Главные вкладки

    из опыта работы
    статья по теме

    Сперанская Ирина Ивановна

    Характеристика состояния детского движения в районе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon speranskaya_plenarnoe.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Состояние и перспективы развития детского общественного движения в Уренском муниципальном районе

    Сперанская Ирина Ивановна

    методист  Дома детского творчества

    Собраться вместе –   это начало.
    Держаться вместе –   это прогресс.
    Работать вместе –   это успех!

                                                        Генри Форд

    Современное детское движение представляет собой живое, динамичное явление. Сегодня, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все большую и особую роль в жизни детей играют  детские общественные организации, именно они  первыми встречаются на жизненном пути молодых людей и занимают промежуточное положение между семьей и гражданским обществом, являются важным механизмом социальной адаптации и социализации ребенка.  Роль детского движения в механизмах реализации общественной  активности  детей трудно переоценить.  Являясь важной формой самоуправления, детские организации и объединения призваны представлять интересы детей в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.

    Детское движение Уренского муниципального района  в его новом состоянии можно условно поделить на три этапа:

    1 этап – 1990 – 1992 годы - период самоопределения. Районная пионерская организация им. В.И.Ленина была распущена. Базой для дальнейшего развития детских объединений в этот период в большинстве случаев были кадры и опыт пионерских организаций. Работа детских коллективов школы строилась по тематическим периодам или направлениям деятельности. Сохранившиеся детские организации, различавшиеся по масштабам, содержанию и формам деятельности были выведены на новый уровень – широкомасштабным освоением методики Игоря Петровича Иванова - Коллективное творческое дело. Настольной книгой организаторов детского движения того времени стала «Энциклопедия коллективных творческих дел». В практику воспитательной работы были включены коммунарские сборы, инициатором которых был Дом детского творчества, в то время еще Дом пионеров и школьников. Первый многодневный коммунарский сбор прошел на базе Карповской средней школы в 1990 г., затем совместно с Домом пионеров и школьников города Ветлуги в Уренской средней школе №1. С этого периода берет начало работы методическое объединение старших вожатых.

    2 этап - 1993-2002 годы – основой деятельности детских организаций стали программы СПО – ФДО и ФДО  «Юная Россия». Самыми востребованными и популярными  являлись программы "Лидер", «Игра- дело серьезное», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасется», «4+3», «Детский орден милосердия», "Древо жизни". Благодаря  программно - вариативному подходу к деятельности, интенсивному поиску собственного педагогического инструментария, именно этот период можно назвать временем создания и активного роста действующих до сегодняшнего дня детских организаций. В каждом из 16 образовательных учреждений активно функционировали детские общественные объединения, были разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие их деятельность. Детские объединения сохранили формы, методы, добрые традиции прошлого: тимуровская деятельность, шефская работа с младшими, своя символика, атрибутика, торжественные дни приема в детскую организацию, романтику костров, походов, песен в «орлятском» кругу, традиционных слетов, фестивалей, сборов. В 1993 состоялся первый районный конкурс «Вожатый года».  С  1997 года старшие вожатые района объединились в отряд вожатых «Звезда» и приняли участие в зональном конкурсе «Вожатый года», где заняли почетное 3 место. В этом же году на общем сборе детских объединений было принято решение о создании Союза Школьников «МИР» (Мы интересующиеся ребята). В 2000 году Дом детского творчества выступил с инициативой проведения смены детского актива на базе районного  летнего оздоровительного лагеря «Олимп». За все время существования лагеря, такие смены проводились ежегодно. В течение нескольких лет такие профильные смены были ежегодными. В 1998 и 2000 годах вожатые и методист района приняли участие в обучающей смене в «Лазурном»,

    С 2002 года по настоящее время  – этап обретения статуса социально-педагогического комплекса, решающего задачи социализации и воспитания подрастающего поколения наряду с основным общим и дополнительным образованием. В основе деятельности детских общественных объединений лежат  адаптированные программы, составленные старшими вожатыми. Широко и успешно осваивается метод социального проектирования. Заметно улучшилась материально-техническая база детских организаций: в каждом образовательном учреждении есть комната детского актива, оформлены информационные стенды, имеется доступ в Интернет, что расширяет информационное поле, позволяет наиболее полно освещать свою деятельность, решать масштабные задачи, участвовать в  различных проектах. Сложившаяся система  работы с кадрами помогает обеспечить преемственность в деятельности детских организаций: с уходом педагога-куратора их деятельность не прекращается, накапливается и передается позитивный опыт и традиции.

