Мастер класс "Сказочные персонажи"
методическая разработка по теме

яковлева наталья александровна

Конкурсная программа по сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

 Шатурского муниципального района Московской области

Мастер - класс «Сказочные персонажи»

творческого объединения «ИЗО»

 

        Педагог дополнительного  образования:

Яковлева Наталья Александровна

г. Шатура.

Цель: научить детей любить сказки, различать добро и зло.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие мышления;
  2. Развитие умений использовать свои знания на практике.

Воспитательные:

  1. Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, сплочённости коллектива;
  2. Воспитание желания быть порядочными и добрыми людьми.

Обучающие:

  1. Привить интерес к сказкам;
  2. Научить видеть доброту в сказках;

Форма проведения занятия: игра-путешествие, конкурсно-познавательное занятие.

Методы:

  1. Беседа;
  2. Задания по карточкам;
  3. Игра-эстафета;

Раздаточный материал: карточки с заданиями, жетоны, значки с названиями команд, карточки с буквами.

Оформление: плакат-таблица игры «Крестики-нолики»

Подготовка к игре:

1. Рисуется поле форматом 3х3 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями 9-ти любых конкурсов.



Сказочная шкатулка



Вспомни сказку



Сказочный калейдоскоп



Золотая рыбка



Эстафета «Баба Яга»



Волшебная сокровищ

ница



Конкурс капитанов



Дополни имя



Собери сказку

2. Формируются 2 команды. Даются названия командам: Крестики и Нолики..(по жребию). Даются отличительные значки командам.

3.  Игры со зрителями.

Правила и условия игры:

  1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса.
  2. Команда проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игра в следующем конкурсе.
  3. Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд ( по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака.

Если командам не удаётся выстроить три своих знака подряд, то разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всего знаков на игровом поле.

Ход мероприятия:

В гостях у сказки.

 Педагог : Здравствуйте, ребята! Вы пришли в гости в творческое объединение «Школа вежливости» и сегодня каждый из вас отправится в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В этой стране очень интересно! В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Как вы думаете, ребята, что это за страна?

Дети: Сказочная.

Педагог: Да, это Страна Сказок! Именно в гостях у Сказки вы сегодня побываете. На примерах добрых героев хорошо учиться вежливости, доброте, справедливости, бороться со злом, учиться защищать всё живое на земле.

Сказочная страна ждёт вас, друзья! Представьте себе, что у вас в руках – волшебная палочка. Чтобы попасть в сказку необходимо сказать волшебные слова и взмахнуть волшебной палочкой. Готовы!

Дети: Да!

Педагог: Вот волшебные слова: «Раз, два, три, быть по-моему вели: хочу попасть в страну Сказок!». Все вместе…

Дети повторяют слова.

Педагог:  Волшебная палочка перенесла вас в сказочную страну. Ребята, здесь сказочники приготовили для вас необычную игру « Крестики – Нолики». Знаете такую игру?

Дети: Да!

Педагог: Но эта игра необычная. Сейчас вам надо разбиться на две команды: 1 команда – «Крестики», 2 команда – «Нолики».

Правила игры:

  1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса.
  2. Команда проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игра в следующем конкурсе.
  3. Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд ( по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака.

Если командам не удаётся выстроить три своих знака подряд, то разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всего знаков на игровом поле.

Готовы к игре?

Дети: Да!

Конкурсы:

  1. Сказочная шкатулка.

Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке:

  1. С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла).
  2. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества. (Яйцо. «Курочка Ряба»).
  3. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая  была заколдована. (Стрела. «Царевна- лягушка»).
  4. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э.Н. Успенский  «Крокодил Гена и его друзья».)
  5. В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с её дочкой. (Цветы. «12 месяцев» С.Я. Маршак.).
  6. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто её автор. (Мочалка. Чуковский «Мойдодыр».)
  1. Сказочный калейдоскоп.

Команды по очереди тянут из шляпы вопросы и после минутного обдумывания отвечают. Если ответа нет, то вопрос передаётся команде соперников.

Вопросы:

  1. Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попала соринка, и я всё стал видеть злым и безобразным». (Кай,  Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».
  2. Кто автор сказки с таким сюжетом? «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразным, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». (Г.-Х.Андерсен. «Гадкий утёнок»).
  3. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? Какое? (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  4. Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк из русской сказки «Волк и семеро козлят»).
  5. Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке? (В коробе у медведя за спиной).
  6. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю? (Емеля из сказки «По щучьему веленью» поехал во дворец на печке.)
  7. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?
  8. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)

III.   Вспомни сказку.

Каждая команда получает карточку, на которой написано название сказки и вопросы по ней:

  1. Сколько героев в этой сказке?
  2. Какие слова в ней чаще всего повторяются?
  3. Чему учит данная сказка?

На обдумывание даётся одна минута.

