы узнаем о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси – лебеди»).

    Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?(ответы детей )

    Дед:

    Что ж поели, пора и за дело.

    Мать:

    Покуда я посуду собираю, да убираю, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. Ты Иван, сходи, накорми коня.

    Иван:

    Не пахарь, не столяр,

    Не кузнец, не плотник,

    А первый на селе работник.

    Настя, про кого это?

    Настя :

    Дедушка наш.

    Иван:

    Да нет – это же конь.

    На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.

     Дед чинит валенки, бабка вяжет.

    Дед:

    Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется - и на столе все скопом, и на земле и на воде.

    Бабка:

    Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога- то между деревнями вся в колдобинах. Кругом беспутица. Не проехать не пройти.

    Дед:

    Это уж как водится, в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец - и  землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.

    Бабка:

    Я уж давно заметила, что если на Ераста Суровица ( суровая погода) – и воет и дождит, и метет, и морозом рвет- надо с крыльца зиме поклонное слово сказать :

    Матушка- зима, на что досадуешь,

    На что серчаешь?

    Чудь белоглазую погоняешь,

    Ераста изводишь,

    Горем день наполнишь.

    Полно, матушка – зима,

    Птицу и зверя, землю и воду мутить.

    Оправь тонкого золота платок,

    Высоко держи коровий рог,

    Взойди на порог,

    Откушай хлеба – соли.

    Зима – она хранительница рода, хранительница студеного времени  года.

    Дед:

    Да, бабка, у нас сегодня важное дело – собрать поношенную одежду- и рубахи., и валенки, и тулуп, и платки да шапки – все отдать донашивать. У нашей соседки Матрены орава ребятишек - им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.

    Бабка:

    Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло - от вас терпение». Дед и бабка собирают вещи в узелок.

    (Тему разговора деда с бабкой можно изменить, в зависимости от дня проведения конкурсно - игровой программы).

    В.П.

    В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед- Всевед: кто может быть мудрее деда, кто знает ответы почти на все вопросы?

    Был бы дедуся, никого не боюся,

    Дед щиток, кулак, молоток.

    А бабушку называли: Забавушкой, потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки разные сказывала, да загадки разные придумывала.

    «Бабушка, бабушка, золотая сударушка.

    Молишь, хлебом кормишь,

    Дом бережешь, добро стережешь».

    А вот я игру вспомнила.

    Игра : «Бабушка, купим уточку»

    Дед:

    Что- то я устал, пойду отдохну.

    Бабка:

    А я поставлю тесто на блины. Как- никак у тебя сегодня именины.

    Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти – кукла, у Ивана – кусок глины.

    Настя:

    Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри, какой нарядный сарафан получился. И узор вышила крестиком, как бабушка учила.

    (Поет колыбельную песню):

    Баю- баю- баюшок

    Кладу Машу на пушок

    На пуховую кровать,

    Будет Маша крепко спать.

    Иван:

    А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда, у него гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять как следует, а потом шар из нее слепить ( пробует лепить).

    Настя:

    А давай сказку сочинять.

    Иван:

    А про что?

    Настя:

    А вот хоть про горшок глиняный, да про миску деревянную.

    (Настя берет в руки деревянную миску, а Иван глиняный горшок).

    Настя:

    «Жила- была в доме деревянная миска. Все ее в доме любили, вовремя мыли, да вытирали.»

    Иван:

    И вот раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная  получалась. Все внимание на горшок. А про старую деревянную миску все забыли.

    Настя:

    Но вот однажды, остались горшок да миска одни в доме, да затеяли спор: кто из них древнее и нужнее. Миска говорит: «Я древнее. Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево, а потом уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду»

    Иван:

    А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый, не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украшать»

    Настя: «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба меня украшала. Но со временем, я потеряла свою красоту. Может ты и красив, да только можно тебя легко разбить».

    Иван:

    «Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда гниет, да еще в печь не поставишь, потому что сгореть может.»

    Настя:

    И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришли ковш, кадки, ушаты, стопки.

    Иван:

    Помочь в споре горшку пришла крынка, квасник, кружки.

    Настя:

    Так бы они спорили долго, да на их  шум пришла старуха – кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху. Всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по- своему, раз ее придумал человек.»

    С тех пор деревянная миска и глиняный горшок никогда больше не ссорятся и живут дружно.

    Хорошая сказка получилась?

    Иван:

    Хорошая. А теперь давай поиграем в «камушки».(Иван учит Настю играть, у нее не получается. Начинается шум, возня».

    Входит мать.

    Мать:

    Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите  вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица говорит: «Батюшка Наум, наведи на ум». Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да ее оживить. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты Иванушка - за Деда, а ты Настенька – за бабку. Итак,  читаем:

    (показывают отрывок из сказки: С.Я.Маршака «Сказка про козла»:

    СКАЗКА ПРО КОЗЛА

    Дед:

    (входит в избу с деревянной  вязанкой дров)

    Ах, ах! Ох, ох, ох!

