Программа дополнительного образования по развитию вокальных данных "Росинка"
методическая разработка по теме

Салдина Ольга Вячеславовна

Данная программа поможет организовать занятия вокальной студии или кружка для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В ней содержатся основные разделы подобного рода работ - введение, учебно-тематический и календарный планы, отражены параметры ожидаемых результатов и дана приблизительная схема одного занятия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_studiya.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

дополнительного образования детей в ДОУ

по развитию вокальных данных

«Росинка»

                                           Салдина О.В.

-  Введение  -

          Вокальные данные - даны каждому человеку от природы, и от того как они были развиты в период детства, зависят его вокально-интонационные навыки в последующем.

          Планомерно занимаясь развитием вокальных данных ребёнка с раннего детства, можно расширить его певческий диапазон, точность музыкальной интонации (чистота), выразительность пения, чёткость дикции и, самое главное, привить ему интерес и любовь к миру музыки.

           Знакомясь с произведениями зарубежных и отечественных композиторов, известными детскими и эстрадными песнями, мы помогаем ребёнку в формировании его музыкально-эстетического чувства.

           Работая над образной стороной произведений, дети учатся выражать свои эмоции, передавать тот или иной характер музыки (печальный, радостный, игривый и т.д.) средствами мимики.

           В обучении пению, у ребёнка также развивается слуховая и музыкальная память, внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата.

           Все эти аспекты предусмотрены в программе по развитию вокальных данных, адаптированной для условий ДОУ для детей, начиная с 4-х летнего возраста.

-  Цель и задачи  -

Цель программы:

Развитие музыкальных данных ребёнка через обучение вокально-интонационным навыкам.

Задачи программы:

Знакомить детей с возможностями собственного голосового аппарата,

Обучать элементам певческих упражнений, фонопедической гимнастике (по В.Емельянову)

Развивать навыки правильного певческого и речевого дыхания, членения фразы на слоги, взятия дополнительного дыхания (перехват), силу и продолжительность выдоха.

Учить детей выразительному, чистому пению, постепенно расширяя диапазон голоса.

Развивать чувство ритма, темпа, динамики, и учить отражать их в пении

Учить слушать  и различать музыку (песни) разных жанров и характера, отмечать составляющие её музыкальные компоненты и  передавать их в пении,

Развивать умение слышать друг друга и действовать в ансамбле,

Воспитывать вежливость, взаимоуважение, поддерживать эмоциональный комфорт и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

-  Планирование и содержание работы  -

     Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю. Для детей  4-5 лет (20 минут), для детей 6-7 лет (25-30 минут).

Календарный план:

Месяц

Сен-тябрь

Ок-тябрь

Но-ябрь

Де-кабрь

Ян-варь

Фев-раль

Март

Ап-рель

Май

Июнь

Кол-во занятий

8

8

8

8

6

8

8

8

8

8

Всего занятий в год:  78

Учебно-тематический план:

Артикуляционная разминка комплекс №1

Слушание: регистры (высокий и низкий)

Распевки и муз.загадки

Пение: Знакомые мелодии детства (Облака, Автор текста (слов):

Козлов С. Композитор (музыка):

Шаинский В. Песенка кота Леопольда Автор текста (слов):

Хайт А. Композитор (музыка):

Савельев Б.)

Артикуляционная разминка комплекс №1

Слушание: диапазон (ступеньки) Распевки и муз.загадки, речевые игры

Пение: Характерные песни (Ква-ква – какая песенка, Слова Ю. Энтина,

музыка А. Рыбникова Листья осыпаются С.Насауленко)

Артикуляционная разминка комплекс №2

Слушание: мелодии колыбельной. Распевки и муз.загадки

Нотная грамота: скрипичный ключ, стан, ноты, звукоряд.

Пение: Характерные песни (Наш котёнок, Слова и музыка: Юрий Трофимов; Песенка вьюги, Песенка-чудесенка; Слова: А. Кондратьев

Музыка: М. Протасов)

Артикуляционная разминка комплекс №2

Слушание: звуки скрипки. Нотная грамота: названия нот.

Распевки и муз.загадки

Новогодний репертуар: Зимняя сказка, Праздник весёлый стучится к нам в дом (А.Ермолова). Закрепление:  Песенка-чудесенка, Наш котёнок.

Артикуляционная разминка комплекс №3

Слушание: звуки свирели. Нотная грамота: Пауза.

Распевки и муз.загадки

Пение: Снежная песенка, Музыка Д. Львова-Компанейца Слова С. Богомазова; Песенка Фунтика. Слова В. Шульжика, музыка В. Львовского

Артикуляционная разминка комплекс №3

Слушание: музыка оркестра.

