Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Корнеева Елена Владимировна

 

Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.

 Цели:

обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;

совершенствовать навыки анализа живописных произведений, умения соотносить прочитанное с увиденным;

учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_9_kl.zip1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО 9 класс Библейские темы в изобразительном искусстве.

 Цели:

обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;

совершенствовать навыки анализа живописных произведений, умения соотносить прочитанное с увиденным;

учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.

Оборудование: иконы на слайдах, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.

Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений.

Подлинное искусство всех народов и веков

 понятно всему человечеству.

 К.С.Станиславский.

Учитель: Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не все поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси.

Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская.

Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок). М. А. Волошин - «Владимирская Богоматерь»

 Не на троне — на Её руке,

 Левой ручкой обнимая шею, —

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует… Немею —

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит

 В мировые рдеющие дали,

 Где закат пожарами повит.

 И такое скорбное волненье

 В чистых девичьих чертах, что Лик

 В пламени молитвы каждый миг

 Как живой меняет выраженье.

 Кто разверз озёра этих глаз?

 Не святой Лука-иконописец,

 Как поведал древний летописец,

 Не Печерский тёмный богомаз:

 В раскаленных горнах Византии,

 В злые дни гонения икон

 Лик Её из огненной стихии

 Был в земные краски воплощён.

 Но из всех высоких откровений,

 Явленных искусством, — он один

 Уцелел в костре самосожжений

 Посреди обломков и руин.

 От мозаик, золота, надгробий,

 От всего, чем тот кичился век, —

 Ты ушла по водам синих рек

 В Киев княжеских междоусобий.

 И с тех пор в часы народных бед

 Образ Твой, над Русью вознесённый,

 В тьме веков указывал нам след

 И в темнице — выход потаённый.

 Ты напутствовала пред концом

 Ратников в сверканьи литургии…

 

-Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике?

- Как вы поняли строки: “…Образ Твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след…”

Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово”

- Какие сцены из Библии представлены на этих иконах?

1. Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).

У: Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж)

- Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус.

2.Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.

Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.

У: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев.

Демонстрация №4. 1)Л. да Винчи.“Мадонна Лита”

2) Рафаэль.“Мадонна в кресле”.

У: А сейчас мы выслушаем  мнение “искусствоведов”.

Возможные варианты текстов для “искусствоведов”:

3.1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.

- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.

Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.

4..2) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!

- Почему ее нельзя считать каноном?

Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.

Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.

У: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”. (Дрезденская картинная галерея).

Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”./без комментариев/.

Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна”

Я не ропщу на трудный путь земной,

 Я буйного не слушаю невежды:

 Моим ушам понятен звук иной,

 И сердцу голос слышится надежды

С тех пор, как Санцио передо мной

 Изобразил склоняющую вежды,

 И этот лик, и этот взор святой,

 Смиренные и легкие одежды,

 И это лоно матери, и в нем

 Младенца с ясным, радостным челом,

 С улыбкою к Марии наклоненной.

О, как душа стихает вся до дна!

 Как много со святого полотна

 Ты шлешь, мой бог с пречистою Мадонной!

У: Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.

В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.

Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.

Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу.

- Что делает Иисус после крещения?

(Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.)

У: Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты?

Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.

Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.

На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.

У: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия. А образы полотен, в свою очередь, вдохновили на создание великолепных поэтических строк поэтов А. Фета, А. Толстого О. Мандельштама, М. Волошина.

Чтение стихотворений.

Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»

Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -

 Лелеем девы чистыми руками.

 У ног ее земля под облаками,

 На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы

 Молиться ей мы на коленях сами

 Или, как Сикст, блаженными очами

 Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,

 Узришь и нас, о дева! не смущенных:

 Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,

 Тебе и нам явил твой сон чудесный

 Царицу жен - царицею небесной.

У. Просмотр видео ролика притча о виноградаре.

У. Практическая работа. Вы посмотрели притчу , а теперь сделайте зарисовки по увиденному. (работы детей по желанию демонстрируются)

У: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках). Прочитайте и выберите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.

- Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)? Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?

Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе.

Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Афоризмы для карточек:

Искусства смягчают нравы. (Овидий).

Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций).

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель).

Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге.)

Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)

Литература: Heменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.

Heменский Б. М. Познание искусством. М: Издательство УРАО, 2000.

Heменский Б. М. Приглашение к диалогу. М.: Издательство МИОО, 2003.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2009.

Сластенин В.А. Педагогика. М.: ACADEMA, 2005.

Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с.93., 1913.

Соколов П. . История педагогических систем., с.132, Изд. 1913.

Грахольская О.Г Проблемы теории обучения. Иркутск: Оттиск, 2007.

Библейская энциклопедия. М.: Росс. Библ. общ., 1998.

Проф. И. А. Сикорский. Душа ребенка., с.99. Изд. 1909 г.

 Наторп . Культура народа и культура личности. Сочинения., с.126, Пер. Рубингатейна. Изд. 1912г

 Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.

 Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1974.

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894; Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1988.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

Рибо Т. Психология чувств . Изд. Иогансона. 

Интернет ресурсы: 

http://festival.1september.ru/articles/416570/

http://festival.1september.ru/articles/599989/

Волошин - «Владимирская Богоматерь»

 Не на троне — на Её руке,

 Левой ручкой обнимая шею, —

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует… Немею —

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит

 В мировые рдеющие дали,

 Где закат пожарами повит.

 И такое скорбное волненье

 В чистых девичьих чертах, что Лик

 В пламени молитвы каждый миг

 Как живой меняет выраженье.

 Кто разверз озёра этих глаз?

 Не святой Лука-иконописец,

 Как поведал древний летописец,

 Не Печерский тёмный богомаз:

 В раскаленных горнах Византии,

 В злые дни гонения икон

 Лик Её из огненной стихии

 Был в земные краски воплощён.

 Но из всех высоких откровений,

 Явленных искусством, — он один

 Уцелел в костре самосожжений

 Посреди обломков и руин.

 От мозаик, золота, надгробий,

 От всего, чем тот кичился век, —

 Ты ушла по водам синих рек

 В Киев княжеских междоусобий.

 И с тех пор в часы народных бед

 Образ Твой, над Русью вознесённый,

 В тьме веков указывал нам след

 И в темнице — выход потаённый.

 Ты напутствовала пред концом

 Ратников в сверканьи литургии…

 

1. Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).

2.Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.

Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.

3.1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.

- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.

Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.

4..2) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!

- Почему ее нельзя считать каноном?

Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.

Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.

Я не ропщу на трудный путь земной,

 Я буйного не слушаю невежды:

 Моим ушам понятен звук иной,

 И сердцу голос слышится надежды

 С тех пор, как Санцио передо мной

 Изобразил склоняющую вежды,

 И этот лик, и этот взор святой,

 Смиренные и легкие одежды,

 И это лоно матери, и в нем

 Младенца с ясным, радостным челом,

 С улыбкою к Марии наклоненной.

 О, как душа стихает вся до дна!

 Как много со святого полотна

 Ты шлешь, мой бог с пречистою Мадонной!

Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.

Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.

На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.

Чтение стихотворений.

Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»

Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -

 Лелеем девы чистыми руками.

 У ног ее земля под облаками,

 На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы

 Молиться ей мы на коленях сами

 Или, как Сикст, блаженными очами

 Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,

 Узришь и нас, о дева! не смущенных:

 Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,

 Тебе и нам явил твой сон чудесный

 Царицу жен - царицею небесной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО в 7 классе на тему «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь».

Данный урок оснащён презентацией, подготовленной специально для этого урока. Изучение нового материала проходит в виде ролевой игры. Этап повторения предусматривает задания разного уровня. На уроке уч...

Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».

Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....

Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве»

Разработка данного урока по теме "Библейские темы в изобразительном искусстве " можно использовать на уроках изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.Неменского...

урок в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве"

Методический материал рсчитан для учителя изобразительного искусства к уроку в 7 классе на тему "Библейские темы в изобразительном искусстве". в плане урока описаны цель и задачи, краткое описание и р...

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей  (по текстам Ветхого Завета)....

ИЗО 6 класс. Тема 34. Библейские темы в изобразительном искусстве

ИЗО 6 класс. Тема 34. Библейские темы в изобразительном искусстве...