    Что –то нынче стал я плох,

    Слаб, ленив и нездоров.

    Чуть донес вязанку дров.

    Хорошо бы мне прилечь,

    Затопи- ка, бабка печь

    Баба:

    (растапливая печь)

    Ох, и я совсем стара,

    На покой и мне пора!

    Жалко сына нет у нас:

    Он дровишек бы припас,

    Да огонь в печи развел,

    Да  сварил бы щей котел.

    Козел:

    (заглядывает в окно)

    Здравствуй баба, здравствуй дед!

    Я сварю для вас обед.

    Дед:

    Кто к окошку подошел?

    Баба:

    Аль не видишь, наш козел.

    Дед:

    Он ли это?

    Баба:

    Как не он!

    Дед:

    Сон ли это?

    Баба:

    Нет, не сон.

    Дед:

    Жил я баба много лет.

    Видел баба, белый свет.

    А таких разумных слов

    Не слыхал я от козлов.

    Козел:

    (появляясь на пороге)

    Слушай баба, слушай дед.

    Я сварю для вас обед.

    Щей таких вам наварю,

    Что не снились и царю.

    Где капуста, где котел?

    (ставит котел в печь)

    Дед и баба:

    Ай да умница, Козел.

    Козел:

    Сколько ссору на полу,-

    Надо взяться за метлу.

    Тут подмел и там подмел.

    Баба

    Ай да умница козел.

    Козел:

    Я лениться не люблю.

    Дров на завтрак наколю.

    Хоть оброс я бородой,

    А козел я молодой.

    Раз-два, раз-два!

    Ловко колются дрова.

    Дед и баба:

    Ай да умница козел!

    Сколько дров он наколол!

    Козел:

    Сбегать по воду пора.

    Дай ка бабка два ведра.

    (уходит по воду)

    Дед и баба:

    Ай да умница козел!

    Он и по воду пошел!

    Баба:

    (глядя в окошко)

    Побежал к реке задворками.

    Дед:

    На бегу звенит ведерками.

    Баба:

    Не козел у нас, а клад…

    Дед:

    Погляди, идет назад.

    Козел:

    (входя)

    Час обеденный пришел

    Накрывать пора на стол.

    (раздает посуду)

    Сядьте рядом на скамью.

    Накормлю вас, напою.

    (кормит деда, кормит бабу)

    Баба, ешь, да не спеши.

    Баба:

    Щи уж больно хороши!

    (молча едят)

    Козел:

    А теперь  совет такой:

    Пообедав, на покой.

    Вы поспите нынче всласть.

    Я же тихо буду прясть.

    И за пряжей вам спою

    Баю – баюшки – баю.

    (прядет и поет)

    Баю – баюшки – баю.

    Я вам песенку спою.

    Как мой дядюшка козел

    В огородники пошел.

    В огородники пошел,

    Всю капусту прополол.

    Где была капуста

    Нынче стало пусто…

    Спишь ли баба, спишь ли дед?

    Петь вам песню или нет?

    (дед и баба молчат)

    Мать:

    Понравилось?

    Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите, сколько дел переделал козел за день.

     И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте- ка сейчас сходим за водой.

    Уходят.

    В.П.

    Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать,  как оживали одна за другой сцены деревенской жизни? Но ведь это только маленькая часть быта обыкновенной русской семьи. В своих группах, на занятиях  вы узнаете, как жила крестьянская семья зимой, весной, летом, как изменялись повседневные занятия каждого члена семьи в зависимости от возраста и времени года. Подробнее познакомитесь с тем, как в старину строили дома, узнаете о старых домах. Может быть,  в ваших семьях сохранились старинные вещи, которые могли бы рассказать много интересного об их владельцах, о жизни наших прабабушек.

    До встречи.



    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

    КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

    «ЖИЛИ- БЫЛИ»

    Задание  (дается предварительно)

    ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

    Приглашаем вас на игру «Жили-были».

    При подготовке к игре:

    -узнайте о своей семье, родственниках, происхождении своей фамилии;

    - познакомьтесь с такими понятиями как:   Род, родство, родословное дерево,                

     семейная реликвия;

    - вместе с родителями полистайте страницы семейного альбома;

    -разучите игры ваших бабушек и дедушек.

    Предлагаем вам принять участие в конкурсах:

     - Рисунков по теме «Моя семья»,

     - Родословных деревьев,

     - Рассказов о своей семье,

     - Семейных альбомов.

    Ждем ваши работы до 1 ноября.

    Удачи вам.

    Ваши старшие кружковцы –краеведы Городской станции юных туристов.