Нотная грамота: штрихи ( легато, нон легато) Распевки и муз.загадки

Пение: Песенка про папу, Прадедушка (автор музыки А.Ермолов, слова Михаила Загота)

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: духовые инструменты.

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Весенний репертуар: Мамина улыбка (Ж.Цибров), Мама (Слова и музыка Жанны Колмагоровой), Мама для мамонтёнка Муз. В.Шаинского Сл. Д. Непомнящий

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: органная музыка Барокко

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Детская эстрада: Круглая песенка, Ромашки Слова Т. Графчиковой, музыка Е. Лучникова

детская студия «Родники» Слова: Лариса Миронова Музыка Р. Рустамова. Мы запели песенку

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: классика, венская школа.

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Наш сад, Яблонька, Слова М. Пляцковского Музыка Е. Мартынова Детский сад. Слова и музыка Сергея Смирнова

Повторение материала, участие в концертах и развлечениях

-  Навыки и умения, развиваемые на занятиях вокалом  -

I . Музыкальное развитие.

Развитие вокально-интонационных данных,

Развития навыков музыкального ансамблирования,

Формирование понятий об элементах музыкальной выразительности: темп, динамика, регистры; понятия о характере и образе музыкального фрагмента или произведения в целом.

II . Ритмическое развитие.

Знания о разных видах  ритмических рисунков,

Развитие памяти, слухового внимания (слышать, запоминать, различать, узнавать).

III . Эстетическое развитие.

Формирование эстетического вкуса ребёнка на основе знакомства с музыкой различного характера (игривая, маршевая, монотонная, бодрая, таинственная, печальная и др.), а также эстетики движений и осанки при выступлении (пении)

Выявление  индивидуальности ребёнка на основе предпочтений в музыке, играх, сюжетах и характерах («художественный вкус»).

-  Требования к умениям ребёнка  -                                      

Повторять (а в последующем выполнять самостоятельно) за педагогом элементы гимнастики для мимики и артикуляции,

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи,

Проявлять знание последовательности разученных движений, слов песен, знание частей  музыкальных произведений: куплет, припев, повтор и др.,

Координировать движения и пение, вовремя начинать и заканчивать пение, варьировать силу и продолжительность голоса.

Уметь действовать в ансамбле, не перебивать других, не мешать, вступать и заканчивать вовремя.

-  Краткие методические указания  -

Требования к помещению для проведения занятий: простор, уют, хорошее освещение, проветриваемость, оснащение аудиоаппаратурой, фортепиано, магнитная доска.

               -  Приблизительный план занятия детей  4-5лет  -

(Время занятия - 20минут)

Артикуляционная разминка                                              1-2 мин.

Гимнастика для мимики                                                      1-2 мин.

Нотная грамота (работа на  доске)                                     3-5 мин.

Слушание музыки, беседа, обсуждение                           2-4 мин.                              

Распевки и музыкальные загадки                                      3-5 мин.

Разучивание песен и репетиции  выступлений     7-10мин.

Итоги занятия, поощрение                                                  1-2 мин.

 

-  Список литературы  -

Баркан. А.И. Ребёнок в детском саду, М: 2003;

Вихарева Г.Ф. Веселинка: детские песни (CD- 2009);

Вихарева Г.Ф.Пёстрые страницы; С-Пб, - Детство-пресс 2007;

Волчок М.Ю. Вокальные упражнения  и игры, М:1985;

Дмитриева Н.А. Как разработать программу дополнительного образования детей в ДОУ; Тюмень;

Емельянов. В. Фонопедические упражнения; 2006;

Новиковская О.А. Логоритмика; М: 2005;

Развивающие занятия для детей; С-Пб, – Детство-пресс: 2005;

Кацер.О.В. «Музыка . Дети. Здоровье» (CD- 2004)

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения; Ярославль 2000;

Петрова В.П., Музыкальные занятия с малышами; М: 1987;

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку; М:2001;

Тютюнникова Т.Е «Нескучные уроки» (CD – 2007);

Чибрикова-Луговская Е.А. Ритмика: методическое пособие, М:2001.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Рабочая программа дополнительного образования детей кружка "Вокальный"

Программа решает одну из важных проблем – развитие индивидуальных способностей детей коррекционной школы. ...

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет) "ЗНАЙКА"

Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста (4 - 6 лет). Задачи:-познакомить детей с основными эмоциями;-способствовать осознанию своих эмоций;-...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»

Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обыч...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»...

Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша».

Программа дополнительного образования «Говоруша»  относится к социально-педагогической направленности, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной ...