урок рисования в 7 классе "Портреты библейских персонажей"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Черткова Валентина Ивановна

 

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренниймир человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portrety_bibleyskih_personazhey.docx229.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок рисования

на тему «Портреты библейских персонажей»

по программе Б.Н. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

    Выполнила:

   Черткова Валентина Ивановна


Методическая часть:

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.

Цели:

совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.

Оборудование: иконы на слайдах и принесенные учащимися, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.

Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть.

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. На урок потребуются карандаш и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки.

2. Сообщение темы и целей урока.

         Сегодня нас ожидает новая тема: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого завета). Мы рассмотрим произведения, в основе которых лежат вечные сюжеты, а также познакомимся с мастерами их выполнившими. Попытаемся взглянуть на представленные работы через призму нашего времени.  Будем совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.
                            К.С.Станиславский.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами  будем  знакомиться с Библией. Википедия дает следующее  определение Ветхому завету: Ве́тхий Заве́т — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства.  Многие века Библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений.  Мы  отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.

 Люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас, применив свои знания.

Начнем наше знакомство с портретами библейских персонажей с иконописи.

Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси.

Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская.

Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок). (Приложение 1)

-Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике?

- Как вы поняли строки:

“…Образ Твой, над Русью вознесенный,

 В тьме веков указывал нам след…”

Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово”

- Какие сцены из Библии представлены на этих иконах?

Искусствовед: О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию.

Учитель: Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но, в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж)

- Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус.

Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.

Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.

Учитель: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев. 

Демонстрация №4.

1)Л. да Винчи.                          2) Рафаэль                             3)Рафаэль

“Мадонна Лита”               “Мадонна в зелени”              “Мадонна в кресле”.

Учитель: Какая из работ вам более известна? О какой картине вы хотели бы услышать мнение “искусствоведов”? Почему? (Учащиеся выбирают работу.)

Возможные варианты текстов для “искусствоведов”:

1) На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.

- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.

Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.

2) Изображение этой женщины дано в необычном ракурсе: мадонна на этом полотне – почти неземная женщина: настолько отрешенна ее поза, взгляд задумчивый и нежный. Но она и жизнеутверждающая! Об этом говорят преобладающие краски: зелени природы как фона, спокойного синего тона ничем не приукрашенного платья.

3) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!

- Почему ее нельзя считать каноном?

Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.

Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.

Учитель: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”.

Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”.

Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна” (Приложение №2)

Учитель: Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.

В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.

Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.

Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу.

- Вспомните, как об этом пишет Библия?

- Почему Иисус не погружается в воду, а просто стоит пред ними?

- Что делает Иисус после крещения?

(Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.)

Учитель: Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты?

Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.

Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.

На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.

Учитель: Чем занимается Иисус Христос после возвращения из пустыни?

(Совершает добрые дела во благо человека, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления человечеству.)

Иллюстрацией одной из притч Иисуса служит картина Рембрандта Харменса Ван Рейна “Возвращение блудного сына”, хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Демонстрация №8. Рембрандт. “Возвращение блудного сына”.

- Следовал ли Рембрандт притче дословно?

(Нет. Он сохранил лишь основной мотив всепрощающей любви отца к сыну, осознающему свое моральное падение.)

- Какую заповедь Божию можно взять в качестве эпиграфа к этой картине?

(“Чти отца своего и матерь свою”.)

- Что касается самой картины, что хотел выразить художник?

(Всепрощающую любовь отца). Чувством теплой радости веет от этой поразительной картины. Все предельно просто и внутренне значительно. Тема прощения и радости встречи составляет её содержание.

Покой и безмолвие царят во всем.

И только цвет – от напряженно звучащего оранжево-красного до постепенно сгущающегося тёпло-коричневого – воспринимается как выражение чувства радости, объединяющего всех участников этой сцены.

Обратите  внимание на детали, цветовые “пятна” - босые истертые ноги сына-скитальца и старческие натруженные руки отца на плечах сына, выплаканные глаза отца.

- Вспомним, как об этом написано в Библии?

(Притча о блудном сыне) (приложение 3 )

Ответы учащихся – знатоков Библии.

Учитель: Перед нами еще одно известное полотно на библейский сюжет – “Кающаяся Магдалина” Тициана, также хранящаяся в Эрмитаже, и не менее известное полотно Риберы с таким же названием.

- В чем их сходство и различие?

Демонстрация № 9. (одновременно)

                                                                

Тициан. “Кающаяся Магдалина”                 Рибера. “Кающаяся Магдалина”.

Учитель: Можно ли понять картины, не зная сюжета Библии?

- На какой из картин Магдалина кажется вам более земной, ее покаяние более прочувственным?

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. В результате обсуждений признали полотно Тициана “более правдивым”.

Искусствовед: Тициан прожил свою долгую жизнь – почти 90 лет – в Венеции, пользуясь всемирным признанием и славой. Для картины “Кающаяся Мария Магдалина” он взял библейский сюжет: мироносица Магдалина оплакивает Иисуса Христа. Художник показывает горе обычной земной женщины. В лице, отражающем искренние чувства, в наполненных слезами глазах, поднятых к небу, во всем ее облике чувствуется глубокая душевная боль. Ее одежды изорваны. Художник тонко передает выразительность ее позы: заволакивающие глаза, слезы, прижатая к груди рука. За ее спиной – скала, где похоронен Иисус Христос.

На картине Тициана светское мировоззрение побеждает религиозное. Мы видим перед собой не кающуюся грешницу, а женщину. Ей нельзя не сочувствовать. Не имеет значения, какой грех она совершила, важно то, что она все осознала. А мы верим в это, так как Тициан сумел передать в ее лице пережитые страдания и муки. Художник показывает Магдалину на фоне вечернего неба, сумрачной осенней погоды. На фоне темной скалы – светлый образ кающейся женщины. Так на картине Тициана переплелись библейский сюжет и светское мировоззрение.

Учитель: К одной и той же теме художники обращались не раз, делая то более иллюстрированные, то более проблемно-духовные работы.  Были мастера, посвятившие всю жизнь выполнению картины библейского содержания. Например, Александр Иванов. Над работой «Явление Христа народу» (1837 – 1857) он трудился в течение 20 лет! Что вдохновило художника?!  Картину предваряет колоссальное количество поисковых разработок. Это удивительное произведение повествует о явлении Мессии, Спасителя мира. Евангелие на полотне…

Демонстрация №10. А.Иванов.“Явление Христа народу”.

- Вспомните, о скольких явлениях Христа рассказывает Библия? (9).

- Кому было первое явление и почему? (Марии Магдалине).

- А о каком явлении рассказывает в своей картине А.Иванов? (о восьмом, на горе.)

- Что об этом рассказывает Библия?

Возможные ответы учащихся:

Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.

Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: “В самом ли деле это Иисус?” Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.

Учитель: Художник полностью следует Библии? (Да. И это он старается передать в своей картине.)

Искусствовед: Христос идет на возвышении. Его хорошо видно, но задача автора заключалась в том, чтобы передать состояние собравшихся людей. Одни искренне радуются, другие удивлены, третьи растерянны. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, указывающего собравшемуся народу на приближающегося Иисуса Христа и обещающего грядущее счастье. Среди тех, кто пришел на берег реки – богатые и бедные, знатные и убогие, цветущие юноши и знатные старики, дряхлые, седые. Здесь люди добрые и злые, мудрые и простодушные. Художник хотел показать: нет, не всем хочется, чтобы в мире победили добро и справедливость. Вот почему здесь рабы и стражники.

Более 20 лет отдал А. Иванов своей картине и закончил ее незадолго до смерти с верой в то, что добро и справедливость восторжествуют.

Учитель: Караваджо – один из величайших художников итальянского возрождения.

  

На картине «Давид и Галиаф» изображены герои известной ветхозаветной истории. Напомню: великан Голиаф во время войны израильтян с филистимлянами был убит Давидом, который запустил в него камнем из пращи. Таким образом, Давид, человек среднего роста и силы, завоевал победу для своей страны. Рядом с этой работой я поместила другую работу Караваджо – его автопортрет. Нетрудно догадаться, что голову Голиафа художник явно писал с самого себя. Но вот вопрос: с кого он писал Давида? Попробуйте догадаться. (Давида художник писал с самого себя, только молодого. Таким образом Караваджо как бы запечатлел себя и в роли победителя, и в роли побежденного).

Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках (приложение 4). Прочитайте и запишите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.

1.  Назовите авторов картин, рассматриваемых на уроке.

2.  С какими произведениями ознакомились?

3.  Какие библейские сюжеты лежат в основе данных работ?

4. Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

5. Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?

Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Обобщение практического опыта:

Тема «Портреты библейских персонажей» является сложной темой седьмого класса. В тематическом планировании  на эту тему отводится 2 часа: на первом уроке учитель знакомит и показывает картины известных художников на данную тему, а на 2 занятии ученики учатся создавать самостоятельную композицию на данную тему. Библейские темы сложны, а зачастую бывает, что дети не читают Библию, поэтому на уроке для слабых учащихся предлагаются сюжеты из Библии, напечатанные на листах формата  А4. На уроках дети не пишут  икон, а составляют иллюстрацию  к выбранному сюжету с обязательным прорисовыванием персонажей (от 1 до 3 персонажей – в зависимости от способностей учащихся). С данной работой самостоятельно справляются 1-2 человека, остальным приходится помогать ( не самому рисовать в альбомах учеников, а создавать ситуацию успеха). В 6 классе ученики всю 3 четверть изучали правила создания портрета, поэтому в 7 классе учащиеся с удовольствием создают портреты библейских персонажей.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1.  Назовите авторов картин, рассматриваемых на уроке.

2.  С какими произведениями ознакомились?

3.  Какие библейские сюжеты лежат в основе данных работ?

4. Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

5. Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?

Список литературы:

1. Библия

2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27

3. «Искусство»  №16 /2007 

4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.

5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;

6. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.; Просвещение, 2006

7. Филатов В.В краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996

8. Электронная версия книги А. Штейнзальца "Библейские образы".


Приложение 1

Максимилиан Волошин

Владимирская Богоматерь 

Не на троне – на Ее руке, 
Левой ручкой обнимая шею, – 
Взор во взор, щекой припав к щеке, 
Неотступно требует... Немею – 
Нет ни сил, ни слов на языке... 
А Она в тревоге и в печали 
Через зыбь грядущую глядит 
В мировые рдеющие дали, 
Где закат пожарами повит. 
И такое скорбное волненье 
В чистых девичьих чертах, что Лик 
В пламени молитвы каждый миг 
Как живой меняет выраженье. 
Кто разверз озера этих глаз! 
Не святой Лука-иконописец, 
Как поведал древний летописец, 
Не печерский темный богомаз: 
В раскаленных горнах Византии, 
В злые дни гонения икон 
Лик Ее из огненной стихии 
Был в земные краски воплощен. 
Но из всех высоких откровений 
Явленных искусством – он один 
Уцелел в костре самосожжений 
Посреди обломков и руин. 
От мозаик, золота, надгробий, 
От всего, чем тот кичился век, – 
Ты ушла по водам синих рек 
В Киев княжеских междуусобий. 
И с тех пор в часы народных бед 
Образ Твой, над Русью вознесенный, 
В тьме веков указывал нам след 
И в темнице – выход потаенный. 
Ты напутствовала пред концом 
Ратников в сверканьи литургии... 
Страшная история России 
Вся прошла перед Твоим лицом. 
Не погром ли ведая Батыев, 
Степь в огне и разоренье сел – 
Ты, покинув обреченный Киев, 
Унесла великокняжий стол? 
И ушла с Андреем в Боголюбов, 
В прель и глушь Владимирских лесов, 
В тесный мир сухих сосновых срубов, 
Под намет шатровых куполов. 
И когда Хромец Железный предал 
Окский край мечу и разорил, 
Кто в Москву ему прохода не дал 
И на Русь дороги заступил? 
От лесов, пустынь и побережий 
Все к Тебе за Русь молиться шли: 
Стража богатырских порубежий... 
Цепкие сбиратели земли... 
Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой, 
Сколько глаз жестоких и суровых 
Увлажнялось светлою слезой! 
Простирались старцы и черницы, 
Дымные сияли алтари, 
Ниц лежали кроткие царицы, 
Преклонялись хмурые цари... 
Черной смертью и кровавой битвой 
Девичья святилась пелена, 
Что осьмивековою молитвой 
Всей Руси в веках озарена. 
Но слепой народ в годину гнева 
Отдал сам ключи своих твердынь, 
И ушла Предстательница-Дева 
Из своих поруганных святынь. 
А когда кумашные помосты 
Подняли перед церквами крик, – 
Из-под риз и набожной коросты 
Ты явила подлинный свой Лик. 
Светлый Лик Премудрости-Софии, 
Заскорузлый в скаредной Москве, 
А в грядущем – Лик самой России – 
Вопреки наветам и молве. 
Не дрожит от бронзового гуда 
Древний Кремль, и не цветут цветы: 
В мире нет слепительного чуда 
Откровенья вечной Красоты!

Приложение 2

МАДОННА

       Я не ропщу на трудный путь земной,
       Я буйного не слушаю невежды:
       Моим ушам понятен звук иной,
       И сердцу голос слышится надежды
      
       С тех пор, как Санцио передо мной
       Изобразил склоняющую вежды,
       И этот лик, и этот взор святой,
       Смиренные и легкие одежды,
      
       И это лоно матери, и в нем
       Младенца с ясным, радостным челом,
       С улыбкою к Марии наклоненной.
      
       О, как душа стихает вся до дна!
       Как много со святого полотна
       Ты шлешь, мой бог с пречистою Мадонной!
      
       < 1842 >

Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»


Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева! не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен - царицею небесной.

Приложение 3

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Приложение 4

Афоризмы для карточек:

Искусства смягчают нравы. (Овидий).

Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций).

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель).

Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге.)

Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"

Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....

Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»

В тематическом планировании  по изобразительному искусству на  изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...

Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.

Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве. Цели:обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;совершенствовать навыки ана...

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей  (по текстам Ветхого Завета)....

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук»

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук». Цель: создание условий для изображения симметричных форм насекомых. ознакомление обучающих...