    Ход  конкурсно- игровой программы

    Ведут встречу Бабушка- Забавушка и Дед – Всевед.

    Д.В. Здравствуйте юные краеведы!

    Мы рады видеть вас на игре «Жили-были». О чем говорит название игры? Так начинались многие старинные сказки. А значит, речь пойдет о старине. Наша игровая программа посвящена семье.

    Б.-З. В каждой семье есть бабушки и дедушки. Вот мы с вами сегодня побываем в гостях у Бабушки - Забавушки и Деда – Всеведа.

    Д.-В. Как все дедушки,  Дед - Всевед много знает и, потому будет делиться с вами своими знаниями.

    Б.-З. Как и все бабушки, Бабушка - Забавушка,  очень любит своих внуков, поэтому будет играть с вами, загадывать загадки.

    Д-В. Ну что-ж, начнем игру.

    Б-З. А я начну с загадки.

    Человек придумывает загадки с давних времен. Много загадок мы встречаем в сказках, в них они помогали героям проникнуть в волшебный замок или расколдовать прекрасную принцессу.

    В одной из сказок есть такая загадка:

     Кто  утром ходит на 4 ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х? (человек).

    А вот еще одна загадка для вас:

    Мой первый слог

    Средь цифр найдете.

    Конец ищите в алфавите.

    А целое не трудно отгадать.

    Взирая на детей, на их отца и мать. (семья)

     - Как коротко записать слово семья ?( 7-я)

     - А почему 7-я, а не 8-я ( ответы детей)

    - Сколько членов в вашей семье?

     - У кого в семье -  7 человек? У кого больше?

    Д-В. Вы знаете,  как раньше называли родителей?

    Отца называли «Большак», т.к. он был главой семьи, а мать – «Большухой», потому что она считалась хранительницей семьи, распоряжалась всей работой в доме.

    Говорили так: «Отец - голова, мать – шея, куда голова повернется, туда и шея», так что друг без друга они никуда.

    «На свете  все можно найти, кроме отца и матери» -  вот почему старинная книга «Домострой» учила: «Любите отца и мать свою, слушайте. Повинуйтесь во всем, и старость их чтите…»

    «Домострою» уже более 400 лет, но наставления, которые даются в нем не устарели и сейчас.

    После матери и отца самыми близкими являются бабушка и дедушка:

    -Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

    -Бабушке только один дедушка не внук.

    -Был бы дедуся, никого не боюся,  дед – щиток, кулак – молоток!

    Выступления ребят   -  рассказы о бабушках.  

    Б.-З. Вы ребята, не раз слышали такие поговорки:

    -Мы из знатного рода,

    -Без роду, без племени,

    -Это у нас в роду,

    -Иваны, не помнящие родства.

     Что значит слово «Род»?

    Д. - В.  Это несколько поколений, у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тетей, бабушкой.

    Оказывается,  давным – давно, когда люди верили в то, что существует множество богов: Бог Солнца, Бог Земли, Неба, Травы. Самым главным считали божество по имени Род. Древние думали, что Род дал жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов, в которых содержится слово  корень –« род».

    Задание: Назовите слова, в которых содержится корень – род (природа, народ, Родина, урожай …).

    Позже, когда люди забыли, что Род- создатель Вселенной, он стал покровителем семьи и превратился в обыкновенного Домового. Чтобы сохранить историю рода своей семьи, люди стали составлять свои  «родословные».  

    Б. - З.  Как, в виде чего составляли свои родословные?

    Родословная изображалась в виде дерева: молодые ветки - это мы с вами (дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки, бабушки, прабабушки.

    -Почему именно в виде дерева?  

    Как у дерева, так и у человека молодые веточки не могут существовать без ствола и корней.

    Д. - В.  В средние века вступить в рыцарский союз мог только рыцарь, который хорошо знал свою родословную.

    В знатных семьях родословное дерево помещалось в золотую рамку и висело на самом почетном месте, и как только в семье появлялся новый член, появлялась новая веточка.

    Б.-З.  А вот вам загадки про вас и про ваших родственников:

    1.Я составила родословное дерево: получилось 2 бабушки, 2 дедушки, 4 прабабушки, 8 прадедушек. Может ли быть такое?

    2. 2 матери, 2 дочери, бабушка с внучкой, сколько всех? (трое: бабушка, мама, дочь)

    3.У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (1)

    4.Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( я сам).

    5.Бабушка- это мамина мама. А кто дядя?

    6.У вас есть родной брат, у него дочка. Как вы будете называть ее и она вас?

    7.Как назвать сестру вашей мамы?

    Следующая моя загадка:

    -Что принадлежит тебе, а пользуются этим другие ? (имя)

    -Как вы думаете, для чего человеку , когда он рождается, дают имя?

    Д.-В. Каждого человека называют по имени, чтобы отличить его от других, благодаря имени человек и становится известным. С именем Иван, без имени болван.

