Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Роспись матрешек"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Пучкова Мария Владимировна

На занятии ребята знакомятся с традициями росписи матрешек (семеновской. загорской, мордовской и др)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 «Роспись матрешек»

(по мотивам мордовского народного искусства)

Цели и задачи занятия:

  1. Познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.
  2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
  3. Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
  4. Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.

Оборудование: экран для показа слайдовой презентации, мультипроектор, кисти, гуашь, трафареты матрешек и объемные деревянные заготовки, палитры, баночки для воды, матрешки, рисунки детей, работы педагога.

Музыкальный ряд: народные песни, частушки.

Литературный ряд: стихи, загадки о матрешках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Текстовый слайд: тема занятия.

       Отгадайте-ка загадку:

                  Ростом разные подружки,

                  Не похожи друг на дружку.

                 Все они сидят друг в дружке,

                 А  всего одна игрушка.

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки по мотивам мордовского народного искусства.

II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

     В старинное подмосковное имение известного промышленника  и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка- россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Иллюстративный слайд: русские матрешки.

Выходят три заранее подготовленных девочки в костюмах матрешек.

1 – я матрешка.

                 Матрешка появляется

                 На белый свет.

                 Одеждой похваляется –

                 Ей сносу нет.

2 – я матрешка.

                 Хоть мала, как крошка,

                 Сама она –

                 В матрешке есть матрешка

                 Еще одна.                

3 – я матрешка.

                 Сестра к сестренке тянется –

                 Какая стать!

                 От радости румянится –

                 Пошла плясать.

                 Пусть пляшется и скачется,

                 Пусть смех вокруг –

                 Одна в другую прячутся

                 Матрешки вдруг.

Девочки, обнявшись, встают друг за дружкой, приседая «лесенкой».

Заготовка матрешки пускается по рядам.

Иллюстративный слайд: семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки.

         И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например…

1 – я матрешка. Я – семеновская матрешка. Фартук у меня с цветами и букет держу в руке.

2 – я матрешка. Я – загорская матрешка. У меня сарафан, платочек, а в руках узелок или петушок, а то и гусочка.

3 – я матрешка. Я – полхов – майданская матрешка. Мой фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щеку.

                Мы матрешки, мы подружки,

                Утром рано мы встаем,

                Мы втроем поем частушки

                И танцуем мы втроем.

                Мы матрешки, мы сестрички,

                Мы подружки – невелички.

                Как пойдем плясать и петь –

                Вам за нами не успеть.

                Если любите вы шутку,

                То зажмурьтесь на минутку,

                Сосчитайте до пяти –

                Нас попробуйте найти!

                И кроваток нам не нужно,

                Потому что в час ночной

                Спим мы вместе, спим мы дружно,

                Спим мы все одна в другой.

                Мы пропели вам частушки

                Хорошо ли, плохо ли.

                А теперь мы вас попросим,

                Чтоб вы нам похлопали.

1 – я матрешка (загорская). Но вот беда – надоел мне мой зеленый сарафан. Хочется новенького чего – нибудь.

2 – я матрешка (семеновская). А мой фартучек выцвел  от времени, поизносился. Обновить бы его.

3 – я матрешка (полхов – майданская). А мои цветы завяли, того гляди лепестки опадут. Может ребята мне помогут?..

    Ну что ж, наши мастера – кружковцы согласны вам помочь. Вот только «оденем» мы вас в соответствии с традициями нашего народа.

Ребята, давайте уточним, что же мы увидим в наряде мордовской матрешки?

Иллюстративный слайд: мордовский народный костюм.

    Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. Основной частью женского костюма являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт в одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

     Прямые полотнища, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье, по руковам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Силуэт одежды подчеркивает дородность фигуры женщины, роль которой на земле – дарить человеку жизнь.

    А что вы можете сказать о традициях народной вышивки?

Мордовскую вышивку отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, выделяет не многоцветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов.

Иллюстративный слайд: мордовские матрешки. 

   Посмотрите на примеры профессиональной росписи матрешек. Здесь использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники удачно применили в изделиях разнообразные элементы  нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Насыщенный цвет хорошо подчеркнут «чистой» деревянной поверхностью матрешки и уравновешивается яркой полосой, обозначающей нижний край платья-панара. Таким образом матрешка приобрела свое лицо, свое национальное разнообразие.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 (звучат народные мелодии)

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

     Выставка работ кружковцев, обсуждение правильности росписи, сочетания цветов, оригинальности решения художественного образа. Отмечается, что все успешно справились с работой.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

Конспект занятия студии «Гитара и Мы» Второго года обучения, возраст учащихся -15 лет Авторская программа. Раздел № 4

Тема занятия: Работа над техникой исполнения игры на инструменте. Занятие комплексного применения и закрепления знаний при игре на гитаре ансамблем. Разбор новой песени с модуляцией. Повторение п...

Конспект занятия по рисованию "Роспись рукавицы мордовским узором"

Занятие с этнокультурным компонентом, формирует эстетическое отношение  к народному творчеству, развивает художественный вкус и творческую инициативу....

Конспект занятия Студии "ЛЕГО - дизайн"на тему "Скорость вращения"

Конспект занятия Студии "ЛЕГО - дизайн"на тему  "Скорость вращения" может быть полезен педагогам дополнительного образования и педагогам ДОУ...

Конспект занятия Студии "ЛЕГО - дизайн"на тему "Парад Победы""

На  занятии на тему "Парад Победы"" учащиеся изображали военную технику посредством использования различных конструкторов по своему желанию....