Паломнические поездки как эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников
методическая разработка по теме

В данной публикации представлены теоретико-педагогическое обоснование и методические рекомендации по организации и проведению однодневных экскурсий в православные храмы или монастыри родного края для обучающихся в рамках духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palomnicheskie_poezdki._melihova_yu.a.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Центр дополнительного образования для детей «Истоки» г. Волгограда

Паломнические поездки как

эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников

Автор: Мелихова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки»

 

Волгоград

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы проведения паломнических поездок

как формы духовно-нравственного воспитания

в общеобразовательных учреждениях………...........................……………3

Глава 2. Организация паломнических поездок

для обучающихся………………………………………………………..……12

 

Литература…………………………………………………………………….16

Приложение № 1. Творческие задания во время экскурсии…………….17

Приложение № 2. Фильмы для экскурсионного кинолектория……….19

Глава 1. Теоретические основы проведения паломнических поездок как формы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях

В данной работе представлена такая форма воспитательной деятельности с обучающимися, как однодневные паломнические поездки, или экскурсии к православным святыням. Следует отметить, что речь идет не о традиционном понимании паломничества как  «путешествия, странствия верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням, а иногда получения сверхъестественной помощи» [5].  Мы говорим о переносном значении, согласно которому паломничество есть «путешествие, хождение куда-нибудь с целью ознакомления с какими-нибудь достопримечательностями, а также к знаменитому лицу» [4]. Это обусловлено тем, то нашими экскурсантами являются ученики обычной общеобразовательной школы. Однако паломнические поездки даже с не воцерковленными школьниками все же не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом «ознакомления» всегда выступает религиозная культурная среда.

Актуальность такой формы работы с обучающимися, как совершение паломнических поездок, связана в первую очередь с необходимостью повышения у современных школьников мотивации к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. Иными словами, на наш взгляд, выездные экскурсии к святыням родного края являются одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества. Это связано с тем, что экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий. Дело в том, что экскурсия-паломничество – это, выражаясь языком философов,  своеобразный прорыв из профанного мира в мир сакральный, идеальное условие для осуществления «акта веры» [см. 2]. Словом, данная форма воспитания, согласно нашему опыту, обеспечивает своим участникам душевный подъем на волне интенсивного мировосприятия, окуная их в атмосферу православного служения и быта. Кроме того, психологическое восприятие информации человеком значительно усиливается в условиях погружения в сферу изучаемого объекта.

Итак, несмотря на то, что приобщение к православному образу жизни не является явной целью воспитательной работы в школе, однако понимание воспитанниками некоторых основ христианского мировоззрения очень актуально. И этому во многом способствуют паломничества.

Итак, целью данной работы является обоснование проведения экскурсий к православным святыням для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве эффективной формы духовно-нравственного воспитания. Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  1. Определить возрастные особенности младшего школьного и подросткового возраста и особенности воспитательного воздействия паломнической практики;
  2. Составить рекомендации по организации  однодневных экскурсий к православным святыням родного города и области.  

Итак, поскольку экскурсантами являются школьники либо младшего школьного возраста, либо подростки (возможны и смешанные группы), то необходимо выявить их возрастные особенности в преломлении сквозь призму духовно-нравственного воспитания посредством паломнических поездок. Анализ возрастных особенностей проводится на основе статей Л.В. Суровой и игумена Георгия Шестуна [см. 6 и 7].

Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что ребенок включается в новую систему отношений: "ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, а «живые» носители православной системы ценностей, например, насельники монастырей, могут предоставить положительный пример общественного устройства.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологами выделяются группы: «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане; «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия; «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Именно паломническая поездка может строиться так, чтобы в ходе нее, кроме непосредственно духовного обогащения дети получили бы «пищу» для всех упомянутых видов мышления. Во время путешествия младшим школьникам могут быть предложены интеллектуальные задачи, связанные с темой путешествия (викторина, кроссворд, ребусы и т.п.). Они могут реализовать свои творческие способности в изобразительной и литературной деятельности (рисунки, стихи, рассказы).

Младший школьник уже может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но по-прежнему он выделяет наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, взрослый должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Паломничество к такому наблюдению представляет  множество случаев.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Именно поэтому во время паломничества дети лучше усваивают богословские положения, поскольку они связаны с яркими впечатлениями и наглядными образами.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления для них - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое. Это следует учитывать при проведении различных экскурсий и бесед, хорошо бы овладеть некоторыми способами, известными в экскурсоведении, по переключению внимания. Здесь важно отметить, что во время экскурсии внешние впечатления оказываются не отвлекающим фактором, а, напротив, благоприятным условием усвоения информации.

Основные изменения в развитии личности младшего школьника происходят в мотивационной сфере. Мотивация достижения успеха в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. У неуспевающих учеников в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей, неодобрения сверстников. Это сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Паломничество позволяет открыть для неуспевающего младшего школьника "второй фронт". Сформировать у него компенсаторную мотивацию. Активное включение ребенка в побочные, не связанные с учебой виды деятельности позволяют добиться результата, а, затем, и поощрения взрослого в чем-то другом (спорт, живопись, забота о младших и т.п.), что компенсирует не успешность в учебе. Путешествие на время извлекает неуспевающего ребенка из неблагополучной школьной ситуации, позволяя ему поверить в себя, найти для себя другие области приложения. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний для ребенка.

Ведущая деятельность - учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. При этом для детей младшего школьного возраста характерен мотив к общественно необходимой деятельности. Именно при проведении паломничества младших школьников можно включать в реальную, одобряемую обществом деятельность. Это может быть и посильная помощь монастырю, мытье посуды после обеда, помощь руководителю при сборе группы, опека младших по возрасту детей, если такие присутствуют в паломнической группе. Важно при этом дать правильную мотивацию этого дела, что бы для детей оно казалось очень важным и ответственным.

Важным фактом развития в младшем школьном возрасте является тот факт, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной, коллективной деятельности. В паломничестве этот момент легко реализуется, так как дети путешествуют именно в группе, и взаимодействие осуществляется коллективно.

Другие  возрастные особенности характерны для подросткового периода (11 - 15 лет).

Большинство психологов указывают, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Считается, что в подростковом возрасте происходит разрушение и отмирание старых интересов и созревания новых.

Выделяются основные группы наиболее ярких интересов подростков, которые называют доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростков на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму). Указанные доминанты при участии подростка  в паломничествах  могут направляться в нужное для духовно-нравственного воспитания русло. Так, эгоцентрическая доминанта под впечатлением от увиденного и услышанного о важности покаяния и самоотречения может сформироваться в виде способности к познанию самого себя, рефлексии и духовному совершенствованию своей личности. Доминанта дали, под действием, к примеру, рассказа о духовных подвигах Святого, подтверждаемого наглядным образом его мощей, способно принять черты возвышенных идей о служении ближним, о личных подвигах и крупномасштабных добрых делах. Доминанта усилия в условиях физических трудностей и волевого напряжения в поездке получает разрядку, вместо того, чтобы вылиться в искаженные формы. Доминанта романтики именно в паломничестве, в силу наглядности положительных примеров и образов, способна приобрести духовно-нравственную наполненность.        

Активное развитие в подростковом возрасте получает теоретическое рефлексивное мышление. В паломничестве целесообразно проводить с подростками беседы в форме диалога на определенную тему.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с духовным и интеллектуальным развитием.

Развитие таких психических функций как восприятие и память идет по пути дальнейшей интеллектуализации. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Подростки свои впечатления от паломнической поездки преломляют в стихах, рисунках, дневниковых записях, которые могут отличаться определенной глубиной и творческой самобытностью.

Для подросткового возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Именно в этот период у детей по-настоящему появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Тогда так в среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но тем не менее, это - один из наиболее действенных путей их профилактики. В свою очередь паломничество открывает подростку новые перспективы, позволяет расширить границы его восприятия, мировоззрения, дать правильные ценностные установки.

