Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет) "ЗНАЙКА"
рабочая программа на тему
Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (4 - 6 лет).
Задачи:
-познакомить детей с основными эмоциями;
-способствовать осознанию своих эмоций;
-формировать умение понимать эмоции других людей;
-развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
-формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;
-обучать приемам регуляции и саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,
т./факс 8 (48147) 24120, 22137
«Рассмотрено» на заседании МС «Утверждаю»
Протокол № 8 от 14.11.2016 г. Директор СОГБУ СРЦН «Исток»
Председатель МС Мищенкова Н.А. Степанова Е.В.
______________________________ ____________________________
Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет)
«ЗНАЙКА»
Составитель: Ляхова Н.Н.
(педагог – психолог)
Демидов
2015
Подпрограмма
«Развитие эмоциональной сферы»
Пояснительная записка
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения, и признается значимость эмоционального развития личности в период дошкольного детства. Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – это те качества, которые все реже встречаются у детей. Психологическую основу эмоциональной отзывчивости дошкольника составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие чувства, как дружба, взаимопонимание, сочувствие и т.д. В наше время, когда развито телевидение, а воспитательные и образовательные процессы компьютеризированны, задача развития у ребенка социальных эмоций (сопереживания, сочувствия, содействия) приобретает особую актуальность.
Действительно, эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию (Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, И.О.Карелина, А.Николаева).
В практике современного дошкольного образования, несмотря на наличие методических пособий по эмоционально-нравственному воспитанию (Буре Р.С., Иванова Г.П., Смирнова Е.О., Холмогорова В. и других), развитие у детей эмоциональной ориентации на сверстника осуществляется эпизодически.
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Академик В.М. Бехтерев подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира так же необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребенка.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
На занятиях воспитанники проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.
Ценность таких занятий заключается в следующем:
- у воспитанников расширяется круг понимаемых эмоций;
- они начинают глубже понимать себя и других;
- у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Содержание и структура подпрограммы соответствуют «Требованиям к оформлению и содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» и ФГОС.
Подпрограмму отличает комплексный характер решаемых задач, последовательность в продвижении от базовых процессов (простейшие способы релаксации и активизации, регуляция двигательной активности) к более «сложным» (называние и регулирование своих эмоциональных состояний, эффективное взаимодействие), разнообразие используемых технологий. В ней активно используются игро- и арт-терапевтические техники, как известные, так и авторские.
Концептуальная основа программы
Содержание подпрограммы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (4 - 6 лет).
Задачи:
-познакомить детей с основными эмоциями;
-способствовать осознанию своих эмоций;
-формировать умение понимать эмоции других людей;
-развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
-формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;
-обучать приемам регуляции и саморегуляции.
Организация занятий
Подпрограмма «Развитие эмоциональной сферы» состоит из 48 занятий
(2 занятия – диагностика).
Занятия проводятся два раза в неделю в течение 6 месяцев по 25 - 30 минут.
Оснащение занятий
- Аудиовидеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно-печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
-проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы
- Организационный этап
- Создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап
- Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап
- Подача новой информации на основе имеющихся данных;
- отработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап
- Обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Условия реализации программы
- Систематическое проведение занятий;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество педагога – психолога с семьёй.
Формы проведения занятий
- Занятия в малой группе;
- индивидуальные занятия.
Основная форма организации образовательной деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.
Используемые методы
- Психогимнастика (мимические и пантомимические этюды);
- релаксационные методы;
- коммуникативные игры и упражнения;
- психомышечная тренировка;
- игровые методы;
- арт – терапия (свободное и тематическое рисование).
Мониторинг программы проводится по методикам
1) Методика Л.П. Стрелковой, в которой выделены следующие параметры:
-адекватная реакция на различные явления окружающей среды;
-дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
-широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
-адекватные проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
2) (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина).
3) Тест тревожности Р.Темлл, М.Дорки, В. Амен.
4) Страхи в домиках М. Памфиловой.
5) Анкета «Агрессивность».
Ожидаемые результаты
1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребенка.
2. Контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников.
3. Зрелое (соответствующее возрасту) поведение в социальных контактах и деятельности.
4. Знание детей основных эмоций (радость, страх, гнев, грусть, удивление, отвращение, вина, стыд, презрение).
5. Представление детей о способах выражения собственных эмоциональных состояниях.
6. Умение графически изображать заданную эмоцию.
7. Умение использовать мимику и пантомимику для передачи своих эмоций.
8. Понимание детьми эмоциональных состояний своих и окружающих людей.
Программа основана на практическом материале педагогов – психологов: С.И. Семенака, Н.Ю.Куражевой , Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой.
Занятия дополнены и переработаны для детей, находящихся в условиях социально – реабилитационного центра.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42 43. 44. 45. 46. 47. 48. | «Знакомство» «Наша группа. Что мы умеем» «Правила поведения на занятиях» «Страна «ПСИХОЛОГиЯ»» «Наши чувства» «Радость - 1» «Радость – 2» «В гостях у грусти 1» «В гостях у грусти -2» «Гнев - 1» «Гнев 2» «Удивление» «Гнев, удивление» «Защитники отечества» «Интерес» «Гордость» «Испуг» «Я не боюсь» «Мамины помощники» «В гостях у обиды» «Учим справляться с чувством обиды» «Зачем человеку чувство стыда?» «Учимся честно говорить о проступке» «Почему трудно признать свою вину?» «Спокойствие» «Детские жалобы» «Пренебрежение. Отвращение» «Учим справляться с чувством протеста» «Всегда ли мы поступаем правильно?» «Можно ли справиться со злом?» «Словарик эмоций» «Как научиться владеть своими чувствами» «Страна Вообразилия» «В гостях у сказки» «Этикет. Внешний вид» «Общественный этикет» «Столовый этикет» «Подарочный этикет» «Гостевой этикет» «Волшебные средства понимания» «Я и моя семья» «Я и мои друзья» «Я и мое имя» «Кто такой «Я»? Черты характера» «Я особенный» «Страна Сказок» «Итоговая диагностика» «Итоговая диагностика» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 | 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 |
Итого | 48 | 4ч.00ми. | 15ч.20мин. |
Тематическое планирование занятий для детей 4 – 6 лет
по дополнительному образованию
«Развитие эмоциональной сферы»
Список литературы
1. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.
2. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.
3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / Занятия и игры. – М.: изд. «Аркти», 1999.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
5.«Психологическая помощь дошкольнику», Н.Я. Яковлева, Санкт-Петербург «Валери СПД»,2002г.
6.Семенака С.И. социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – 7 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 72 с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
8. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию вокальных данных "Росинка"
Данная программа поможет организовать занятия вокальной студии или кружка для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В ней содержатся основные разделы подобного рода работ - введе...
Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения
консультация для родителей : Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения...
Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника»
quot;Развитие эмоциональной сферы дошкольников"...
Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»
Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обыч...
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....