Разработка открытого урока
методическая разработка по теме

«Работа  над   звуком  в  пьесе 

П.И. Чайковского  «Мазурка»» 

из  «Детского   альбома»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_zvukom_v_pese.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей

 « Детская  школа  искусств  ст.Холмской»

Открытый  урок

на   тему:

«Работа  над   звуком  в  пьесе  

П.И. Чайковского  «Мазурка»»  

из  «Детского   альбома»

Учащаяся     Клюкина  Катя  3кл                     Подготовила  и  провела            

                                                                     Преподаватель  фортепиано

                                                                          Волкова  Марина  Михайховна

                                     

   Апрель 2011г.

ст.Холмская

Тема:  Работа  над   звуком  в  пьесе  П.И. Чайковского  «Мазурка»  из  

           «Детского   альбома».

Цель  урока:  Выявление  художественного  образа.  Умение  найти  ясный  

                       характер  темы,  логическую  взаимосвязь  с  другими  темами  

                       и  настроениями.

Задача:          1. Выявить  все  смены  настроений  в  музыке.

                      2.  Рельефно  воплотить  ритмическое  своеобразие  пьесы.

Ход  урока:

1.  Исполнение  ученицей  пьесы  «Мазурка».

-  К  какому  жанру  относится    эта  пьеса?  /танец/.

-  Что  ты  можешь    рассказать  об  этом  танце?

Название    польского  народного  танца  «Мазурка»  происходит    от  «мазур» -  названия  жителей  Мазовии.     Темп  «Мазурки»   бывает  различным  от  умеренного  до  очень  быстрого.  Размер  ¾   Ритм  острый,  четкий.  

    В  мазурке  сочетаются  легкое  изящество,  блестящая  удаль,    порой  мечтательность.   В  пунктирных  ритмических  фигурах    эффектные  пристукивания  каблуками  и  шпорами.  

    Танец  -  есть  музыка  потенциально  связанная  с  художественным  движением,  а  ритмический  рисунок -  «зеркало  танца».   Он  настолько  передает   характер  движения,  что  по  ритму,  по  характеру  аккомпанемента  мы  можем  «отгадать»,  каков    сам  танец -  плавны  или  резки  его  «па»,  состоит  ли  он    из  мелких  шажков  или  включает  смелые  прыжки,  горделив  ли  он  или  тих  и  спокоен.

Примеры:   «Вальс»,  «Полька».  А  какая  же  наша  «Мазурка»?

          В  издании  1994года  «Детского  альбома»  детский  поэт  Виктор  Лунин   сумел  найти  слова  точно  под  стать  интонации  и  настроению  музыки.        (отрывок  из  стихотворения).

       В  нашей  мазурке  характер  задумчивый,  элегический.  В  ней  слышится    что-то  личное,  интимное:  отсюда  и  оттенок  печали  в  первых  интонациях.    Сильная  доля  в  мазурке  вторая,  но  следует   обратить  внимание  на  стаккато  в  правой  руке   и  tenuto   в  левой  руке.  На  tenuto    ь   в  правой  руке.  Существуют  определенные  правила  выразительности.   Длинный  звук  играется  ярче,  громче,  а  следующий  за  ним  более  короткий,  берется  смягченно.  Это  правило  применимо   и  для    пунктирного  ритмического  рисунка,  где   долее  короткая  длительность  играется  несколько  тише  длительности  более  крупной.

    Пунктирный  ритм  тщательно  прорабатывается  с  1т - 4такты  (используя  приемы  работы  Г.Нейгауза   для  пунктирного  ритма).

  1. Временный  отказ  от  пунктирности.
  2. Обостренное  исполнение (остановка  на  ноте,  которая   предшествует  более  мелкой  длительности.
  3. Подтекстовка.

В  тактах  5,13, 15 -  скурпулезная  работа  над  произношением  короткой  лиги  и  стаккато.  В  7  такте -  стаккато.

В  тактах  19,23 -  надо  мягко  показать    вторую  долю  в  правой  руке,  а  затем  акцент    в  левой  руке  на  третью  долю.

Средняя  часть -  это  уже  мазурка-танец;  волевой  характер  танца  передается  настойчивым  подчеркиванием  типичного  для  мазурки  ритма  (т. 19-23).   Обратить  внимание  на  точные   рациональные  движения  (т.20 – 22).   Объединять  движения  кисти,  те  штрихи  которые   группируются  вокруг  сильной  доли.   Работа  над  звуковой  точностью  в  аккордах.  Пальцы  берут  с  клавиши  с  достаточной  опорой.   Доминируют  верхние  и  нижние  звуки  «корки  пирога»,  чтобы  гармоническая  начинка  не  вываливалась.   Применить  упражнения,  направленные  на    выделение  отдельных  тонов  аккорда.   Взять  этот  тон  хорошо  опертыми  прикосновениями,  легко  коснувшись  остальных  звуков  аккорда,  и    сразу  снять  все  пальцы,  кроме  одного.  

   Фиксировать  слухом  в  сознании  определенное  мышечное  напряжение.   Динамика  меняется  в  связи  со  сменой  исполнительских  ситуаций:  она  постепенно  нагнетается  в  21-23,  23-26,  28-31  тактах.    А  в  тактах  5,19, 23, 27, 31, -  внезапная  смена   mf   на   p.  

Средняя  часть  не  контрастирует,  а  скорее  развивает  музыкальную  мысль  1  части.   В  ней  просто  более  танцевальный   характер.   Переход  к  репризе  энергичный,  хотя  часто   П.И. Чайковский  использует  противоположный  прием,  когда  музыка  к  концу  средней  части  как  бы  замирает.

       Педаль  берется  на  первые  доли  такта (в  противовес  мелодическим  опорам  на  2е  доли).  В  средней  части  короткая  прямая  педаль  поддерживает  акцентированные  3  доли  тактов.   Желательно  не  затушевывать    педалью  паузы  в  партии  левой  руки.  Сохранить  ясность  фактуры  и  четкость  ритмического  рисунка.  Педаль  лишь  должна  способствовать    тембровой  насыщенности  звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...