«Колобок» - сказка для первой команды. ( семеро героев: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Учит осторожности. Слова: «Я колобок, колобок…»)

«Репка» - сказка для второй команды. (семеро героев: репка, бабка, дедка, внучка, жучка, кошка, мышка. Учит взаимопомощи и дружбе. Слова: «Бабка за дедку…»)

IV. Эстафета «Баба Яга».

Реквизит: веники или швабры. Первый участник команды берёт швабру и ставит её между ног. По команде ведущего первые игроки бегут до отметки и обратно, передают швабру следующим участникам.

V.  Конкурс капитанов.

Ведущий задаёт одинаковые вопросы капитанам по очереди. Кто за одну минуту даст больше правильных ответов – победитель. Ответы дают на листочках.

Вопросы:

  1. Лучший в мире крокодил. (Гена).
  2. Сколько козлят у многодетной козы? (7).
  3. Гордость Варвары-красы? (коса).
  4. Самая известная курочка. (Ряба).
  5. Кто тянул репку перед Жучкой? (внучка)
  6. Мальчик-луковка. (Чиполлино).
  7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо).
  8. Сказочная скатерть. (Самобранка).
  9. Назовите братьев – Чук и … (Гек).
  10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка).
  11. Дедушка – любитель зайцев. (Мазай).
  12. Девочка с голубыми волосами.(Мальвина).
  13. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро).
  14. Кто разморозил серце Кая? (Герда).
  15. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка).
  16. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья).

VI. Волшебная сокровищница.

Ведущий описывает волшебные предметы, а команды должны отгадать его и назвать.

  1. Скатерть -  самобранка

«Только кликнешь, откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нём – бочонок пива да бык печёный, в боку нож точёный».

  1. Ковёр – самолёт.

«Подхватит меня буйный вихрь и понесёт – горы и леса, города и деревни так внизу и замелькают».

  1. Сивка- бурка.

«вещая каурка, одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бегу – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

  1. Волшебное кольцо.

« если перекинуть меня с руки на руку – тотчас 12 молодцев явятся, и что им ни будет приказано, все за единую ночь сделаю.»

VII. Дополни имя.

Сказочные герои часто носят длинные имена. Ведущий называет одну часть имени командам по очереди, а они дополняют вторую.

  1. Кощей… (Бессмертный).
  2. Елена…(Прекрасная).
  3. Иван…(Царевич).
  4. Василиса…. (Премудрая).
  5. Спящая…(красавица).
  6. Мальчик –с….(пальчик).
  7. Финист…(Ясный Сокол).
  8. Змей…(Горыныч).
  9. Крошечка…(Ховрошечка).
  10. Сивка….(Бурка).
  11. Конёк…(Горбунок).
  12. Заяц…(хвастун).

VIII. Золотая рыбка.

Игрокам даются удочки с магнитами. Им необходимо поймать рыбку, потом передать эстафету следующему игроку.

IX. Собери сказку.

Каждая команда получает карточку, на которой записаны названия пяти сказок, но все буквы перемешаны. Задание – собрать сказку.

Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Дюймовочка», «Буратино».

Игра со зрителями.

Загадки:

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.     (Емеля)

  1. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.    (Гуси-лебеди)

  1. Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал счастливым

Его и богатым.    (Конёк-горбунок)

  1. Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.   (скатерть-самобранка).

Педагог: Вот и закончились все задания. Победила в игре – дружба, доброта. Понравилось ли вам, ребята, в Стране Сказок?

Дети: Да!

Педагог: Но путешествие наше подошло к концу. Пора возвращаться нам обратно. Возьмите в руки «волшебную палочку», взмахните ей и скажите: «Раз, два, три,  быть по-моему вели: хочу вернуться домой.»

Спасибо вам, ребята, что вы пришли. До новых встреч!

Приложение №1.

Свитки из «Сказочной шкатулки».

1 свиток.

С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок.

2 свиток.

Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества

3 свиток.

С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая  была заколдована

4 свиток.

Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

5 свиток.

В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с её дочкой

6 свиток.

Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто её автор

        

Приложение №2.

Вспомни сказку.

Карточка №1.  Сказка «Колобок»

Вопросы:

  1. Сколько героев в этой сказке?
  2. Какие слова в ней чаще всего повторяются?
  3. Чему учит данная сказка?

Карточка №2.  Сказка «Репка»

Вопросы:

  1. Сколько героев в этой сказке?
  2. Какие слова в ней чаще всего повторяются?
  3. Чему учит данная сказка?

Приложение №3.

  1. Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попала соринка, и я всё стал видеть злым и безобразным»

  1. Кто автор сказки с таким сюжетом? «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразным, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»

  1. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? Какое?

  1. Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?

  1. Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?

  1. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?

  1. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?

  1. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину?)

Приложение №4.

Собери сказку:  «Репка», «Теремок», «Колобок», «Дюймовочка», «Буратино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Мастер-класс по изготовлению кукольных персонажей из изолона для театра кукол

Изолон — материал гигиенически безопасный и очень приятный на ощупь. Он мягкий, теплый, упругий, поэтому нравится детям. Изолон не рвется и не ломается, зато очень хорошо режется даже маникюрным...

Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....

урок рисования в 7 классе "Портреты библейских персонажей"

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что...

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация

Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...