    На сегодняшний день в образовательных учреждениях Уренского района работает 11 детских общественных организаций, включающих более 500 учащихся, что составляет  20 % от общего количества детей в школах района.

    Детские организации работают по следующим направлениям:

    - Пионерское – 1 организация – «Пионерия» Минеевская ООШ

    - Гражданско-патриотическое – 3 организации -  «Ровесники» Уренская СОШ № 2, «Интерком» Горевская СОШ, «Парус»Темтовская ООШ

    - Социально-творческое – 7 организаций

    Количество детских объединений свидетельствует об их востребованности. Численность членов этих объединений напрямую зависит от общего количества детей  от 8 до 16 лет в образовательных учреждениях. Перспективной для дальнейшего развития детских организаций остается возрастная группа  до 10 лет (младший школьный возраст) и, именно, для этой возрастной категории старшей вожатой Уренской СОШ № 1 была разработана программа «Звездный калейдоскоп».

    Если говорить о структуре детского общественного движения, то она  представлена разноуровневыми и разнопрофильными детскими объединениями, которые можно классифицировать так: 

    1. по масштабам деятельности:

    - районные объединения (СДО «МИР», волонтерское объединение «Инициатива»));

    - школьные многопрофильные детские организации;

    - профильное объединение (тимуровский отряд) 

    2. по юридическому статусу:

    - входящие в реестр СПО Нижегородской области (СДО «МИР»)

    - не имеющие государственной регистрации (абсолютное большинство, что допускается федеральным законом «Об общественных объединениях»);

    3. по организационно-правовым формам:

    - детские общественные организации, имеющие фиксированное членство, порядок вступления и выхода из организации, прописанную в Уставе структуру управления – «Интерком» Горевской СОШ, «Пионерия» Минеевской ООШ, «Искра» Карповской СОШ;

    - остальные детские объединения не имеют фиксированного членства, но ориентированные на признание общей миссии, Устава, целей деятельности;

    4. по доминирующему возрасту участников:

    - одно разновозрастное детское объединение  - «Родник» Б.Терсенской СОШ;

    - детское объединение, состоящие из детей младшего возраста, «Союз дружных ребят» Уренской СОШ № 1

    - 9 объединений для подростков среднего школьного возраста:

    5. по профилю деятельности и другим классификационным признакам.

    В течение последних лет определены и остаются неизменными приоритетные направления деятельности детских организаций района:

    - патриотическое воспитание, являющееся стержневым в деятельности всех детских объединений и нацеленное на развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей: вахта памяти, тимуровская работа, встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны и участниками боевых действий, работниками правоохранительных органов, создание экспозиций в музеях образовательных учреждений, активное участие в исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страны», проведение Зарницы и др. ;

    - работа с лидерами, обеспечивающая выявление и поддержку социальной одаренности, развитие различных форм детского самоуправления, стимулирование социально-проектной деятельности. В каждом образовательном учреждении действует Школа актива. Учебу в школе актива проводят в основном  старшие вожатые, а так же  привлекаются психологи и социальные педагоги. Практически ежегодно в осенние или весенние каникулы на базе детского санаторно –оздоровительного центра «Звездный» проходят смены детского актива. Планомерная, целенаправленная работа позволяет обеспечивать выявление лидеров и создавать благоприятные условия для развития их потенциала, начиная с раннего возраста;

    - детско-юношеская журналистика, представленная  пресс-центрами, редакциями школьных газет. Б.Терсенкая, Горевская, Арьевская школы в этом направлении имеют богатый опыт. С развитием сферы электронных коммуникаций появилась возможность выпуска электронных газет. Уже  в январе 2013 года готовится выпуск районной электронной газеты, а так же объявлен конкурс на лучший эскиз  эмблемы СДО «МИР». Задачи  юных журналистов  заключаются в том, чтобы, успешно осваивая новые информационные технологии, воспитывать ответственное отношение к русскому языку, пропагандировать культуру письменной и устной речи, свободной от сленга и ненормативной лексики;

    -экологическое направление наиболее ярко представлено деятельностью по экологическому просвещению населения – выпуск листовок, табличек, и прямыми природоохранными действиями - акциями по очистке от мусора берегов рек, улиц, разбивка клумб, благоустройство детских площадок; субботниками, развитием изобретательских инициатив подростков – изготовлением полезных вещей из бросового материала;