Ведущей деятельностью  в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Однако нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированными. В паломнических поездках складывается особая атмосфера функциональной сплоченности и дружелюбия, что, с одной стороны, удовлетворяет потребность в общении, а, с другой стороны, решает проблему подросткового одиночества.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особенно выделяется чувство взрослости. Внутренняя сторона чувства взрослости - особая форма самосознания. Прежде всего, это желание, чтобы все относились к нему как к взрослому. Подросток претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения, которую подросток с жаром отстаивает. Эта черта подростков может быть эффективно раскрыта в паломнической поездке как основа в помощи монастырю, руководителю в организационно-бытовых ситуациях и т.п. Также можно распределять между подростками различные обязанности в форме должностей: фотограф, летописец, художник и т.п., а в конце поездки предложить им отчитаться о своей работе. Со стороны руководителя возможна и критика, но общая оценка, конечно же, должна быть положительной.

На основе теоретического исследования А. Зерчанинова о важности паломничества для духовной жизни человека [см.1] и анализа проведенных паломнических поездок с детьми можно выделить общие для двух возрастов моменты, положительно влияющие на духовное развитие воспитанников:

  1. перенесение физических трудностей (дальние пешие походы, подъемы, трудности дороги, подъем в ранние утренние часы) способствует  воздержанию в удовольствиях и  физическому здоровью;
  2. исполнение послушаний, различные житейские ситуации помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему;
  3. требования дисциплины, необходимой в поездке, формирует самоконтроль;
  4. созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговейному отношению к вековым традициям благочестия Православия;
  5. рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, дают ученикам обильную пищу для размышлений о вере;
  6. красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу воспитанника и помогает познавать Бога через Его творения.

Итак, мы можем сделать вывод о целесообразности проведения паломнических поездок  в качестве эффективной формы духовно-нравственного воспитания обучающихся в силу учета их возрастных особенностей благодаря уникальному разнообразию возможных воспитательных средств.  

Глава 2. Организация паломнических поездок

для обучающихся

На основе опыта организации и проведения экскурсий к православным святыням нашего города и области, мы сформулировали несколько правил по организации поездки и ее содержанию, соблюдение которых позволяет реализовать данную фору духовно-нравственного воспитания школьников более эффективно.

Итак,

Правило 1.

Необходимо заранее договориться с водителем о четко установленной дате и цене поездки.

Правило 2.

С желающих участвовать в экскурсии следует еще до дня самой поездки получить оплату во избежание проблем с оплатой водителю.  

Правило 3.

Обязательно нужно созвониться с ответственными за прием паломников на местах для уточнения всех особенностей того места, к которому организуется поездка.

 Правило 4.

У подростков существует большая тяга ко всему модному и современному (музыке, одежде и т. п.). Они могут взять с собой в поездку плеер с какой-нибудь неподобающей для паломничества музыкой. Могут одеть в поездку мини юбку или еще что-нибудь в этом роде. Чтобы избежать этих и подобных трудных ситуаций необходимо до поездки собрать этих воспитанников и обговорить с ними данные вопросы. Следует четко указать для них те границы, которым должны соответствовать одежда и поведение экскурсанта, указать на цели и назначение поездки и попросить не делать того, что с духом поездки не  сообразуется.

Правило 5.

Говоря о приличном поведении и внешнем виде, надо напомнить о необходимости наличия юбки и головного убора для лиц женского пола.

Правило 6.

Необходимо предложить экскурсантам взять из дома в дорогу пищу (ее количество определяется в зависимости от того, будет ли предоставлен обед на месте), а также емкости для желающих набрать святой или родниковой воды.

Правило 7.

Говоря о подборе информации, предоставляемой вниманию слушателей по дороге туда и обратно, необходимо помнить, что само по себе данное мероприятие уже является некоторым духовным подвигом для простых школьников, поэтому нагружать его набором сугубо духовной пищи не следует. Для подбора оптимальных форм и средств проведения автобусной части экскурсии педагог должен учитывать возрастные особенности  экскурсантов - как правила, младших школьников и подростков [см. Глава 1].

Правило 8.