    - Как вы думаете, что такое Первунья, Ждан, Нечай, Молчун? Это имена. Много лет тому назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребенку в семье давали имя Первак, второму- Вторуня. Если мальчик родился темноволосым – его звали Черныш, маленького ростом Малюта, долгожданного ребенка звали Любим, Добрыня, родившегося весной Вешак.

            А потом на Руси ввели календарь, в котором у каждого дня были свои имена. Если малыш родился 2 августа - в Ильин день, его называли Илья, 12 июля - Петр или Павел,

     14 марта – Евдокия. Такие имена назывались календарными.

            Составляя родословное древо можно узнать,  какие имена носили наши предки. А как появились ваши имена?  Что они означают?

    Рассказ ребят об именах в семье

    Б-З. проводит игру  «Я знаю пять имен…»

    Загадка: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

                   Захотели сладкого сахарного пряничка.

                   Бабушка по улице старенькая шла

                   Девочкам по денежке бабушка дала:

                   Марьюшке -  копеечку,

                   Марусеньке – копеечку,

                    Машеньке – копеечку,

                   Манечке – копеечку.

                   Вот такая добрая бабушка была.

                   Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

                   Побежали в лавочку и купили пряничка.

                   И каждый задумался глядя из-за угла:

                   Много ли копеечек бабушка дала?       (1 копеечку)

    Задание:

    От полного имени Александр (и др.) образуются ласкательные имена. Кто назовет больше?

    Д.-В. Итак, у каждого человека есть имя.

    Но в деревне могут быть несколько Иванов, тогда как узнать,  какой из них нужен. Тут на помощь приходит фамилия- второе имя человека.

    А откуда появилась фамилия ?

    Одни возникли от имен: Иванов, Ефремов; другие от прозвищ: Говорухин, Толстой, Белов, есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Лесков, Рощин.

    Много фамилий говорят о том, чем занимались наши дедушки наших дедушек: Ткачев, Мельников, Рыбаков. Фамилии переходят от старших к младшим из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. Опозорить фамилию, означает проявить неуважение к старшим, к родным, которые ее носят.

    -  А вы задумывались, как произошла ваша фамилия?. Какая у нее история?

    Рассказ об истории фамилии одного из учеников.

                                       ПРАДЕДЫ

                                                                     Г.Граубин

    Кем был твой прадед на Руси-

    Свою фамилию спроси.

    Есть в каждом классе Кузнецов.

    Кто прадед Кузнецова?

    Он был из рода Кузнецов

    Отец отца отцова.

    У Гончарова прадед знал

    Гончарный круг и глину.

    У Дегтярева деготь гнал,

    В дегтярне гробил спину.

    Быть может,  юный Столяров

    И с долотом не сладит,

    А прадед был из мастеров

    Он столяром был – прадед.

    С пилою Пильщиков дружил

    Мял Кожемякин кожи.

    В атаки Воинов ходил.

    Стрельцов сражался тоже.

    Звучат как музыка, как стих

    Фамилии простые.

    Вглядись и ты увидишь в них

    Историю России.

    Д-В. Но, говоря об имени и фамилии человека, надо помнить поговорку

    «НЕ ИМЯ СЛАВИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК СЛАВИТ ИМЯ».

    В каждом  доме есть вещи,  которые связаны с историей семьи, передаются из поколения в поколение и свято хранятся - это  семейные реликвии. Это может быть, полотенце, которое соткала и вышила прабабушка, подвенечное платье мамы, самовар дедушки,  возле которого собиралась вся семья. Все это можно найти в бабушкином сундуке.

    Рассказ одного из учеников о семейной реликвии.

    Б-З. Что еще может рассказать нам о семье?

    Что помогает запечатлеть самые важные значительные события в жизни семьи? (фотографии).

                                Этот глаз - особый глаз

                                 Быстро глянет он на вас

                                 И появится на свет самый точный

                                 Ваш портрет.

    Фотографии появились сравнительно недавно. Сначала их делали на металлических пластинках, и чтобы получить всего один снимок перед камерой приходилось сидеть целый час. Позже фотографии стали делать на плотном картоне.

     

     (Показ старинных фотографий).

    Во многих семьях фотографии собраны в семейные альбомы.

    Выступление по теме  «Листаем семейный альбом»  (см. Приложение №1 ).

            Итак, ребята, наша игра заканчивается. Вы узнали, что такое семья, что такое РОД, какие имена носили наши предки, как произошли фамилии, вместе мы заглянули в бабушкин сундук и полистали страницы семейного альбома.

    Теперь нам осталось совершить экскурсию на выставку наших рисунков, родословных деревьев.

     Подведение итога творческих  конкурсов.

    Награждение лучших работ.

     ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    СЦЕНАРИЙ    ВЫСТУПЛЕНИЯ    «ЛИСТАЕМ СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

     

    На сцене уютная квартира. Накрыт стол.

    1.

    Однажды гости собрались

    В одном уютном доме,

    В который семьями пришли,

    Как добрые знакомые.

    2

    Пришла семья Петровых

    3.

    Семейство Ивановых

    4.

    Пришла семья Дубининых

    Вед.

    К хозяевам Любимовым

    Сначала гости пили чай

    С хозяевами вместе.

    Потом как - будто невзначай

     Запели дружно песню.

    Песня : «Изгиб гитары желтой»

    Вед.

    Вдруг кто-то промолвил

    З. Как жизнь нам сделать интереснее

    Вед

    И все ответили:

    Все хором: Пустяк!

                         Быть просто нужно вместе!

    2.Нет, надо спорт не забывать

    Вед

    Ответили Петровы

    3. Значки и марки собирать

    Вед

    Сказали Ивановы

    4. Нет,  надо в турпоход ходить!

    Вед

    Промолвили Дубинины

    И обратились все тогда к хозяевам Любимовым

    3. А вы молчите почему?

        Иль нет у вас секрета?

    Вед.

    И после- краткой паузы

    Услышали ответы

    1.Любимовы

                   Согласны с вами мы вполне

                   Да марки, спорт и песни,

                   Конечно, сделают в семье

                   Жизнь точно интереснее

                   Наш прост секрет

                   К чему скрывать?

                   Мы любим в нашем доме

                   Смотреть,

                                  Хранить

                                               И соблюдать

                                 СЕМЕЙНЫЕ   АЛЬБОМЫ.

    Садятся.

    Достает Семейный альбом.

    Вот драгоценность всей семьи

    Из рода всего нашего

    Садитесь поудобней вы!

    Альбом Вам свой покажем мы….

    2.Любимовы

                          Наш род пошел от двух сердец

                          От пламенных, любимых

    Вед

    Любимовых?

                           Да, догадались, молодец!

                           Отсюда мы Любимовы…

                           Вот наша бабушка и дед

                           Они нам только в радость

                           И вам дадим сейчас совет

    Все хором                       Все уважайте старость!!!

    Песня «Бабушка с дедушкой»

    Любимовы

                            А это фотография

                            На ней вы - папа с мамой,

                            Я так ее всегда люблю

                            Альбом открою и смотрю.

                                 Песня «Самая хорошая»

                              А здесь мой папа был печальный

                              Был у него плохой начальник

                              Его хотели успокоить

                              Развеселить тогда мы с мамой

                              Но все равно на этом фото

                              Остался папа мой печальный.

                                             Песня «Раньше папа был такой веселый»

    4.Любимовы

                             А здесь я, помню, так просила

                             Сестренку иль братишку

                             Мне мама песню сочинила,

                             Сейчас ее услышите вы.

    Песня  «Диалог о рождении 2 ребенка»

    Песня «Я всю неделю жду воскресенья»

    5.Любимовы

                           Не так уж важно,

                           Чем семья вся будет заниматься.

                            Но лишь в одном уверен я:

                           Семью хранить старайтесь!

    6.Любимовы

                           А мы хотим вам дать совет:

                           Скорее заведите в доме,

                           Если у вас еще конечно нет

    Все хором :    СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА!

    ФОТОГРАФ:

                            Садитесь поудобнее!

                            Вот птичка!

                            Всем внимаааание!

                            Улыбки!

                            Вас в альбом

                            На память я снимаю!!!

    7.Любимовы

                           На фотографии все вышли здорово!

                           И вся семья Петровых,

                           Семейство Ивановых,

                           И вся семья Дубининых,

                           Да и семья Любимовых.

    Но прелесть есть, пожалуй,  в том,

    Что род наш умножается

    И не кончается альбом

    Ведь жизнь все продолжается.

    И все же все решили так:

    Чтоб жить нам интереснее,

    Конечно,  быть должна семья

    Всегда и всюду вместе!!!

    Песня «Мы желаем счастья вам».



    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

    КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»

     Цель- обобщить знания детей по теме « Семья»

    Ведущий:

    Все любят тебя без особых причин:

    За то, что ты внук, за то, что ты сын.

    За то, что малыш, за то, что растешь,

    За то, что на маму и папу похож.

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей.  (В.Берестов)

    С детства вас окружает забота и любовь родных. Они всегда рядом с вами. А много ли вы знаете о них? Говорите ли вы с ними о том, каким  было их детство, ведь они  тоже, когда то были  маленькими. Знаете ли вы как познакомились ваши родители, как появилась ваша семья?

            А что такое по- вашему семья?

    Она может быть небольшая, состоящая из 2,3,4 человек. А может быть большая, например 7 человек, как это было обычно на Руси (7 – «Я»). Давайте постараемся назвать всех семерых.