    - формирование основ здорового и безопасного образа жизни, реализуется  через участие детей и подростков  в спортивных мероприятиях: школьная Спартакиада, стартины,  соревнования, походы. Нарастающее ухудшение качества здоровья молодежи, детский травматизм, необходимость компенсации малоподвижного образа жизни современных подростков требуют более активного развития видов спорта, доступных для детей с разным уровнем физических возможностей и материального положения, внедрения привлекательных командно-игровых соревнований. Открывшийся в 2009 году физкультурно-оздоровительный комплекс «Спарта», секции в школе и учреждениях дополнительного образования детей позволяют в комплексе решить вышеизложенные задачи;

    - социально-творческое, досуговое направление, позволяющее обеспечить пространство для самовыражения, организацию свободного времени детей и подростков, способствующее развитию креативного мышления, индивидуальных особенностей личности, коммуникабельности и помогающее оградить подрастающее поколение от пороков современного общества;

    - добровольческое движение, нацеленное на воспитание гуманизма и социальной ответственности. Добровольчество представлено тимуровским отрядом и районным волонтерским объединением «Инициатива». Особенностью этого направления является ярко выраженная социальная направленность, ориентация на участие в решении острых проблем общества собственными силами. Помощь престарелым, инвалидам, проведение конкурсно- игровых программ в детском отделении Уренской центральной районной  больницы и социальном приюте стало доброй традицией.

    Главным организационно - методическим и координационным центром детского движения в районе является Дом детского творчества

    Тесное сотрудничество методической службы Дома детского творчества с общеобразовательными учреждениями города и района дает возможность оперативно оказать им методическую и практическую помощь, проанализировать результативность воспитательной работы и методического воздействия, изучить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт.

    В 2010 году методистом Дома детского творчества Сперанской И.И. была разработана программа по организации работы со старшими вожатыми «Поддержка развития детского движения», которая направлена на непрерывное и плодотворное сотрудничество детей и взрослых и предусматривает:

    - систематические занятия на теоретических семинарах, семинарах-практикумах в Университете творческого сотрудничества (их проходит 8 за год);

    - регулярные выходы в ОУ города и района, с целью оказания методической помощи (по плану);

    - индивидуальные консультации по различным вопросам (понедельник – консультационный день);

    - методическую помощь и поддержку детского движения в районе (акции, реализация проектов, традиционные слеты детских объединений, учеба актива).

    За три года в программе приняли участие более 1500 ребят из детских общественных объединений  всех образовательных учреждений района. Они совместно с взрослыми провели 26 благотворительных акций («Мы рядом», «Новогодний подарок», «Солдатский треугольник», «Приглашение в сказку» и др.) и реализовали 32  социально-значимых проекта на благо общества (очищали от мусора реки, родники, строили мостики, украшали клумбами школьные дворы, строили детские площадки, сажали деревья и др.), разработано и проведено около 300 спортивных и творческих мероприятий, более 100 мероприятий с младшими школьниками и воспитанниками детских садов, взято шефство над памятниками и обелисками (регулярно проводится благоустройство прилегающей территории), подготовлено и проведено  50 тематических встреч.

    В рамках программы было разработано и издано около 40 методических пособий по вопросам деятельности детских общественных объединений («Социальной проектирование», «Фандрайзинг» «Молодежная субкультура», «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность детского общественного объединения», «программное обеспечение деятельности ДОО» и др.). Как итог – результативное участие вожатых и вожатского отряда в конкурсе «Вожатый года». Существенно улучшена материально-техническая база первичных детских организаций – практически в каждом ОУ есть комнаты детского актива и во всех информационные стенды.

    В целом можно отметить, что в недалекой перспективе детское общественное движение сохранит вариативность, гибкость организационных структур, разновозрастность и разнопрофильность. Это позволит обеспечить максимальный охват детей школьного возраста организованной социальной деятельностью, оперативно реагировать на  меняющиеся потребности детей и их родителей, обогатить и расширить воспитательное пространство района.

    Отмечая Год истории в России, мы тоже составили свою хронологическую таблицу развития детского общественного движения в Уренском районе, в ней есть свои исторические даты, памятные события. В 2013 году – 15 лет СДО «МИР», 15 лет вожатскому отряду «Звезда». Проанализировав более чем 20 - летний период современного детского общественного движения в  районе мы пришли к выводу,что у нас не было «простоев» и колебаний, мы поступательно, шаг за шагом  двигались вперед и на каждом этапе рядом с нашими детьми всегда был надежный, неравнодушный, всезнающий друг- старший вожатый, открывающий перед детьми мир игры, фантазии, свободы творчества, мир настоящего детства.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

    Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

    Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

    Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

    Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

    В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

    Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

     Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...