 Следует исключить сложные богословские темы, проповеди.

Правило 9.

Вероучительная информационная часть паломничества не должна быть навязчивой. Можно использовать стихи с заданием вставить пропущенное слово, загадки, игры со словами, различные творческие задания, мультфильмы, художественные фильмы, аудиозаписи песен (см. Приложения).

Правило 10.

 Следует чередовать более глубокий по духовно-нравственному содержанию материал с менее глубоким или вообще не относящимся к нему (например, по теме природа, времена года, здоровье).

Правило 11.

Целесообразно ознакомить участников экскурсии с историей христианской традиции паломничеств, их главными целями.

Правило 12.

 В дороге важно дать представление о наиболее известных храмах города,  монастырях родного края и святынях – наиболее почитаемых иконах, святых источниках, местно-чтимых Святых, используя при этом наглядный материал в виде фотографий, оформленных в альбом.

Правило 13.

 Необходимо еще в автобусе рассказать экскурсантам об истории той святыни или святого места, к которому направлена поездка, об интересных и поучительных случаях, связанных с ним. Словом, нужно кратко, но содержательно ознакомить школьников с духовным назначением объекта поездки и нацелить на восприятие самого важного, о чем более подробно будет рассказано уже местным экскурсоводом, либо на обратном пути.

Правило 14.

 Обязательно следует повторить правила поведения в общественных местах и, в особенности, правила поведения в храме и в монастыре.

Правило 15.

 Надо рассказать о тех требах, которые можно заказать в данном монастыре или храме.

Правило 16.

 Если в данном монастыре существует установленная такса пожертвования за что-либо, например, за вход в пещеры (как в Каменно-Бродском монастыре), лучше собрать средства еще в автобусе.

Правило 17.

По приезду следует уточнить распорядок времени и план посещений.

Правило 18.

После выполнения плана совместной экскурсии, экскурсантам нужно предоставить свободное время.

Правило 19.

На обратном пути можно предложить участникам паломнической поездки поделиться своими впечатлениями, рассказать о новых открытиях. Предложить вопросы, ответы на которые вновь акцентируют внимание на существенных моментах поездки.

Правило 20.

На обратном пути важно предоставить экскурсантам-подросткам свободное время, не посвящая его какой-либо информации. Детей же более младшего возраста, напротив, важно чем-либо занять, к примеру, играми на сообразительность, загадками, но непременно связанными с только что увиденным и услышанном.

Правило 21.

Через несколько дней очень востребованной окажется стенгазета или фотовыставка, посвященная паломнической поездке и составленная самими участниками.

Правильно организованное паломничество, несмотря на мелкие ошибки,  на детей производит неизгладимое впечатление, обогащая их творческие и умственные способности, воспитывая их нравственные качества, и, хочется верить, способствуя духовно-нравственному совершенствованию растущей личности.  

Литература

  1. Зерченинов, А. Рассуждения о важности христианских путешествий ко святым местам. – М., 1840 г. (Репринт.издание).
  2. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. – М.: «Издательство АСТ», 2004.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Инс-т русского языка им. В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
  5. Советская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dic.academic.ru
  6. Сурова Л.В. Искание высот: Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.
  7. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1988.

Приложение №1. Творческие задания во время экскурсии.

  1. Загадки

  1. Игры со словами

  1. «Отгадай слово»

Ведущий загадывает предмет из числа тех предметов, которые бы все могли увидеть в том месте, где только что побывали. Остальные участники игры задают ведущему вопросы, на которые могут быть даны ответы только «да» или «нет», и таким образом угадывают слово. Кто отгадал, тот становится ведущим.

  1.  «Слова в банке»

Ведущий придумывает букву, на которую игроки называют по очереди только те предметы, которые могли бы поместиться в банке (исключая нарисованные)

  1. «Одно слово»

Один игрок закрывает уши, тогда как остальные игроки загадывают понятие на определенную тематику, которая обговаривается заранее (например, «библейские имена», «монастырь», «православные праздники» и др.). После чего для помощи игроку все поочередно произносят по одному слову, связанному с загаданным понятием. Тот, кто помог дать игроку правильный ответ, занимает его место в игре.