            Когда можно увидеть семью в полном сборе? Конечно за  столом. Значит, чтобы поближе познакомиться с семьей, надо прийти на семейный праздник. Например, на день рождения. Сегодня я приглашаю вас на день рождения к одной девочке. Мы вместе посидим за праздничным столом, попробуем именинного пирога, заодно поговорим о том, что такое семья.

     Представляю вам наших героев:

     -Девочка Настя, сегодня ей исполняется 10 лет. День рождения ее любимый праздник.

     - Ее мама ,  Неля Федоровна, она – учитель начальных классов. Вся работа по дому на ней.

    - Настин папа- Дмитрий Викторович, работает мастером на заводе, многое знает и умеет.

    - Бабушка- Валентина Анатольевна, современная молодая бабушка, но очень нежная и ласковая.

    Кроме того , девочки – подружки Насти, которые пришли на день рождения. Считайте, что и все вы тоже приглашены на день рождения Насти. Настя- девочка общительная, надеюсь,  вы все с ней подружитесь.

    ИТАК НАЧНЕМ

    Мама:

    Настя, тебе уже пора надеть праздничное платье.

    Бабушка:

    Дочка, а ты помнишь свой день рождения,  когда тебе исполнилось 10 лет?

    Мама:

    Конечно, я впервые пригласила друзей и мне хотелось, чтобы мой день рождения был таким же как у взрослых: с танцами и музыкой. Магнитофона у нас не было, и мы попросили его у соседей. Магнитофон был большой, мы еле- еле принесли его, а он так и не понадобился.

    Мы с девочками забыли про него, потому что итак  было   весело.

    Мама:

    Сколько лет прошло.А вот, кажется,  и наши гости.

    (входят девочки)

    Девочки Хором :

    С днем рождения! (вручают подарки: фотоальбом, плеер)

    Настя:

    Проходите , девочки. Знакомьтесь – это мои мапа, папа, бабушка, дедушка.

    Бабушка:

    Настя, пока печется  пирог,  займи- ка девочек

    Оля :

    Ой, Настя, какой у тебя уютный дом.

    Настя:

    Это все мама.

    Света:

    Как много разных интересных предметов, сувениров..

    Настя:

    Это все  дедушкино. Он много путешествует и из каждого города обязательно привозит что- нибудь на память. Бабушка говорит, что наш дом скоро будет похож на музей.

    Саша:

    А что подарили тебе родные?

    Настя:

    Пока это для меня тайна. В конце праздника мы узнаем о подарке, мне обещали сюрприз.

    Света:

    Настя, расскажи  о своей семье.

    Настя:

    Ну, семья как семья: мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте лучше танцевать. (включается музыка,  танцы.)

    Настя:

    Бабушка, давай танцевать с нами.

    Бабушка:

    Настя, я не умею.

    Саша:

    А под какую музыку вы умеете?

    Бабушка:

    Правда интересно? Я включу свою любимую мелодию- старые песни теперь в моде.( включается магнитофон) Вам нравится? Знаете, почему я выбрала эту песню? Когда мне было 20 лет, я каждое воскресение вместе с подругами ходила в Глуховский парк на танцы. С тех пор все так изменилось… Парк был гораздо больше, чем сейчас, работали карусели, летняя эстрада, библиотека, парашютная  вышка, с которой можно было увидеть весь город, 45 лет назад в городе не было 9- этажных домов, а 5-ти этажные только начинали строить. И поселка Октября, и поселка Володарского не было, на их месте, да и  в центре города, стояли одно-  и  двухэтажные дома. Поселок Заречье был только в проекте.

    Настя:

    Бабушка, ты же рассказывала про танцы.

    Бабушка:

    Так вот, однажды мы с подругой, как всегда, пришли на танцы, зазвучала именно эта песня в сопровождении оркестра, очень хотелось, чтобы кто-то пригласил меня на танец. Вдруг ко мне подошел красивый молодой человек с темными волосами и пригласил на танец.

    Настя:

    Это был мой дедушка? Но ведь у него светлые волосы?

    Бабушка:

    Это сейчас он поседел, а раньше был жгучим брюнетом.

    Оля:

    А кстати, где ваш дедушка?

    Бабушка:

    Наш дедушка отправился в очередное путешествие, он у нас турист. Кстати, тебе, Настя, телеграмма от дедушки.

    Света:

    Интересно, а как он выглядит.

    Настя:

    Я покажу вам  его фотографию

    (достает фотоальбом)

    Вот наш дедушка. Это он на Кавказе, это в водном походе по Карелии, а это на Камчатке.

    Девочки:

    Какой молодец!

    Настя:

    С дедом мы любим путешествовать: ходим за грибами, за ягодами, и , как дед говорит: «за здоровьем». Он научил меня разжигать костер, ставить палатку (Настя убирает фотоальбом).

