Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования
материал по теме

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

Мой профессиональный долг создавать условия для раскрытия творческого потенциала и  самостоятельной активности воспитанников, бросая вызов сообразительности и изобретательности, развивая здоровое самолюбие, и осознанное стремление к творческому успеху.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_masterstvo.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Я, Медикова Светлана Валерьевна, в должности педагога дополнительного образования работаю 7 лет. В  государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи  Центр «Ариадна»  я работаю с 2009 года. В 2005 году окончила Екатеринбургский  государственный театральный институт, по специальности Актёрское мастерство, присвоена квалификация «Артист драматического театра и кино». Стаж работы в учреждениях образования и культуры 15 лет, и хотя я выбрал для себя профессию в совсем юном возрасте, связанную с творческой и педагогической деятельностью, я и сейчас считаю свой выбор правильным и осмысленным.

Дополнительное образование как постоянно развивающаяся система осуществляет многопрофильное,  многоуровневое,  междисциплинарное обучение,  а также обеспечивает получение дополнительных знаний.  В связи с этим,  педагог,  включенный в систему дополнительного образования должен как минимум владеть искусством обучения и воспитания,  требующего постоянного самосовершенствования, профессионального умения оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности,  формирование ее мировоззрения и способностей (С. Д. Якушева).

Учитывая, современные подходы к обучению и воспитаю несовершеннолетних подростков, злоупотребляющих ПАВ  я в первую очередь как организатор творческого процесса иду по пути взращивания нравственно-образованной, творчески мыслящей, способной к сотрудничеству, отличающейся конструктивностью и обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны личности.

От моего профессионального мастерства во многом зависит успех развития творческих способностей личности с учётом индивидуальных склонностей подростков с девиантным поведением. А что такое творчество? Нахожу ответ в словах В.А. Сухомлинского: «Это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а может на всю жизнь». Поэтому  мой профессиональный долг создавать условия для раскрытия творческого потенциала и самостоятельной активности воспитанников, бросая вызов сообразительности, изобретательности, развивая здоровое самолюбие и осознанное стремление к творческому успеху.  

Как правило, задачи педагога дополнительного образования со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения,  в основу своей деятельности я ставлю следующие принципы:

  1. Принцип «Фейерверка» (все воспитанники – звездочки, близкие или далёкие, маленькие или большие, но одинаково красивые, и каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у других он длинный, у других… Главное – хотеть сиять);
  2. Принцип «Весов» (принцип постоянного поиска, стремления выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни);
  3. Принцип «Рейтинга» («планируй-пробуй-побеждай», каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях);
  4. Принцип «Успеха» (главное почувствовать вкус победы).

        

      Специфика моей деятельности состоит в том, что не столько разработанная система мероприятий, а сколько личный пример, передача воспитанникам своих ценностных ориентиров, умение поставить себя на место воспитанника и всегда при любых обстоятельствах быть на страже его интересов. Это позволяет решать мне и образовательные, и развивающие задачи. А чем больше я узнаю об интересах воспитанников (индивидуальные беседы, тестирования, групповые тренинги…), тем проще выстроить  с ними взаимодействие.

      Как показывает опыт практической работы в детско-юношеских коллективах,  не маловажную роль  играет комфортная  микросреда каждого воспитанника, которая прямопропорциональна атмосфере в коллективе. А эмоциональный комфорт – перспективная тактика для создания опоры при познании, изучении и реализации любого вида  деятельности. Поэтому моя основная задача в подобных условиях «позаботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», - как писал К. Д. Ушинский.

      Бесспорно, огромную роль в социализации воспитанников играет  спектр используемых мной технологий. Среди них: технологии развивающего обучения, технологии личностно – ориентированного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие... 

        Считаю качественным результатом  обучения выбор  правильной педагогом методики преподавания. В своей повседневной работе,  я применяю современные методики для развития у  воспитанников когнитивных функций; для постановки дыхания включаю в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, применяю игры и упражнения, которые развивают у подростков чувство ритма, координацию движений и баланса, формирую хорошую дикцию, артикуляцию…

Репертуар театральных постановок с несовершеннолетними,  подбирается с учетом государственных, тематических и профессиональных праздников, а также с учетом предпочтений и вкусов самих воспитанников.

В работе с воспитанниками  я вариативно использую комплекс различных форм: беседа, игра, творческая импровизация,   тренинг, создание проблемных воспитывающих ситуаций.

Главное при работе с несовершеннолетними злоупотребляющими ПАВ я стремлюсь развить их способность к целеполаганию и выбору,  умение чувствовать прекрасное и сопереживать, формирую навык социально-значимой коллективной деятельности, расширяю мировоззренческий диапазон, способность к рефлексии.

Через периодические издания методической литературы, интернет-ресурсы, знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими практическую творческую деятельность с девиантными подростками, изучаю их и потом использую в своей работе.

Я постоянно принимаю участие в заседаниях методического объединения педагогов дополнительного образования, посещаю открытые занятия своих коллег и сама делюсь педагогическим опытом. 

Моя  деятельность  предполагает  постоянное участие в массовых мероприятиях, концертах, выступлениях, что не остаётся незамеченным как для родителей несовершеннолетних, так и для администрации центра. Неоднократно награждалась грамотами за добросовестный труд и успешную работу по воспитанию, образованию и реабилитации подростков.

Иллюстрацией  к моей активной профессиональной  деятельности в центре «Ариадна» стали подготовленные и проведенные коллективно-творческие мероприятия:

2010/2011 гг

  1. День знаний «Герои нашего времени»;
  2. Праздничный концерт «Учитель, как гордо это слово звучит»;
  3. Вечер встречи выпускников «Под крышей дома своего»;
  4. Драматическая постановка «А зори здесь тихие…».

2011/2012 гг

  1. Праздничный концерт «Учителей любимые глаза»;
  2. Музыкальная сказка «Снегурушка»;
  3. Праздничный вечер «Международный день женщин, влюблённых в защитников Отечества»;
  4. Вечер  встречи выпускников «Страница за страницей»;
  5. Драматическая постановка «В апреле 45-го»;
  6. Съемка фильма о жизни воспитанников в центре «Не повторяется такое никогда».

2012/2013 гг

  1. День знаний «Новое поколение»;
  2. Праздничный капустник «Кривое зеркало или с Днём Учителя»;
  3. Музыкальная фантазия «Тайна слёз Снежной Королевы».

         Я. А. Коменский сравнивал педагога с садовником, выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим в наступление против варварства и невежества. А я считаю, главное достоинство педагога- преданность  любимому делу, и если ты в восторге от своего участия в деле, которое тебя увлекает и приносит радость, а «Радость есть особая мудрость», значить, ты полноправный участник жизни, ты счастливый человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

Финал фестиваля-конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "ШАГИ К УСПЕХУ"

сценарий финала конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...