  1. «Свиток»

Педагог заранее подготавливает на листиках бумаги слова, связанные с тематикой поездки. Игроки по-очереди вытягивают свернутый в свиток листок бумаги (можно для этой цели оформить коробочку), разворачивают и читают написанное на нем слово. Задача: объяснить понятие.

      5. «Найди ошибку» 

Педагогу необходимо заранее составить предложения соответствующей тематики, в которых сознательно допускается ошибка в смысле или в слове. Задача экскурсантов исправить допущенную ошибку.

  1. Игры на месте

  1. «Посмотри и запомни»

Всех участников разбивают на две команды. Игроки первой команды смотрят в одну сторону, игроки второй команды сидят спиной к игрокам первой и смотрят в другую сторону. Каждый должен постараться за 5-10 мин. запомнить все, что видит перед собой. Потом команды меняются местами. Те, которые смотрели в одну сторону, смотрят в противоположную. Оглядываться нельзя. Руководитель или ребята из разных команд по очереди задают вопросы о том, что видят перед собой. Отвечают на вопросы те, кто раньше смотрел в эту сторону. За каждый правильный ответ командам засчитываются очки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

  1. «Найди икону»

Педагог предварительно дает задание найти, например, храмовую икону; иконы Праздников; икону Пасхи; икону, особо почитаемую в данном храме (ее можно определить по украшениям) или какой-нибудь другой образ. Экскурсанты индивидуально, не нарушая тишины, сообщает педагогу о своих находках.

  1. «Дорисуй рисунок»

Каждому желающему предлагается сделать рисунок по увиденному на листе бумаги, на котором заранее педагогом нарисованы одинаковые элементы будущего рисунка. Затем сравнить рисунки.

  1. «Я-фотограф»

Участником может быть каждый желающий и имеющий возможность фотографировать. Экскурсантам  предлагается делать фото на определенные темы, например: «Природа вокруг нас»; «Удивительное рядом»; «Мир Православия»; «Наши истоки»; «Обыкновенное чудо» и др. После можно объявить конкурс на лучшую фотографию по каждому направлению, либо оформить фотовыставку.

 

  1. Кинолекторий

Педагог заранее составляет вопросы, которые задаются экскурсантам до и после кинопросмотра во время автобусной экскурсии.

Приложение № 2. Фильмы для экскурсионного кинолектория

 

Детские художественные фильмы духовно-нравственного содержания

  1. «За имя Мое» (Продолжительность: 27 мин.);
  2. «История Иисуса Христа для детей» (Продолжительность: 60 мин.);
  3. «Камилла» (Продолжительность: 1 ч. 27 мин.);
  4. «Маленькая принцесса» (Продолжительность: 1 ч. 25 мин.);
  5. «Поллианна» (Продолжительность: 1 ч. 37 мин.);
  6. «Рождественская девочка» (Продолжительность: 13 мин.)
  7. «Фландрийский пес» (Продолжительность: 1 ч.35 мин.);
  8. «Хейди, или Альпийская сказка» (Продолжительность: 1 ч.40 мин.).
  9. «Щенок» ( Продолжительность: 46 мин.);

Мультипликационные фильмы

  1. «Гора самоцветов: цикл мультфильмов» (Продолжительность мультфильма 15 мин.);
  2.  «Принц Египта» (Продолжительность: 95 мин.);
  3.  «Притчи Иисуса» (Продолжительность: 32 мин.);
  4. «Смешарики» (Продолжительность серии: 7 мин.);
  5. «Суперкнига: цикл мультфильмов на библейские сюжеты» (Продолжительность серии 10 мин.);
  6. «Чудотворец» (Продолжительность: 88 мин.)

Документальные фильмы

  1. Серии из цикла «Вера святых»;
  2. Серии из цикла «Закон Божий»;
  3. Серии из цикла «Святыни христианского мира»;
  4. «Стеклянный мальчик»;
  5. «Форпост» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В центре «Гармония» определены пут...