    Оля:

    Нет, Настя, подожди, давай еще посмотрим фотографии.

    Мама:

    Хотите, я вам покажу фото Насти, когда ей был всего год. Правда, красавица? Сейчас у нее карие глаза. А когда родилась, были голубые. Так бывает. А на этой фотографии ей 3 года. Как раз тогда с ней произошел такой случай. В воскресный день мы гуляли по парку, я встретила одну знакомую. Мы остановились поговорить, и не заметили, как Настя от нас убежала. Я очень испугалась и начала ее повсюду искать. Она оказалась на летней эстраде, там, где играл оркестр и танцевали взрослые, танцевала рядом с ними, руки в боки и пляшет. Было очень смешно. А с вами ребята происходило что- нибудь подобное в детстве? Можете рассказать? (рассказы детей)

    Игра «Как живешь- вот так!».

    Бабушка:

    Я хочу вам показать самую старую фотографию вашего семейного альбома. Ей больше ста лет. На ней мой прадед, он работал мастером на Истомкинской ткацкой фабрике. Фотография похожа на школьную: в углу – здание фабрики, а портреты рабочих и служащих в овальной рамке, очень интересно, но это отдельный разговор….

    Ребята , а у вас есть в доме семейные альбомы? Есть ли среди фотографий очень старые?.

    (входит Настин брат Вовка).

    Настя:

    Знакомьтесь, мой брат Володя.

    Вова:

    Привет, девчонки.

    Настя:

    Кстати, мой брат может рассказать вам много интересного о нашей семье.

    Вова:

    Могу. Я составил родословное древо.

    Настя:

    Какое ветвистое дерево.

    Оля:

    Как ты составил это дерево. Ведь это не так просто.

    ВОВА:

    Если честно, мне помогал дед, вместе с ним мы пересмотрели массу фотографий, встречались со своими даже совсем дальними родственниками, ходили в краеведческий музей. И хотя нет в нашем роду знатных и богатых людей, могу с гордостью сказать, что все они были людьми честными и трудолюбивыми.

    А вы девочки хорошо ли знаете своих предков, сейчас проверим.

    Загадки:

    1.Я составил родословное древо, получилось : 2 бабушки, 2 дедушки, 4 прабабушки и 8 прадедушек. Может ли быть такое?

    2.2 матери, 2 дочери, и бабушка с внучкой, сколько всех? (3 б., м, д.)

    3.У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько сестер? (1)

    4.Сын моего отца, а мне не брат. (я сам)

    5.Бабушка- это мамина мама, а кто дядя?

    6.Как назвать сестру вашей мамы?

    7.Может ли быть тетя младше племянницы?

            Да, родословное дерево может рассказать о многом. А какие замечательные старинные имена в нашем роду.: Прохор, Тимофей, Анисим, Марфа, Анастасия.

    Настя:

    Значит, в нашем роду уже была Анастасия? Это в честь ее меня так назвали?

    Бабушка:

    Да, наша прабабушка была очень умной женщиной, лечила людей с помощью разных трав. В деревне ее очень любили и уважали.

    Настя:

    Я тоже хочу стать врачом.

    Мама:

    А еще мы дали тебе это имя потому, что как встарь заглянули в Святцы, специальную книгу, в которой каждому месяцу соответствует какое- либо имя. В ноябре как раз день Святой великомученицы Анастасии.

    Света:

    А всем людям именно так дают имена?

    Мама:

    Нет, но мы решили не нарушать семейной традиции.

    Настя:?

    Интересно, что обозначает мое имя?

     Вова:

    А вот фамилии на нашем родословном дереве появились не так давно. Наша фамилия исходит от имени прадеда Ивана, поэтому мы Ивановы.

    Папа:

    А наша фамилия Кузнецовы, наверное, наш предок был кузнец.

    Мама:

    Что же, кажется пирог готов, пора за стол.

    Все:

    Какой вкусный пирог!

    Настя:

    Ой, мама, я разлила чай, пожалуйста вытри.

    Папа:

    Я уронил кусок пирога на брюки, Неля дай полотенце!

    Мама:

    Знаете, мои дорогие, я не успела присесть, а вам то одно, то другое, что я вам служанка что ли? Смотрите, а то произойдет с вами такая история как с одним мальчиком. Чтение ролям сказки Г.  Остера «7 мам Семена Синебородько»

    Папа:

    Да, очень смешная история. Где у нас полотенце?

    Настя:

    А я, пожалуй,  все сама сделаю.

    Бабушка:

    Я вижу, вам понравился мой пирог. Это моя бабушка научила меня его печь. В праздничные дни вся семья собиралась за большим столом, все шутили, пели песни, и  конечно пробовали бабушкин пирог.   Взрослые очень любили нас, детей, но держали в строгости. Мы были всегда рядом с родителями и помогали по хозяйству. Дел было много: и корову подоить, и дом убрать, и воды принести. Не то что сейчас: мы живем в квартирах, за водой идти не надо, она из водопровода течет, и корову держать не надо- молоко в магазине есть. А дети только гуляют и совсем не помогают взрослым.

    Настя:

    Почему, я иногда помогаю мыть посуду. Хоть я и слышала, что в Японии детям все разрешают и ничего не запрещают делать.

    Папа:

    Это просто какая то фантастика., хотя есть и доля правды. Я читал, что в Японии действительно детей балуют, но только до школы. Японцы не ругают своих детей, совершенно не реагируют на их плохое поведение. Например, пятилетний малыш, которому наскучило дожидаться маму в парикмахерской, может раскрыть банки с кремом намазать   им зеркало, или  себя, причем ни мастер, ни сидящие рядом женщины , ни даже мать не скажут ему ни слова. Но, зато, как только японский ребенок отправляется в школу, жизнь его становиться совершенно иной. Появляется множество запретов и обязанностей, так что о своей беззаботной жизни до школы можно только вспоминать.

    Настя:

    Жаль, а то я уже хотела позавидовать японским детям.

    Папа:

    Еще труднее было бы тебе, если бы ты жила в Америке, потому что американские родители считают своим долгом воспитать детей приспособленных к жизни, умеющих рассчитывать только на себя. К окончанию школы американские дети становятся практически независимыми. Американская мама, даже если не работает, она не служанка, а менеджер. Она распределяет всю работу по дому между членами семьи. Каждый делает то, что может. Американские бабушки тоже очень деятельны, у них масса дел и посидеть с внуком они могут далеко не всегда… Американская семья – это слаженная команда, выполняющая определенную работу.

    Настя:

    Хорошо, что у меня не американская бабушка.

     Мама:

    Да, наука шагнула далеко вперед, теперь воспитание занимаются не только родители, но и радио, телевидение, компьютерные программы. Моей любимой передачей в детстве была «Радионяня».  ( «Радионяня» - песня)

    Игра- повторялка    «Ехал Ваня..»

    Ведущий:

    Вы не забыли, кто вас пригласил на день рождения?
    Надо поздравить нашу именинницу.

    Конкурс на самое интересное и оригинальное поздравление.

    Ведущий:

    А теперь настало время вручить тебе подарки.

    Папа:

    Я дарю тебе мою любимую книгу «Маленький принц». Она научит тебя быть внимательнее и добрее к людям.

    Мама:

    Ты любишь слушать музыку? Я подарю тебе диски, на них  не современные песни, а наши с бабушкой любимые. Послушай эти песни, и может быть, они помогут тебе лучше нас понять.

    Вова:

    Тебе подарить я решил то самое родословное дерево, о котором рассказывал. Ты- новая веточка в нашем роду, постарайся быть хорошей веточкой, достойной своих предков.

    Бабушка:

    У меня самый ценный подарок. Это семейная реликвия- старинное полотенце, которое вышила наша прабабушка Анастасия. В детстве она подарила его мне, на всю жизнь я запомнила ее слова.  «Пусть это полотенце принесет тебе счастье. Пока ты еще маленькая, а как станешь взрослой, полюбишь  достойного человека , и захочешь с ним судьбу связать. Как пришлет он к тебе сватов, тогда оберни руки его и свои этим полотенцем  .И как полотенце вас связало, так и быть вам неразлучными. Так и получилось. Мы с твоим дедушкой живем счастливо. Думаю, что и тебе полотенце принесет счастье. Храни его!

    Настя:

    Спасибо, бабушка, какое красивое. А какая вышивка! Очень хочется самой такую красоту творить. Научишь бабуля?

    Бабушка :

    Конечно научу!

    Далее маленький концерт. Награждение победителей конкурса рисунков «Моя семья».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсно-игровая программа "Женщина. Весна. Любовь"

    Разработка классного часа с родителями, позволяет сблизить работу "Семья" - "Школа"...

    Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

    Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

    Конкурсно-игровая программа "Арбузник"

    Приходите веселиться и арбузом угоститься,Вместе дружно поиграете, много нового узнаете!...

    конкурсно-игровая программа "Природа Подмосковья"

    сценарий занятия-игры (занятие можно провести внутри учебной группы или применить для разработки массового мероприятия)...

    Сценарий театрализованной конкурсно-игровой программы "Священный обряд племени Мумба-юмба по оздоровлению человеческого тела и души"

    Данная театрализованная конкурсно-игровая программа, приуроченная к Году здоровья ребёнка, была разработана в мае 2012 года и проводилась в дни летних каникул для детей 8-12 летнего возраста, посещающ...

    Конкурсно -игровая программа "Живая старина"

    Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...

    Конкурсно -игровая программа "Жили были"

    Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...